Философия второй половины 20 века

19. Проблемы современной философии.Онтология — раздел философии, изучающий проблемы бытия. Бытие- все сущее в мире(весь мир). Главный смысл этой категории заключается в том, что весь мир существует и что в нем находится место и человеку, и матер. вещам, и процессам, и состояниям.

Проблемы категории бытия: 1) категория бытия является самой широкой, включает в себя все сущее и все возможное во всех проявлениях. 2)Человек своим сознанием и мышлением не в состояние охватить эту категорию в полном объеме. 3)Понимание категории бытия становится возможным только при условии противопоставления с категорией “ничто” или “небытие” 4)Категория бытия может быть рассмотрена с позиции смысла, т.к. человек, для которого вопрос о смысле жизни является определяющим, привносит его в бытие, тем самым определяя смысл бытия. Таким образом проблема бытия – проблема способа, цели и смысла существования мира.

20. Философское понимание материи. Сущность материи.Материя - объективная реальность существующая независимо от сознания человек, но отображаемая им. Этапы развития представлений о философии: 1) Стихийный материализм. 2)Субстанциональная модель материи 3) Вещественная модель материи. 4) Под материей понимается совокупность определенных свойств, которыми обладают все предметы материального мира. Свойства материи: 1) ДВИЖЕНИЕ - любые изменения объектов вообще, их свойств и отношений. Классификация основных форм движения: а)Механическое б) физическое в)химическое г)биологическое д)социальное е)Развитие – это такое качественно-количественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, опред. закономерностями и необратимостью. 2)ПРОСТРАНСТВО – это совокупность отношений, выражающее координацию сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга и относит. величину. 3)ВРЕМЯ – это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний, их последовательность и длительность. Система организации материи: 1)субмикроэлементарный 2)микроэлементарный 3)ядерный 4)атомный 5)молекулярный 6)отдельных тел 7)макротел 8)мегател 9)система галактик. Системный характер организации материи проявляется: 1)В генетической связи всех уровней между собой. 2)Высшие уровни организации материи принципиально не сводимы к низшим. 3)На каждом структурном уровне существуют особые законы взаимодействия матер. объектов. 4)Разнотипность матер. систем и уровней не препятствует выведению универсальных, общих закономерностей строения и функционирования. 5)Структурность. 6)Отражение – всеобщее свойство материи выражающееся в реакции на внешние изменения. 7)Самоорганизация- это такое св-во матери, которое характеризуется способностью матер. систем развиваться и самостоятельно переходить на более высокий уровень развития.

21.Возникновение и сущность сознания.Сознание- это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах. Структура сознания: 1)Телесно-перцептивные способности и знания, полученные на их основе. 2)Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе. 3)Эмоциональные компоненты сознания. 4)Ценностно-мысловые компоненты сознания. Основой для функционирования сознания человека и соответствия его содержания окр. действительности является практическая деятельность человека. Деятельность- активное целенаправленное преобразование человеком окр. действительности. Главные черты сознания человека: 1)деятельностная природа сознания. 2)мыслительные операции совершаются человеком с помощью идеальных заменителей матер. объектов. 3) Такая идеализация становится возможной благодоря речи. Язык- это знаковая система, служащая для фиксации, хранения, обработки и передачи информации. Важнейшие черты сознания: 1) активность 2)идеальность 3)интенциональность 4)креативность.

22. Сущность и смысл познания. Познание и практика. Основные концепции получения знания человеком: 1) Платон: о припоминании – воспоминании души человека о прибывании в мире идей. 2)Фома Аквинский, Аврелий Августин: концепция божественного откровения. 3) Бэкон “Чувственный опыт” 4) Декарт “Деятельность разума” 5)Дж. Локк “Врожденных идеях”. Знание- Такое содержание сознания человека, которое характеризуется следующими признаками: 1)Истинность 2)Достаточность основания 3)Вера, причем сознательная. 4)Носит коллективный характер. Познание- процесс получения знаний человеком, как деятельность по получению знаний обладает след. особенностями: 1)сложность2)противоречивость 3)условность. Понятие- мысленное образование, в котором обобщаются предметы опред. класса по опред. совокупности признаков. Суждение- форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Умозаключение- рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое логически следующее из предшествующих суждений. Процесс познания характеризуется наличием 3х основных уровней: 1)Чувственное познание 2)Эмпирический уровень- опосредованно, т.е. через приборы. 3)Теоретический уровень. Виды познания: 1)Обыденное познание 2)художественное познание 3)Научное познание 4)практическое познание- главная черта- целью является использование уже известного знания в новом качестве или сочетании. Практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материал. систем. Взаимосвязь практики с процессом познания: 1)является ведущим критерием проверки знаний на истинность. 2) Практика – основа познания. 3)Практика выступает как источник познания. 4)Практика выступает как сфера приложения знаний. Побудительные силы познания: Практика, любопытство, развитие общества, внутренние мотивы и социальные установки.

