Философские искания мыслителей средневековья

Семинар 1. Теоцентризм средневековой философии

Цель занятия:

-основной задачей семинарского занятия является выявление основных особенностей формирования средневековой философии, становления и развития основных идей и принципов как в христианской, так и в арабской философских системах.

План

1. Идейные истоки формирования христианской философии (этика стоицизма и учение Филона Александрийского). Христианская апологетика: идейные истоки.

2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения

3. Средневековый мистицизм и его последователи (Августин, Дионисий, Макарий Египетский).

4. Спор номинализма и реализма в средневековой схоластике (Росцелин, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Пьер Абеляр, Оккам)

Темы докладов

· Сущность патристики.

· Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.

· Принцип креационизма и его роль в средневековой философии.

· Материализм в арабской средневековой философии.

· Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики.

· Мир исламского мистицизма.

Вопросы для закрепления материала

1. Какое место занимала проблема соотношения разума, веры и авторитета в средневековой философии?

2. Что означает высказывание Тертуллиана «верую ибо абсурдно»?

3. Что было характерно для схоластического учения Фомы Аквинского?

4. Что такое реализм, номинализм и концептуализм в средневековой философии

Ролевая игра

Цель игры: выяснить сущностные различия между двумя основными позициями в схоластической философии: НОМИНАЛИЗМОМ и РЕАЛИЗМОМ. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет умеренного реалиста Фому Аквинского, второй – умеренного номиналиста – Иоанна Дунса Скота. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку своим лидерам.

Литература [1-12; 15-18; 24; 25; 27; 34; 36-40; 44-65].

Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Семинар 1. Мыслители эпохи Возрождения и новая картина мира

План

1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения

2. Место Бога в философских концепциях философов Возрождения

3. Философское и космологическое учение Николая Кузанского.

4. Джордано Бруно и его философская концепция.

Темы докладов

· Николай Коперник.

· Философские взгляды Якова Бёме.

· Мишель де Монтень: философия «Эссе».

· Пико дела Мирандола.

· Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости».

· Галилео Галилей: «А всё-таки она вертится».

Вопросы для закрепления материала

1. В чем состоит своеобразие индивидуалистического гуманизма эпохи Возрождения?

2. Чем характеризовалось развитие науки и натурфилософии эпохи Возрождения?

3. В чем суть социально-философских идей Мишеля Монтеня и Никколо Макиавелли?

4. Покажите.

Литература [1-12; 7; 15-19; 24; 25; 32; 34; 36; 37; 44-65].


Семинар 2.

Эмпиризм и рационализм в философии познания XVII-XVIII вв.

Немецкая транцедентально-критическая философия XIX в.

План

1. Философский эмпиризм (Френсис Бэкон, Джон Локк)

2. Философский рационализм (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза)

3. Идеалистический и материалистический рационализм эпохи Просвещения.

4. Немецкий идеализм (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, И. Гегель).

Темы докладов и рефератов

· Философские идеи и принципы Бенедикта Спинозы.

· Философские взгляды Джона Локка.

· Томас Гоббс и его учение.

· Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах.

· Людвиг Фейербах о сущности христианства

· Природа субъективного идеализма.

· Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

Вопросы для закрепления материала

1. Каковы основные идеи метафизики и этики Бенедикта Спинозы?

2. Что такое монадология Готфрида Лейбница и в чем ее научное значение?

3. В чем заключались основные социально-философские идеи периода Нового времени и Просвещения, и каково их значение?

4. В чем суть гносеологизации философии Иммануилом Кантом?

5. Каковы базовые положения этики Иммануила Канта?

6. В чем суть субъективно-идеалистической системы Йогана Фихте?

7. Какие проблемы решались в рамках объективного идеализма Фридриха Шеллинга?

Литература [1-8; 10-12; 15-19; 21; 24-26; 32; 33; 36-38; 44- 65].

Западноевропейская философия в конце XIX - XX вв.

Семинар 1.

Сциентизм в западноевропейской философии

План

1. Феноменология Эдмунда Гусерля

2. Позитивизм в XIX веке. Огюст Конт

3. Неопозитивизм и его разновидности в западной философии

4. Современный постпозитивизм.

Тема докладов и рефератов

· Феномен человека Тейяра де Шардена.

· Критерий очевидности в теории познания Эдмунда Гусерля

· Сущность закона «трех стадий» в философии Огюста Конта

· Герберт Спенсер и английский позитивизм.

· Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX века.

Литература [1; 3-8; 11-13; 15; 16; 18; 19; 20; 22; 23; 26; 36; 37; 39; 42; 43; 44-65].

Семинар 2.

Западный антисциентизм и его основные направления

План

1. Философия марксизма: основные источники и критерии.

2. «Философия жизни» и его три разновидности

3. Философия экзистенциализма: религиозный и атеистический экзистенциализм

4. Философия психоанализа: фрейдизм и неофрейдизм

Темы рефератов

· Артур Шопенгауэр – основатель современного европейского иррационализма.

· Фридрих Ницше: «воля к жизни – воля к власти».

· Сущность религиозного экзистенциализма.

· Сущность герменевтики.

· «Диалектика природы» Ф. Энгельса: философский анализ.

Вопросы для закрепления материала

1. Сущность классовой теории К. Маркса

2. Почему марксизм имел такую большую популярность в Европе?

3. Каковы основные тенденции в развитии западной религиозной философии XX века?

4. Чем определяется основной круг проблем в экзистенциализме?

5. Что такое философская герменевтика и каковы ее основные идеи?

6. В чем сущность психоаналитического подхода в понимании человеческого сознания?

Ролевая игра

Цель игры: выяснить сущностные различия между двумя основными позициями в современной западной философии сциентического и антисциентического направления. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет лидера психоанализа Зигмунда Фрейда или одного из представителей направления психоанализа в западной философии, второй лидера постпозитивизма Карла Поппера или кого-то из его единомышленников. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку своим лидерам.

Литература [1-8; 10-13; 15; 16-19; 20-24; 26; 32; 33; 36; 37; 39; 43-65].

Русская философия

План

1. Формирование русской философии до конца XVIII в.

2. Славянофилы, западники, евразийцы о месте России в мировом сообществе

3. Интеллектуализм и антиинтеллектуалихм в русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Шестов, Флоренский, Трубецкой).

4. Особенности формирования и развития русского материализма (Бакунин, Чернышевский, Писарев, Достоевский, Плеханов, Ленин)

Тема докладов и рефератов

· М.В. Ломоносов и его вклад в развитие русской философии.

· Философский анализ книги А.В. Радищева «О человеке, его смерти и бессмертии».

· Русское масонство.

· Владимир Соловьев о смысле любви.

· Русский марксизм.

· Русский марксизм.

· Русская идея.

· Учение о трех свободах Н.А. Бердяева.

· Русский экзистенциализм.

Вопросы для закрепления материала

1. В чем раскрывается практически-нравственная ориентация русской философии?

2. Раскройте сущность идеи «Москва – третий Рим и четвертому не бывать»

3. Раскройте сущность философии интуитивизма.

Литература [1; 4; 5; 10-12; 16; 17; 24; 30; 34; 39; 42; 44-65].

РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Семинар 1. Категория бытия.

Наши рекомендации