Общая характеристика античной философии

Античная философия стала первой в истории человеческого духа попыткой разумного достижения действительности.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже 8-6 вв. до н.э.

В развитии античной философии выделяют несколько этапов:

1 этап – досократовский – время зарождения и формирования древнегреческой философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Философы изучают природу, складываются первые натурфилософские концепции. Проблемы космоса и поиска первоначала бытия (архэ).

Философы: Фалес, Гераклит, Пифагор, Зенон, Демокрит.

2 этап – классический – возникают крупнейшие системы, которые определили стили мышления, направления исследований, понятийный аппарат. Философы пытались определить сущность человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали.

Философы: Сократ, Платон, Аристотель, софисты.

3 этап – эллинистический – философия обращается к исследованию человека. Возникает множество школ, направлений.

Философы: Эпикур, скептики, стоики, киники.

4 этап – римский – философия постепенно ремифологизируется, обретает религиозное содержание.

Философы: Сенека, неоплатонизм.

Для философии античности характерны:

1) отсутствие противопоставления человека и природы;

2) понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу;

3) подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам;

4) отсутствие субъективного восприятия мира;

5) в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, поскольку Вселенная является символом единства зримого и ощутимого (линия Демокрита) и идеального (линия Платона);

6) инерционность движения, которое характеризуется непременным стремлением к затуханию, к покою. Античные философы не знали понятия вечного движения, обусловленного физическими законами;

7) обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть лишь бесконечное повторение цикла «рождение-гибель»;

8) параллельное развитие науки и философии.

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между собой моментов: объекта исследования, метода и цели. Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях космоцентризма. Далее, обращаясь ко второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую характерную особенность античной философии: стремление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами иопытными данными. Для нее значим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент, логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный характер философии, но и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений, религия — посредством веры, искусство — через идею красоты, воплощенную в художественных образах, то философское объяснение осуществляется на рациональном уровне (диалектика мышления). Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.

Античная философия внесла огромный вклад в развитие мировой философской мысли. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоззренческие вопросы, начали формироваться основные философские направления. Античная философия стала фундаментом для развития европейской культуры и ее мировоззрения.

Философия Средних веков.

Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоззрением (2-14 вв.). Основным и самым значимым источником для философских размышлений становилось Священное писание.

Средневековая философия основывалась нанескольких принципах: креационизм, теоцентризм, монотеизм и провиденциализм.

В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называемых «патристика» и «схоластика». Патристика(3-9 вв.) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Климент Александрийский, Григорий Нисский.

Возникает как реакция на преследования христиан со стороны римских властей и критику его верований рядом античных авторов. Содержание в целом — разъяснение христианского учения, разработка догматики, полемика с другими религиями и ересями.

Ранний период — апологетика (II-III вв.). При общей ориентации на Священное Писание ее представители. дают полемические трактовки основных положений христианства, обсуждают вопросы об отношении к античной культуре, о соотношении веры и знания, христианства и философии.

Одни апологеты (Татиан, Ириней,) относились к античной культуре отрицательно и утверждали, что христианство всецело дано в учении апостолов и Священном Писании и не нуждается в обосновании при помощи разума. Другие (Климент, Ориген) рассматривали христианство как высшую ступень античной культуры, прежде всего философии.

После признания христианства государственной религией наступает период утверждения и обоснования христианской догматики, систематизации церковной доктрины (IV-V вв.).

При этом, опираясь на авторитет Библии, патристика не пренебрегает некоторыми элементами античной культуры. В это время уже появляется различие между восточной и западной ПАТРИСТИКОЙ.

Восточные Отцы церкви отличаются большей склонностью к мистицизму, подчеркивают необходимость «обожения» человека.

Для западной характерен практически правовой уклон, акцент на падшую природу человека.

Завершается ПАТРИСТИКА творчеством писателей VI-VIII вв. (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин), которые осуществляли стабилизацию догматики и кодификацию наук под эгидой теологии, обрабатывая и систематизируя накопленные представления. Их считают первыми схоластами (Схоластика).

Поздней патристике присуща некоторая «окостенелость» мысли.

Схоластика (9-14 вв.) («школьная философия») постепенно соединила теологию и философию. Её целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. «Отцом» схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период расцвета схоластики, в 13 веке, работали Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон. Появились университеты.

В центре внимания схоластики является характер отношений между разумом и догматом. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня – сверхъестественное знание, обнаруживаемое в "откровении", содержащимся в текстах Библии и естественном знании, таящимся в человеческом разуме, идеалом которого являются тексты Платона и Аристотеля. Как в Библии, так и в работах Платона и Аристотеля, содержится "вечная истина".

Средневековую философию отличают следующие особенности:

1) теоцентризм – мировоззрение, сторонники которого считают божественную реальность первичной определяющей. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы. Возникает новое понимание Бога: Бог – единый, единственный, сверхъестественный, творец мира, всемогущий;

2) главным инструментом философствования становится вера;

3) библиоцентричность – Священное писание понималось как источник всех возможных истин;

4) мышление средневековых философов было традиционалистским;

5) антропоцентричность и антропологизм христианского мировоззрения. Христианские антропологи различают в человеке дух, душу и тело, отдают приоритет духовной сфере. Происходит переосмысление ценностей, которые приобретают трансцендентный характер;

6) изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план;

7) человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

На протяжении нескольких веков в средневековой философии шла борьба между реализмом и номинализмом.

Реализм – философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире, мире опыта и чувств. Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

Номинализм – философский принцип, согласно которому общие понятия – это только имена, названия, не обладающие никакой самостоятельностью. Наиболее яркие представители: Росцелин, Вильям Оккам.

Средневековая философия составила особый период в развитии европейской мысли. Средневековая философия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, содействуя укреплению нравственных устоев общества. Средневековая философия расширила проблематику, разработала новые значимые идеи и сохранила предшествующую традицию.


Наши рекомендации