23.Понятие истины. Основные концепции истины.Вопрос об истинности знания является ведущим в области гносеологии, родоначальник – Аристотель. Основные теории: 1)Классическая(корреспондентская) теория, с точки зрения этой теории истина – соответствие знаний и действительности. 2)Прогматистская концепция 3)Конвенциональная теория. 4)Когерентная теория. Исходя из классич. понимания истины выделяются ее основные свойства: 1)объективность в истине предполагает такое содержание знания, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания(Земля круглая) 2)Субъективность- такое содержание знания, которое зависит от субъекта познания(Представление о структуре личности). 3)Абсолютность истины- знание, тождественное своему объекту, которое не может быть опровергнуто а лишь подтверждается в процессе познания(1941г . - ВОВ) 4)Относительность истины – знание правильное, достоверное в своей основе, но которое является не полным или не точным и которое продолжает уточнятся и дополняется в ходе развития познания(теория эволюции, геном человека). 5)Главное свойство – конкретность – такое знание, которое будет являться достоверным только при определенных условиях. Критерии истины: 1)очевидность 2)доступность для понимания 3)общезначимость 4)Уверенность в достоверности 5)Прагматизм 6)гармоничность и красота 7)Формально-логическая непротиворечивость 8)Практика(практич. деятельность).

24.Спицифика развития и принципы научного познания. Уровни научного познания.Для современного человека ведущим является научное познание. Структура научного познания Уровни: 1)эмпирический, 2)теоретический. Формы: 1) научный факт, эмпирический закон 2)проблема, гипотеза, теория. Методы: 1)Эмпирические методы(эксперимент, описание, наблюдение, классификация, измерение, систематизация, описание) 2)универсальные методы(анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, абстрагирование, идеализация, сравнение) 3)теоретические методы (исторический, логический, восхождение от абстр. к конкрет. и от конкр. к абстракт., формализация, математизация). Особенности научного познания: 1)развитость понятийного аппарата 2)рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью. 3)Высокий уровень обобщения знания 4)Интерсубъективность знания 5)Главный критерий проверки полученных знаний на истинность – практика. 6)Наличие специальных методов получения знаний.

25.Философские образы науки. Научное исследование. Методы и приемы познания.Для современного человека ведущим является научное познание. Структура научного познания Уровни: 1)эмпирический, 2)теоретический. Формы: 1) научный факт, эмпирический закон 2)проблема, гипотеза, теория. Методы: 1)Эмпирические методы(эксперимент, описание, наблюдение, классификация, измерение, систематизация, описание) 2)универсальные методы(анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, абстрагирование, идеализация, сравнение) 3)теоретические методы (исторический, логический, восхождение от абстр. к конкрет. и от конкр. к абстракт., формализация, математизация). Особенности научного познания: 1)развитость понятийного аппарата 2)рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью. 3)Высокий уровень обобщения знания 4)Интерсубъективность знания 5)Главный критерий проверки полученных знаний на истинность – практика. 6)Наличие специальных методов получения знаний.

