Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
В истории развития науки формирование новых знаний происходило и происходит во взаимосвязи двух тенденций – дифференциации (появление новых объектов и направлений исследований, образование новых научных дисциплин) и интеграции (объединение объектов и предметов исследований, синтез знаний о них, образование «стыковых» дисциплин). Дифференциация научных знаний играет особую роль в период возникновения науки в целом и каждой отдельной науки. Интеграционные процессы выступают характерной особенностью развития современной науки, для которой определяющим является целостный подход в решении научно-технических, экологических, социально-экономических и других проблем.
Дифференциация – превращение зачатков научных знаний в частные науки, внутринаучное формирование новых направлений познания и, как следствие, новых дисциплин – началась на рубеже XVI – XVII вв. Единое ранее знание разделялось на философию и науку. Наука приобретала черты специфической системы знания, социального института и духовной формы деятельности. Философия дифференцировалась на онтологию, гносеологию, этику и др. Наука как целое разделялась на частные науки, среди которых формировалась наиболее развитая, классическая механика, становящаяся лидером естествознания. Последующая дифференциация научных знаний, обусловленная внутренней логикой исследований и практическими потребностями общественного развития, привела к появлению «стыковых» наук – биохимии, биофизики, химической физики, физической химии, геохимии, биогеохимии. В XIX–XX вв. осуществлялся активный процесс дифференциации биологического, химического, физического знания.
Интеграция – объединение наук и научных дисциплин, их методов в XX–XXI вв. обусловила возникновение и развитие новых научных направлений, общенаучных областей научных знаний – кибернетики, общей теории систем, системотехники, биотехнологии, генетической инженерии, общей теории безопасности, социальной экологии и многих других, которые служат решению крупных практических проблем.
Активное участие в интеграции знаний принимает и философия. Возрастание роли техники в жизни общества, превращение ее в сложную, развивающуюся систему, массовость технической деятельности, противоречивый и масштабный характер природно-экологических и социальных последствий ее применения обусловили появление новых областей исследованиях техники – философии техники, технетики, социальной оценки техники.
Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.
8. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.
Научное познание – это процесс развития системы знания, которая включает в себя три связанных уровня – эмпирический, теоретический и метатеоретический.
В эмпирическом познании решающую роль играют органы чувств человека, а формами чувственной организации знаний являются ощущение, восприятие, представление.
Эмпирическое, или опытное, познание направлено непосредственно на свой объект. Объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Основной задачей эмпирического уровня познания является описание наблюдаемых явлений и экспериментальных данных, их систематизация, классификация, обобщение фактов.
Необходимо различать факты действительности как ее отдельные, специфические проявления, и факты знания как отражение этих проявлений в сознании человека. Эмпирический опыт планируется, конструируется теорией, а факты всегда теоретически нагружены. В современной науке механизм эмпирического познания конструируется с помощью теории, поэтому полученные факты всегда теоретически нагружены.
Теоретический уровень научного познания опирается на эмпирическую базу и характеризуется преобладанием рационального момента (понятий, теорий, законов и других форм мышления), он отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей. Такое отражение, напомним, достигается путем мысленной обработки эмпирических данных и объединения исследуемых объектов, постижения их сущности, законов существования, которые составляют основное содержание теорий.
Важнейшей задачей теоретического познания является достижение объективной истины в ее конкретности и полноте содержания.
— для эмпирического базиса таковы: постижение ощутимых (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), опрос (свидетелей, наблюдателей, экспертов), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;
— для теоретического знания таковы: обнаружение проблемы и формулирование задач; выявление внутренних и существенных связей (законов); создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (составление абстрактно-исчерпывающего образа из всех абстрактных характеристик), аксиоматики (постулатов, аксиом), гипотетико-дедукции (дедуктивных выводов и их проверки на фактах), историко-логических исследований (выявление логики процесса развития соответствующих явлений и знаний); установление общих характеристик объектов и способов их познания; создание картины мира, идеалов, норм и философских оснований науки через отраслевое, межотраслевое и философское переосмысление научных достижений.
Для эмпирических описаний и теоретических построений наука использует специальные термины, понятия, категории, схемы, иные языковые и символические конструкции.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны поскольку: 1) взаимосвязаны уровни реальности, которые являются объектом их изучения (внутреннее, существенное, закономерное и внешнее, преходящее, случайное); 2) практическая деятельность основывается на единстве внутренних и внешних, существенных и несущественных процессов; 3) в человеческом сознании, поверхностное отражение реальности в психических образах связано с рациональным определением главного в них, более глубоким осмыслением реальности посредством образов и переживаний.