Философские искания мыслителей средневековья

ФИЛОСОФИЯ

Планы семинарских занятий

для студентов 1 курса института подготовки

муниципальных и государственных служащих

Квалификация (степень) выпускника – специалист

Факультет: юридический

Категория обучаемых: студенты

Курс: 1-й (очная форма обучения)

Рязань, 2012

Ф56

Автор-составитель:И.А. Гагин,кандидат исторических наук, доцент.

  Философия:Планы семинарских занятий / авт.-сост. И.А. Гагин. – Рязань : Академия ФСИН России, 2011. – 32 с.   Планы семинарских занятий составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031001.65 – Правоохранительная, утвержденного приказом Минобрнауки от 17 января 2011 г. № 67. Обсуждены и одобрена на заседании кафедры философии и истории октября 2011 г., протокол № ,

Начальник обеспечивающей кафедры

Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов

 
  Философские искания мыслителей средневековья - student2.ru

Учебно-методическое издание

ГАГИН Игорь Анатольевич

ФИЛОСОФИЯ

Планы семинарских занятий

Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 1,5. Тираж 30 экз. Заказ № _____. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1
    ББК Ю.р30 © Гагин И.А., 2011 © Академия ФСИН России, 2011  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Процесс обучения в высшем учебном заведении предусматривает семинарские занятия. Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Они должны обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач практических ситуаций и т. п.).

Основной формой контроля знаний студентов являются экзамен при завершении курса «Философии». Экзамен проводится по вопросам, утвержденным учебным отделом заведения.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана, графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы обучаемых.

В качестве основной литературы для подготовки к занятиям кафедра рекомендует труды представителей классической, современной западной и русской философии. Кроме этого, слушатели могут использовать любые монографии, сборники, философские и общественно-политические журналы, такие как «Вопросы философии», «Философские науки», «Полис» и др. Разъяснение философских терминов находится в словарях: Философский словарь. М., 2000; Философский энциклопедический словарь. М., 2008; Современная западная философия: Словарь. М., 2005. Краткий философский словарь:под ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб.и доп. - М. : Проспект : ТК Велби, 2009, 2005.Новая философская энциклопедия. Т. I – IV. М., 2000–2001.

Подготовка студентов к семинарскому занятию фиксироваться в рабочей тетради, изучаться не менее трех источников по выбору общим объемом 30-40 страниц. Вопросы для подготовки к каждому занятию даются в развернутом виде, то есть каждый вопрос имеет несколько подвопросов, что должно помочь более детально, полно и продуманно подготовиться к ответу на весь поставленный вопрос. На каждом семинарском занятии прослушиваются несколько предложенных вопросов в виде докладов (сообщений). Докладчики на предшествующем занятии выбираются по желанию, готовятся индивидуально и излагают предложенный материал с последующим обсуждением

Необходимую консультацию во время самоподготовки студенты могут получить у дежурного преподавателя (каб. 303, 304, 310, 411) и методиста кафедры (каб. 316).

Тематический план

(1 курс, бакалавриат, внебюджет)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов по учебному плану Аудиторных часов лекций практические Самостоятельная подготовка
1. Философия, ее предмет и роль в обществе    
2. История философии как составная часть философии:          
2.1 Философия Древнего Мира    
2.2 Философские искания мыслителей средневековья    
2.3 Философия эпохи Возрождения и Нового времени.    
2.4 Западноевропейская философия в XIX – XX вв.    
2.5 Русская философия    
3. Проблема бытия и сознания в философии    
4. Диалектика познания в философии    
5. Проблема человека в философии    
6. Общество: основные сферы жизни    
             
  Форма контроля (экзамен)          
  Всего часов по дисциплине:    
               

РАЗДЕЛ 1

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

План

1. Смысл понятия «философия»: предмет, объект и определение философии

2. «Основной вопрос философии»: вопрос об отношении мышления к бытию как мировоззренческая проблема

3. Структура и функции философии, ее место в духовной жизни общества

4. Роль философии в современной жизни человека и общества.

Вопросы для закрепления материала

1. В чем состоит специфика философского знания и как оно соотносится со знанием научным?

2. В чем состоит предназначение и смысл философии?

3. Каковы основные понятия философии?

4. Как развивается философия и каковы ее исторические типы?

Литература [1; 2; 3; 6; 10, 12; 16; 34; 35; 36; 40; 45-65].

РАЗДЕЛ 2.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ

2.1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.

Семинар 1. Досократовская философия Древней Греции

План

1. Раннегреческая натурфилософия. Первые философские школы.

2. Проблема бытия в учении элеатов: зарождение рационализма и сущность апорий Зенона.

