Российская философия второй половины ХIХ – XX в.
Духовная культура России второй половины ХIХ – XX в. обогатилась значительным количеством разнообразных философских направлений. В этот период сформировалась и отечественная социология, которая была представлена такими философами, как П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский (1842-1904), П.А.Сорокин (1889-1968).
П.Л.Лавров (1823-1900) – один из первых в России последователей позитивизма. Он был сторонником «практической философии». Человек, по его мнению, имеет право на собственный субъективный идеал, и в своих поступках он нравственно обязан следовать этому идеалу. Лаврову принадлежит идея «критически мыслящей личности», которая оказала сильное влияние на умы современников.
Н.К.Михайловский – один из создателей субъективной социологии. В центре учения Михайловского лежит идея личности, индивидуальности, развитие которой является мерилом прогресса. Идеал Михайловского – всестороннее развитие личности, «разнородность» личности.
В конце 60-начале 70-х гг. ХIХ в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-80-е гг. явились почевники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.
П.Сорокин (1889-1968) –русский философ, считавший главной темой своей философии, проблемы человека и общества. Им были разработаны теории стратификации и социальной мобильности.
Большое значение в постановке философских проблем имела литература (Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и др.).
Ф.М.Достоевский (1821-1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву», то есть обычаи и традиции. Основную роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. По Достоевскому, именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека.
Философские взгляды Достоевского оказали огромное влияние на всю последующую философию (особенно на В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Ф.Ницше, Ж.- П.Сартра, А.Камю и многих других).
Л.Н.Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину, названную толстовством. Суть его в следующем: религия должна быть простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть. Смысл жизни человека в его самосовершенствовании. Главное зло на Земле – это смерть и насилие. Поэтому надо отказаться от насилия как способа решения любых проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу.
В ХХ в. в России и ряде зарубежных стран возникли общины толстовцев, многие из которых просуществовали несколько десятилетий.
Теоретические споры между славянофилами и западниками были сняты народничеством. Эта идеология и движение разночинной интеллигенции, объективно отражавшие антифеодальные интересы крестьянства. Народничество выступало одновременно и против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны. Главными идеологами народничества были П.Л.Лавров (1823-1900),М А.Бакунин (1814-1876) и П.Н.Ткачев (1844-1885).
В середине 80-х гг. ХIХ столетия народничество в силу ряда объективных причин распалось. Тем не менее, влияние мировоззрения народников долгое время сказывалось в общественно-политической жизни России.
Следующий этап (конец ХIX - первая половина ХХ в.) русской философии связан с возникновением философских систем.
Оригинальная и плодотворная, линия философии складывается в рамках линии религиозной философии (В.С.Соловьев, Леонтьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой).
В.С.Соловьев (1853-1900) – величайший русский философ ХIХ в. Оставил после себя объемное наследие («Критика отвлеченных начал», «Чтение о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», Три разговора» и многочисленную философскую публицистику).
Соловьев был религиозным философом.
Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга, и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т.д. Далее Вселенная, замечает В.Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое.
«Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь цельным знанием. Цельное знание – синтез теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих элементов собственно является абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Тем самым, положительно оценивая научное знание, Соловьев разработал теократическую утопию, полагая, что единство человечества будет обеспечено всемирной теократией (воссоединение церквей), где нравственная власть принадлежала бы церкви, а политическая ̶царю. Философ считал, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т.д., делает из культурного человечества одно целое, которое живет одной общей жизнью. Мир – это всеединство в столкновении, и Бог – это важнейший компонент всеединства мира. Соловьев выделяет III ступени процесса объединения:
1) царство минералов, растительности и животных
2) царство человека
3)человеческое царство – особый этап, на котором мир соединяется с Богом. Это предел, к которому должно стремиться человечество.
Особое место в онтологии Соловьева занимает учение о Софии, божественной премудрости. София трактуется как мировая душа. София одухотворяет материальное многообразие мира, скреплённое Богом, как воплощением всеединства.
Философская мысль ХIХ века включает в себя также и такое явление, как русскийкосмизм.
В сочинениях ряда философов, мыслителей были проанализированы проблемы единства человека и космоса. Космизм (от греч. Kosmos – организованный мир) - философское направление, в основе которого знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира».
В русском космизме традиционно принято выделять религиозно-философское (Н.Ф.Федоров, В.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, и др.) и методологически-философское (В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский и др.) направления. Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в общественном творении, то второе рассматривает преобразующую деятельность человека как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мировоззрения. Основные идеи: идея всеединства, идея незавершенности развития мира и человека, их негармоничное состояние; трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро и макрокосма; признание активности как необходимого атрибута человеческой природы; идея достижения духовного самосознания; вечность жизни; переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как царства Божьего.
Философы–космисты призывали к осторожности и благоразумию, суть которого ̶ не навредить природе, не уничтожить среду своего обитания; жить в единстве и гармонии с «космосом, а не в стремлении непременно покорить его». Это ̶ идея коэволюции человека, обшества и природы.
