Религиозно философские искания в России.

Самобытным русским мыслителем был писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок, то. очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого. Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия; зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.

Н. БЕРДЯЕВ (1874 - 1948) в начале своего творчества примыкал к "легальному марксизму", а позже, став активным противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества . Свобода - одна из основных тем в творчестве Бердяева. Философ убежден в самоочевидности свободы человека. Свобода Бердяева - это свобода духа человека, его сознания и самосознания. Свои раздумья философ воплотил в оригинальной интерпретации "Легенды о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. Бердяев выделяет в ней главный сюжет - о трудности свободы. Свобода предполагает выбор, а, следовательно, шаг в неизвестность, чреватую опасностью и даже гибелью. Поэтому свобода чаще всего не нужна человеку, она тяготит его жизнь. Человек настолько слаб, что готов сменять свободу на спокойное счастье безответственности. Он сам ищет того, кто сделал бы за него выбор, определил бы его судьбу.
Размышляя об истории, Бердяев крайне негативно высказывается о революциях, подчеркивая, что революции ничего не создают, а только разрушают. Революционеры воображают себя творцами нового будущего, но на самом деле они обращены в прошлое, они рабы этого прошлого, хотя и ненавидят его. В результате появляются новые формы рабства, новые формы угнетения.
Видным русским религиозным мыслителем начала 20 в. можно считать Сергея Николаевича Булгакова (1871 – 1944). Булгаков прошёл длительный путь духовных исканий. Сначала Булгаков был последователем умеренного (легального) марксизма и получил экономическое образование. Однако уже в 1903 г. он выпускает сборник очерков «От марксизма к идеализму», в котором переходит на неокантианские позиции. Теперь Булгаков говорит о марксизме как искажённой религии, в которой Маркс выступает в роли пророка, избранный еврейский народ заменяется пролетариатом, а рай – грядущим коммунизмом. С. Н. Булгаков выступил в «Вехах» со статьёй «Героизм и подвижничество», где призывал отказаться от героического радикализма и максимализма и возвысить ценности смиренного повседневного труда и самосовершенствования. Влияние религиозных воззрений всё более превалирует в трудах Булгакова. Хозяйственная деятельность рассматривается Булгаковым как практическая реализация всеединства, как усилия по ликвидации разрыва между творцом и тварью. Именно в хозяйственной, экономической деятельности и творится идея единого человечества, причём, нужно говорить об общности, соборности хозяйственной деятельности. Он размышляет над сущностью религии как опознания Бога в мире и переживания связи с Богом. Философию поздний Булгаков рассматривает как «вольное художество на религиозные темы».



Наши рекомендации