26. Проблемы социальной философии.Социальная философия- система теоретического знания о наиболее общих законах и тенденциях взаимодействия соц. явлений, функционирования и развития общества как целостного процесса соц. жизни. Основные концепции социальной философии: 1)Позитивистская соц философия Огюста Канта. Соц. идеал- гармония и соглашение между членами общества. Главная идея позитивизма- новое “положительное” знание должно быть свободно от всяких “домыслов” и опираться на естествознание. 2)Органическая теория общества Спенсера. Суть органической теории общества заключается в том, что общество рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических и социальных фактов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. 3)Психологический эволюционизм Уорда. Желание и воля выступают как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества. 4)Проблема взаимодействия личностей и общества Тардо и Дгоркгейма. Для Дгоркгейма общество выступает как исходное начало, формирующее человека по своему образу и подобию; для Тарда первичным элементом является человек. 5)Социально-психологическая концепция Парето. Цель социологии – выявление и обоснование функционал. связей и взаимодействий соц. явлений, порождаемых соц. действиями людей. 6)Теория социального действия Макса Вебера. Действие – такое поведение, с которым действующий индивид связывает субъективно полагаемый смысл. Соц. действие становится в том случае, если по предполагаемому действующим лицам смыслу соотносится с действиями других людей или орентируется на него. …………….

27.Философские проблемы экономической жизни общества. Философские проблемы экономики и политики Экономическая сфера жизни общества это социальное пространство, на котором осуществляется экономическая жизнь общества. Различные стороны ее изучаются соответствующими экономическими науками. Однако есть целый ряд вопросов, мимо которых не может пройти социальная философия. Это прежде всего вопросы о том: как соотносятся между собой общество в целом и его экономическая жизнь и как влияет она на развитие общества; каковы источники развития самой экономической жизни и ее основные проявления; каково соотношение ее объективных и субъективных сторон; что представляет собой экономическое сознание и как оно воздействует на экономическую жизнь общества; как соотносятся существующие в обществе экономические отношения и экономические интересы людей, как взаимодействуют между собой экономические интересы различных социальных групп, отдельных людей и общества; насколько возможно сознательное, в т. ч. научное, воздействие на экономическую жизнь общества, ее развитие; соотношение эволюции экономической жизни общества и экономических реформ, роль государства в них. Все эти и многие другие проблемы имеют не только экономический, но и СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ характер, касаются существования общества как целостной социальной системы.

28.Философские проблемы политической жизни общества.Философию политики можно определить как науку о наиболее общих основаниях и возможностях политики, о соотношениях в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального(А.С.Панарин). Проблематика политической философии вращается как бы между двумя полюсами. Один полюс составляет объективная реальность государства и власти, которая не может быть отменена по людскому желанию. На другом полюсе находится "политический человек" с его свободой воли, моральными принципами, идеалами, всей системой ценностей, безразличие к которым грозит обществу распадом(В.Д.Зотов). Таким образом, философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства и гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т.д. Можно отметить, что сейчас проблема самоопределения является для философии политики очень важной. Связано это как с тем, что она призвана решать весьма серьезные проблемы развития общества, так и с тем, что эти проблемы ныне чрезвычайно сложны.

29.Феномен общественного сознания. Духовное производство. Общественное сознание – совокупность идей, теорий, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отрожающих данное общественное бытие. Основные этапы развития общественного сознания: 1)Формирование общественного сознания под непосредственным влиянием материального бытия. 2)Влияние от материального бытия на общественное сознание становится опосредованным и формируется обратная связь между ними. 3)Общественное сознание определяет материальное бытие. Структура общественного сознания. Уровни: 1)обыденный→общественное мнение. 2)теоретический→идеология. Формы: 1)правосознание 2)научное сознание 3)политическое сознание 4)эстетическое сознание 5)Нравственное сознание(этическое) 6)религиозное сознание. Обыденный уровень общественного сознания основывается на жизненном практическом опыте человека и охватывает главным образом внешние стороны объектов, процессов, подвержен эмоциям и чувствам людей. Теоретический уровень – рационализированная система знаний, отражающих внутренние свойства объектов и процессов и их сущность. Идеология – совокупность теоретически обоснованных идей и взглядов, отражающих тех или иных социальных групп. Большую часть содержания общественного сознания формируется в результате процесса духовного производства. Духовное производство – производство сознания, осуществляемое специализированными группами профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Особенности духовного производства: 1)Продукт – идеальные образования: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные и общественные связи и отношения; человек. 2)Всеобщий характер потребления духовных ценностей 3)Всеобщность производства духовных ценностей 4)Духовное производство не может быть осуществлено индивидуальным образом 5)Духовное производство характеризуется самоценностью.