Бердяев Н.А. (1874-1948) – русский религиозный мыслитель. Основные работы «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества», «Опыт оправдания человека» (1916), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1945), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIX - XXвека « (1946) и др. Бердяев был продолжателем традиций Соловьева. Он считал, что общественное развитие России возможно лишь в рамках христианской традиции. Позднее творчество Бердяева можно охарактеризовать как религиозный экзистенциализм. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, то есть о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте; она субъективна, а не объективна.
По Бердяеву, экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человеческое существование.
Главным онтологическим каноном в философии И.А.Бердяева является свобода. Она абсолютна, иррациональна и несоизмерима ни с какими другими категориями; она существует как нечто, представляющее иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего.
Основная категория в философии Бердяева – человек. Человек является единственным носителем духа (духовным существом), носителем добра и красоты. Он – высшая материальная структура (микрокосм), содержащая все элементы мира (макрокосм). Подлинное бытие человека (экзистенция) первично к любому возможному вне его бытия как природному. так и социальному. Этот мир объективирован, материализирован экзистенцией. Поэтому мир человека есть объективированная его духовность. Каков дух человека, таков и его мир. Задача человека – стать личностью.
С.Н.Булгаков (1871-1944) – крупный религиозный философ. В своем главном труде «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной тематикой, развил учение Соловьева и Софии.
П.А.Флоренский (1822-1937) – религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и потрясающей ученостью в самых разных областях (философия лингвистики, математика, культурология и др.). Он искал для себя опору в православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Флоренский с большой силой подчеркивал живое единство Космоса как тайну природного бытия.
Н.Ф.Федоров (1828-1903). В его работе «Философия общего дела» прослеживается связь человеческой жизни с жизнью космической. Он обосновывал связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Стремился восстановить утраченное понимание целостности бытия.
В.И.Вернадский (1863-1945) развивает учение о биосфере и особенно о ноосфере в истории Земли и Вселенной .
В своем мировоззрении Вернадский стремился к органическому синтезу естествознания и обществознания. Он является одним из создателей антропокосмизма – мировоззренческой системы, представляющей в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманистическую) сторону объективной действительности. В работе «Живое вещество», «Пространство и время в неживой и живой природе» он осуществляет ряд обобщений, охватывающий ближний и дальний космос, земную кору, биосферу, жизнь человека и человечество. Именно Вернадский вводит в научный оборот понятие «живое вещество», понимая под этим совокупность всех живых организмов Земли.
Вернадский вводит в научный оборот понятие «ноосферы» (сферы разума)-высшей стадии биосферы (сферы жизни), связанной с деятельностью человечества.
Русский космизм представлен, также в творчестве К.Э.Циолковского (1854-1935). В центре его интересов – проблемы смысла космоса в целом, места человека в космосе, конечности и бесконечности человеческого существования. Он провозглашал космический пантеизм, признавая наличие во вселенной одной субстанции, единственной силы – материи в её бесконечном разнообразии.
А.Л.Чижевский (1897-1964) создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями биосферы Земли. В работе «Земное эхо солнечных бурь» Чижевский связал некоторые формы жизнедеятельности и поведение людей с циклами солнечной активности.
Материалистическую линию в русской философии ХIХв. представили В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, М.А.Антанович и др.
В социально-политическом плане эти мыслители принадлежали к революционной демократии, боровшейся против крепостничества и самодержавного абсолютизма. Многие из них прославились как публицисты и литературные критики.
А.И.Герцен (1812-1870) – философ, писатель, публицист. Философские взгляды Герцена формировались под влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретическая философия интересовала его прежде всего возможность его практического применения в борьбе за социальную справедливость. Диалектику он оценивал как «алгебру революции». Одним из первых Герцен провозгласил необходимость взаимодействия философии и науки. Вопрос о соотношении философии и естествознания подробно рассматривал в «Письмах об изучении природы». Он считал, что философия может сыграть роль упорядочивающего и гармонирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов.
Придавая большое значение чувственно-эмпирическому познанию, он в то же время, возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание – это единство опыта и умозрения.
Считая высшим достижением социологической мысли социалистический идеал, Герцен в 1850-60-е гг.развивает идеи русского социализма. Он критикует западноевропейский путь буржуазного развития, полагая, что у России должна быть иная историческая судьба. Представление Герцена о социализме стали одним из идейных истоков народнического движения в России.
Н.Г.Чернышевский (1828-1889) – революционный демократ, писатель, публицист, литературный критик, философ.
Как философ Чернышевский испытал влияние Л.Фейербаха, а также Г.Гегеля, А.Сен-Симона, Ш.Фурье, О.Конта, которые наряду с А.И.Герценом, и В.Г.Белинским в значительной мере определили его мировоззрение. Основное произведение – « Антропологический принцип в философии». Чернышевский отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основой его сознания и социального существования. В науке, особенно естественной, Н.Г.Чернышевский видел двигатель общественного прогресса.
В этической части своих рассуждений он придерживался принципа «разумного эгоизма», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями.
Анализируя эстетическую проблематику, Чернышевский обосновывал теорию «прекрасное есть жизнь». Объективность красоты определяет невозможность соперничества искусства с живой действительностью.
Марксистская философия в России.
