Понятие «тримерии» в христианской антропологии
Человек создан Богом по Образу Его и Подобию. Свойствами духовного бытия являются сознание, разум, творчество, свобода. По словам арх. Киприана Керна, Образ Бога в человеке есть онтологическая основа Откровения [84].
По мнению старца Силуана, отблески Образа Божьего заключены в теле, психофизическом строении, тройственности души человека, но самым существенным является ОБРАЗ БЫТИЯ [156].
Св. Гр. Палама находит символы внутрибожественной жизни в низших планах бытия — в духовной природе человека
[133].
Человек, как и Св.Троица, троичен. Св. Ефрем Сйрин сравнивает человеческую тримерию — тела, души и духа с тремя Лицами Божественной Троицы. Человек символически, образно отображает в себе внутритроичные отношения трех Божественных ипостасей. В Св. Троице Ипостаси Отца, Сына и Св.Духа слиты нераздельно и неслиянно. Так и в человеке ест» ум, слово и дух, и ни ума не бывает без слова, ни слова без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе [90].
Как мы установили в I части, мир устроен по принципу изоморфизма. Законы мироздания общие и для Космоса и для Антропоса, а мир земной — символ Мира Горнего.
Поэтому в Антропосе, Микрокосмосе, действуют те же законы:
— неслиянности и нераздельности в тримерии;
— целостности;
— триединства;
— гармонии;
— иерархии.
Принцип неслиянности и нераздельности в тримерии человека. Душа оживляет тело и слита с ним нераздельно — свойства природы души и тела остаются в своих границах устойчивыми и не сливаются. В то же время мы видели, как трудно установить различия между душой и духом, которые также сли-
ты между собой нераздельно, хотя и не тождественны друг другу.
Принцип целостности. Нераздельность и неслиянность компонентов человеческой тримерии — тела — души и духа — обуславливает целостность триады, которая выступает как интегрированная триада — монада.
Св. Афанасий Синайский сказал: «Человек есть триада в монаде и монада в триаде». Человек — Образ Божественной Триединой Монады. Эта интегрированная монада — триада являет собой человеческую индивидуальность.
«Индивидуальность — это те особенности, — писал А. Ку-раев, — которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы» [98].
Проявление индивидуальных черт — это то, как, в какой мере, каким образом данный человек осуществляет свою человеческую сущность, «проявляет» свой логос. Индивидуальность — это целостность индивидуальных свойств, объединенных «программой» развития логоса.
Симфония и гармония в тримерии. Хотя тело, душа и дух нераздельны и неслиянны, взаимно проникают друг в друга, тем не менее не происходит их смешения или поглощения их друг другом.
В райском состоянии человек пребывал в целостной гармонии.
Соотношение между компонентами в тримерии, вероятно, по Замыслу Творца, тоже было гармоничным. Закон гармонии известен как «золотое сечение» — определенная пропорция в соотношении влияния компонентов в тримерии.
Принцип иерархии в тримерии. Все компоненты тримерии существуют в гармоничном взаимодействии друг с другом и вместе с тем в тримерии действует принцип иерархического строения — дух является высшим регулирующим началом.
Принцип триединства в тримерии. Принцип триединства реализуется в каждом компоненте человеческой тримерии:
— тело троично, состоит из 3-х частей;
— душа троична, состоит из 3-х частей;
~ дух троичен, состоит из 3-х частей. Вот как Образ и Подобие 3-х частей души рассматривает арх. Киприан:
1) вожделенная душа соприкасается с любовью Бога; 2) разумная душа воспринимает исходящую от Бога мудрость; 3) раздражительная часть души через гнев противостоит духам [84].
И, в свою очередь, части души слиты нераздельно и несли-янно: «и в душе нашей мы можем усмотреть троичность ипостасей, единство естества, единовременность, нераздельность, неприступность, неизобразуемость, несозерцаемость, нерож-денность» — так писал св. Гр. Нисский [цит. по арх. Керну]. Кроме триады «тело — душа — дух», в христианской антропологии существует еще триада «ум — чувство — воля».
А. Позов, обобщая древнецерковное учение о человеке, утверждает, что существует телесный «ум — чувство — воля», душевный «ум — чувство — воля», духовный «ум — чувство — воля» [141].
Святыми отцами ум, чувство, воля рассматривались как душевные феномены и, как правило, в их целокупности — без отрыва от основы души. Кроме того, пишет арх. Керн, ум, чувство, воля рассматривались святыми отцами как символы иного бытия, как отображения вечной жизни Самого Божества [184]. Используя эти символы, св. отцы пытались понять, объяснить себе божественную первооснову мира, души, человека.
Поскольку человек есть Образ и должен стать Подобием Бога, то существенные свойства духовно-личного бытия и человека и Бога, как утверждает догматическое богословие, сходны [90].
Если человек обладает разумом, волей и чувством, то Бог также обладает Разумом, Волей и Чувством, только сообразными с его бесконечной природой.
Разум Бога — это всеведение (знание всего наилучшим образом) и Премудрость (знание целей и средств достижения целей).
Воля Божья — свобода Его хотения и волеизъявления.
Чувства Бога — всеблаженство и любовь.
По мнению арх. Ф.Авсенева, настоящим предметом психологии является истинное существо — дух, проявляющий себя в существенном союзе с телом — или душа [2].