3. Линия Демокрита: древнегреческий атомизм

4. Софисты и софистика.

Темы докладов

· Логос Гераклита.

· Пифагор и пифагорейцы.

· Проблема бесконечности в философии элеатов.

· Эмпедокл.

· Демокрит о душе.

· Протагор: «человек есть мера всех вещей».

· Софисты и софистика: философский анализ.

Вопросы для закрепления материала

1. В чем заключается своеобразие античной философии, каковы ее фундаментальные проблемы и основные школы?

2. Кто такие досократики и в чем состоит особенность их философствования?

Литература [1-12; 15-17; 24; 28; 37; 42; 44-65].

Семинар 2. Классический период древнегреческой философии

Ролевая игра

Цель игры: необходимо выяснить сущностные различия между сформировавшимися классическими позициями в философии: ЛИНИЕЙ ДЕМОКРИТА и ЛИНИЕЙ ПЛАТОНА. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет Демокрита, второй – Платона. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку.

План

1. Сократ и сократические школы.

2. Платон: учение об идеях

3. Аристотель - систематизатор древнегреческой философии.

Темы докладов

1. Сущность диалектического метода Сократа.

2. Киники их учение.

3. Платон о душе.

4. Платон о государстве.

5. Аристотелевская логика.

6. Сравнительный анализ философских взглядов Платона и Аристотеля.

Вопросы для закрепления материала

1. Чем различаются позиции софистов и Сократа о человеке, его добродетелях и познании?

2. В чем суть учения Платона об эйдосах и душе?

3. Чем определяется учение Платона об «идеальном государстве»?

4. Чем онтологические идеи Аристотеля отличались от идеализма Платона?

5. Какие новые идеи были выдвинуты в рамках кинизма, эпикуреизма, стоицизма?

6. Что было характерно для неоплатонизма и каково его влияние на дальнейшее развитие философии?

Литература [1-12; 15-17; 24; 25; 29; 37; 42; 44-65].

Семинар 3. Позднеантичный идеал мудреца

План

1. Основные идеи скептицизма.

2. Праздник жизни или поиск истины: философия эпикурейцев

3. Стоицизм на страже нравственности.

Темы докладов

1. Пиррон – основоположник скептицизма.

2. Эпикур – философ-моралист эпохи эллинизма.

3. Зенон из Китиона – основатель стоицизма.

Деловая игра

Студентам предлагается разбиться на небольшие группы (по два-три человека) с целью создания деловых кроссвордов, раскрывающих сущность основных понятий и терминов античной философии. В кроссворде должно быть не менее 15 понятий (только существительных в именительном падеже, например: «реинкарнация», «материя», «релятивизм» и т.п.). На работу отводится 20-25 минут, после чего производится обмен готовыми материалами. Первые, кто сумеет правильно разгадать кроссворд своих коллег, оцениваются по пятибальной шкале, исходя из сложности, актуальности и компитентативности представленного в кроссворде материала.

Литература [1-12; 15-17; 24; 25; 29; 37; 42; 44-65].

Философские искания мыслителей средневековья

Семинар 1. Теоцентризм средневековой философии

Цель занятия:

-основной задачей семинарского занятия является выявление основных особенностей формирования средневековой философии, становления и развития основных идей и принципов как в христианской, так и в арабской философских системах.

План

1. Идейные истоки формирования христианской философии (этика стоицизма и учение Филона Александрийского). Христианская апологетика: идейные истоки.

2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения

3. Средневековый мистицизм и его последователи (Августин, Дионисий, Макарий Египетский).

4. Спор номинализма и реализма в средневековой схоластике (Росцелин, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Пьер Абеляр, Оккам)

Темы докладов

· Сущность патристики.

· Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.

· Принцип креационизма и его роль в средневековой философии.

· Материализм в арабской средневековой философии.

· Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики.

· Мир исламского мистицизма.

Вопросы для закрепления материала

1. Какое место занимала проблема соотношения разума, веры и авторитета в средневековой философии?

2. Что означает высказывание Тертуллиана «верую ибо абсурдно»?

3. Что было характерно для схоластического учения Фомы Аквинского?

4. Что такое реализм, номинализм и концептуализм в средневековой философии

Ролевая игра

Цель игры: выяснить сущностные различия между двумя основными позициями в схоластической философии: НОМИНАЛИЗМОМ и РЕАЛИЗМОМ. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет умеренного реалиста Фому Аквинского, второй – умеренного номиналиста – Иоанна Дунса Скота. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку своим лидерам.

Литература [1-12; 15-18; 24; 25; 27; 34; 36-40; 44-65].

Наши рекомендации