С именемГ.В.Плеханова (1856-1918) принято связывать распространение марксистской теории в России. Плеханов обосновал и популяризировал учение марксизма, разработал и конкретизировал его отдельные вопросы: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. Идею Маркса об определяющей роли экономических отношений он корректировал путем выделения основания этих отношений в виде географической среды.
Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной надстройки.
В теории познания он осуществил деление материи на «вещь-в-себе» и «чувственное впечатление», или «иероглифы», которые доводят до нашего сведения то, что происходит в действительности с «вещами в себе».
Плеханов отстаивал также объективность пространства и времени. Пространство, считал он, не есть только субъективная форма созерцания (как полагал И.Кант); ему тоже соответствует некоторое объективное «само по себе».
Созданная Плехановым модель исторического материализма существенно отличалась от марксистского учения. Он не допускал мысли, что в России совершится революция, пока капитализм не наберет полной силы, и пролетариат не составит большинство населения.
Если с именем Г.В.Плеханова связана пропаганда марксизма, то с именем В.И.Ленина – новый этап в развитии философии марксизма.
В.И.Ленин (1870-1924), (Работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция» и др.). Сфера его научных интересов: теория и практика политической деятельности, теория государственного устройства революции как социальная технология. В области философии он развивал концепцию материализма, обосновал теорию отражения, предпринял методологический синтез взаимосвязи естествознания и философии. Большое внимание В.И.Ленин уделил проблемам социальной философии, о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках общественных классов и т.п.
Рубеж ХIХ-ХХ вв. характеризуется как «золотой век» русской философии. Наиболее яркими явлениями этого периода стало развитие философского всеединства в творчестве П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, М.О.Лосского, Л.П.Карсавина, С.Л.Франка, В.Ф.Эрна и др. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм (Н.Ф.Федоров, В.Н.Вернадский, К.Э.Циолковский и др.). Одновременно представлены и направления мировой философии: (Г.Г.Шпет, С.Л.Франк), экзистенционализм (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов), персонализм (А.А.Козлов, Л.М.Лопатин), структурализм (Р.О.Якобсон, В.Я.Протс, Н.С.Трубецкой и др.), позитивизм (А.А.Богданов, П.Л.Лавров, В.В.Ленвич), неокантиантсво (А.И.Введенский, Г.И.Челпаков), марксизм (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).
Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х русская философия развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма). И здесь можно назвать, среди других имен, более яркие имена, а именно, Н.И.Бухарина (1888-1938), занимавшегося проблемами сознания и психики; А.В. Луначарского (1875-1933), ставшего ярким представителем течения богоустройства, так как он попытался понять социалистическую и коммунистическую идеологию как последнюю фазу религиозного развития человечества; М.М.Бахтина (1895-1975), большая часть трудов которого была посвящена литературоведению (главный труд – «Проблемы поэтики Ф.М.Достоевского») и истории культуры («Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»); М.К.Мамардашвили (1930-1990), который исследовал проблемы человека, морали, нравственности; Л.Н.Гумилева (1915-1992), исследовавшего вопросы истории и этногенеза.
Широкий спектр вечных и актуальных философских проблем затрагивает современная философия. О ней речь пойдет в следующей лекции.
Контрольные вопросы
1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается?
2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания?
3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного?
4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?
Логические задачи по теме
1. К какой эпохе в развитии философии может быть отнесено следующее высказывание: «Философия как союзница веры не делает веру более сильной, но делает бессильными атаки противников истины, а крепостной бастион веры неприступным». (Реали Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. ̶М., 1997. Т.2. С. 135.)
2. Западники или славянофилы оценивали реформы Петра I как прогресивные?
Библиографический список
Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин.– СПб.: АСТ, 2003.
Антология мировой философии. – М.:Мысль,1969. – Т.1.– Ч.2.
Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т.2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.
Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М.: Высш.шк., 2001.
Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом/ Дж. Беркли // Мир философии:в 2 ч.– М.: Политиздат, 1991. – Ч.1.– С.628–632.
Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов;под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.
Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Бэкон Ф. // Соч.:в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.
Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Соч.: в 3 т.– М.: Мысль, 1974.–Т.1.
Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения. / А. Х. Горфункель.– М.: Высш. шк.,1980.
Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.
Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов / Лаэртский Диоген. – М.: Мысль, 1979.
Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль.– М.: Высш. школа, 1988.
Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т.– М.: Чоро, 1994.–Т. 4.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т.– М.: Чоро, 1994.–Т. 3.
Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.
Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т. 3.
Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Соч.: в 2 т.– М.: Мысль, 1979.–Т. 1.
Очерки истории западного протестантизма / РАН. ИВИ. – М., 1995.
Платон. Соч.:в 4 т. / Платон. – М.: Мысль,1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).
Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.1: Античность/ Д. Реале, Д. Антисери / пер.с ит.С.А.Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997.
Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков/ В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.
Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов.–М.: Высш. шк., 1979.
Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.
Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.
Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии/ А. Н. Чанышев. – М.: Мысль,1981.
Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.
Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в2 т.– М.: Мысль, 1987.–Т. 1.
Юм, Д. Исследование о человеческом разумении/ Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.