30.Модели будущего развития человечества. Футурология – наука о будущем. Концепция Третьей Волныодна из концепций постиндустриального общества, основанная на многофакторном отрицании черт и тенденций индустриального общества со стороны нарождающегося общества третьей волны. В области науки и техники механическая техника сменяется техникой, порождаемой наукой; в области социально-экономической стандартизацию сменяет индивидуализация, специализацию - комплексная интеграция, концентрацию - деконцентрация, максимизацию - минимизация, централизацию - децентрализация. Для общества эта концепция означает переход от индивида, ориентированного на производство и потребление, к индивиду, ориентированному на духовные ценности и творчество. Выдвинута Э.Тоффлером в работе ""Третья волна"" (1980). Теория стадий экономического роста. Теория стадий экономического роста - концепция У.Ростоу, согласно которой история делится на пять стадий: -1- "традиционное общество" - все общества до капитализма, характеризующееся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства; -2- "переходное общество", совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму; -3- "период сдвига", характеризующийся промышленными революциями и началом индустриализации; -4- "период зрелости", характеризующийся завершением индустриализации и возникновением высокоразвитых в промышленном отношении стран; -5- "эра высокого уровня массового потребления".Концепция культурно-исторических типов. В XIX веке появились теории локальных культурно-исторических типов, подчеркивающих существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицающих единство всемирно-исторического развития человечества. Одна из первых теорий культурно-исторических типов была разработана русским социологом Н.Я. Данилевским, выделивший 13 культурных типов, каждый из которых объединяется близостью языка, осознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку.

31.Смысл и направленность исторического процесса.Исторический процесс – очень сложное, противоречивой явление, которое может быть характеризовано следующими чертами: (1)Объективность и субъективность. Каждое новое поколение людей не начинает исторический процесс заново, а основывается на тех объективных факторах, которые были созданы предшествующими поколениями. Однако каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось его предшественниками, а стремится реализовать свои собственные интересы, потребности, стремления и взгляды. Основные субъекты исторического процесса: 1) отдельные личности 2)Социальные отдельные группы 3)Народные массы. Объективность и субъективность является диалектически взаимосвязанными чертами исторического процесса → в их взаимодействии наблюдается след. тенденции: 1)В историческом процессе все больше увеличивается роль субъектив. фактора. 2)При реализации субъектив. фактора учитываются особенности объективного развития, что приводит развитие общества к положительной тенденции. (2)Стихийность и сознательность. Каждое поколение людей в своей социальной деятельности ориентируется на поставленные цели – проявление сознательности. Однако в деятельности субъектов исторического процесса далеко не всегда достигается тот результат, который планируется, поскольку учесть все факторы не представляется практически возможным. Стихийность также связана с влиянием случайности на исторический процесс. Особое внимание в историософии всегда уделялось объективным факторам общественного развития, так как воздействуя на эти факторы можно обеспечить необходимое изменение социального устройства. Такая позиция называется детерминизм.

32.Философские проблемы человека. Человек- определенный биологический вид, характеризуется опред. видовыми характеристиками, закрепленными в его генотипе. Индивид – конкретный человек, главной чертой которого является принадлежность к социуму. Личность(2 подхода) – 1)Функциональный подход: личность рассматривается как набор определенных функций и ролей 2)Развивающийся подход: личность – процесс постоянного становления индивида. Индивидуальность- специфическая особенность, характеризующая индивида, человека, личность через наличие уникальных признаков. Категория смысла жизни является одной из основополагающих в антропологической философии. Эта категория не связана с внешним миром, она проистекает из самого человека. Концепции смысла жизни: 1)Аскетизм – ограничение телесных удовольствий ради возвышения духа. 2)Гедонизм – поиск наслаждений. 3)Эвдемонизм – стремление к счастью, как подлинному назначению человека. 4)Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства. 5)Утилитаризм – смысл жизни – из всего извлекать пользу. 6)Альтруизм – бескорыстное служение другим людям.

33.Общество как целостная саморазвивающаяся система. С точки зрения современной философии общество рассматривается как результат взаимодействия 2х форм бытия: материального и идеального. Материальное бытие общества(объективная сторона) характеризуется такими чертами, которые не связаны с сознанием и волей человека, то есть это условие жизни, биологические потребности, состояние материального производства, политич. и соц. структура. Идеальное(субъективная сторона) характеризуется особенностями соц. взаимодействий индивидов, взаимодействием различных соц. групп, наций, спецификой духовной жизни, которая проявляется в обычаях, традициях, идеологии и т.д. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, характеризуется целенаправленной и разумно организованной деятельностью больших групп людей на основе реализации или совместных интересов. Основные черты общества: 1)связь с природой, которая характеризуется усилением антропогенного влияния. 2)Динамичность общества 3)сложность и многоуровневость общественной структуры 4)системность – тесная взаимосвязь всех элементов. 5)В развитии общества можно выделить 2 основные противоположные тенденции: глобализация и дифференциация. Тенденция к дифференциации выражается в следующих формах: 1)Языковые 2)многообразие форм и особенностей политического устройства государства 3)Национально-культурные отличия 4)религиозные особенности 5)профессиональные различия 6)дифференциация по уровню образования 7)Территориальная 8)социально-классово-сословная 9)демографическая 10)этническая. Общество как единая планетарная система, черты: 1)появление и развитие планетарных систем различного характера(рынки) 2)создание межгосударственных объединений нового типа(евросоюз) 3)снижение языкового барьера 4)создание единой информационной среды(интернета) 5)унификация жизни и быта людей 6)попытки решения глобальных проблем 7)создание крупных международных организаций.

34.Ценности и их роль в процессе формирования личности.Ценность – это понятие, которое характеризует предельные безусловные основания человеческого бытия. Классификация и виды ценностей: 1)по содержанию деятельности а)производственные б)трудовые в)профессиональные; 2)по широте их содержания а)индивидуальные б)групповые в)общечеловеческие; 3)по сферам общественной жизни а)материально-экономические б)социально-политические в)духовные 4)по значимости для человека и человечества а)высшие б)низшие. Ценностное сознание связано с выбором. Перед необходимостью выбора человек сталкивается уже на первых порах своей жизни. В ситуации выбора перед человеком стоит задача признать ценностное преимущество одного из двух или из нескольких мотивов (побуждений). Ценность не обладает принудительной силой, но она способна порождать эмоции. Можно предполагать, что качество эмоции зависит от процесса формирования личности. По мере формирования личности ребенка ценности претерпевают определенное развитие, изменяясь не только по содержанию, но и по своему месту и роли в структуре жизнедеятельности. Существенно важно отметить, что на первых порах ценности существуют только в виде эмоциональных последствий их поведенческого нарушения или выполнения. Например, сознательно допущенная ложь вызывает эмоционально-тягостное переживание чувства вины. Собственно, ценности как таковой в это время еще нет, она только зарождается и впервые начинает опознаваться в неспецифической для нее форме — в виде правил поведения в ситуациях, подобных пережитой. Эти правила вырабатываются ребенком в результате его опыта, когда выбранное им поведение получает положительную или отрицательную оценку со стороны взрослых. Таким правилом может быть, например, правило: “Никогда больше не буду лгать.” В подобных правилах заключается возможность будущей ценности. Особое значение для формирования ценностного сознания эти правила имеют потому, что в них содержится не обещание, данное другим, а внутренний обет, данный самому себе. Например, правило “не лгать” содержит начало будущей ценности и воспитывает в человеке любовь к правде как ценности. По мере формирования и совершенствования личности выбор теряет свою драматическую напряженность, потому что вся жизненная энергия и весь жизненный смысл утверждаются в предпочтении ценности. Для человека, обладающего высшей духовной ценностью, выбор перестает быть проблемой, поскольку такой человек уже навсегда определил свой нравственный путь, обрел источник подлинно этического осмысления бытия, жизненную устремленность и истину и тем самым предрешил все последующие частные выборы. Истинная ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее подлинной свободой и открывая в ней творческие возможности.

Наши рекомендации