Общая характеристика античной философии

Бурменская Д.Н., Котлярова В.В., Положенкова Е.Ю., Родионова В.И.

ФИЛОСОФИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФСКИХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

Часть I

общая характеристика античной философии - student2.ru

Шахты

ГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»

Составители:

д.ф.н., профессор, зав. каф. «Философия и история» ЮРГУЭС

Е.Ю. Положенкова

к.ф.н., доцент кафедры «Философия и история» ЮРГУЭС

В.В. Котлярова

к.ф.н., доцент кафедры «Философия и история» ЮРГУЭС

В.И. Родионова

ст. препод. кафедры «Философия и история» ЮРГУЭС

Д.Н. Бурменская

Рецензенты:

к.ф.н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»

филиала ГГОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики» в г. Ставрополе

В.П. Барсуков

к.ф.н., доцент кафедры «Социальные технологии» ЮРГУЭС

И.Ф. Косиченко

Философия: методические рекомендации по самостоятельному изучению философских первоисточников (Часть I)

Работа на семинарских занятиях по философии предусматривает изучение первоисточников, всего в курсе философии студент должен ознакомиться с содержанием шести философских работ. В данных методических рекомендациях представлены выдержки из текстов работ античных философов (Платона и Аристотеля), а также даны комментарии к данным текстам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.. 5

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА: 7

АПОЛОГИЯ СОКРАТА.. 11

I. Речь Сократа после обвинения, предшествующего приговору. 11

II. Речь Сократа после общего обвинения. 20

III. Речь Сократа после смертного приговора. 22

КРИТОН.. 28

I. Вступление (43а – 44b) 28

II. Беседа Критона и Сократа и аргументы Критона в пользу бегства Сократа из тюрьмы (44b – 49е) 29

III. Речь олицетворенных Законов в защиту Сократа, против Критона (50а – 54с) 35

IV. Заключение. 40

ФЕДОН.. 42

Вступление (57а – 64b) 47

Душа и тело с точки зрения познания истины (64b – 70b) 48

Четыре доказательства бессмертия души. 50

Этические выводы из учения о душе (107с – 108с) 57

Космологические выводы из учения о душе (108с – 114е) 58

Заключение. Смерть Сократа (115b–118а) 62

ПИР. УЧЕНИЕ О ПРЕДЕЛЕ.. 65

АРИСТОТЕЛЬ. 74

Этические и политические идеи Аристотеля. 76

КОМПОЗИЦИЯ «НИКОМАХОВОЙ ЭТИКИ». 79

БИБЛИОГРАФИЯ.. 84

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач курса «Философия» является эффективная организация изучения студентами важнейших произведений как классического, так и постклассического периодов развития мировой философской мысли. С этой целью для изучения предлагаются тщательно отобранные философские произведения (либо их фрагменты) наиболее известных авторов, внесших значительный вклад в развитие мировой философии.

Произведения классиков философии являются подлинной сокровищницей знаний. Чтобы черпать знания из этой сокровищницы, необходима определенная культура чтения, т.е. умение применять научно-обоснованные методы работы с книгой, использовать различные виды записей, овладеть навыками логического мышления.

Шагая по ступенькам творческой биографии философа, важно обратить внимание на следующие моменты: годы его жизни; историческая эпоха, к которой он принадлежал; его учителя и последователи; к какому философскому направлению примыкал; от каких идей он отталкивался, развивая свою собственную концепцию; что нового привнес в развитие философской мысли, какие его основные работы; специально отметить те идеи, которые выдвинул мыслитель по теме первоисточника.

Краткие результаты исследования творческой биографии автора должны быть занесены в конспект первоисточника. Особое внимание следует уделить конспектированию первоисточников по философии. Конспектирование первоисточников – один из важнейших методов изучения философии.

Приступая к конспектированию произведений классиков философии, необходимо помнить следующее:

- прежде всего, конспект первоисточника должен точно передавать идею, мысль автора работы, характер и ход изложения основного материала в той последовательности, как это делается в самой книге или статье.

- необходимо выделить главное в прочитанном отрывке, главе, книге, отличать основные положения и выводы от примеров, исторических справок, попутных замечаний, отклонения автора от темы;

- при составлении конспекта возможна текстуальная передача, т.е. цитирование, при этом нужно обязательно указать страницу;

- для составления конспекта необходимо неоднократное чтение.

Предварительное чтение предполагает уяснение общего смысла и содержания работы, поэтому оно ведется от начала до конца. При последующем чтении выделяются основные мысли автора, обоснование отдельных положений, методы и формы доказательства, яркие примеры. Все это заносится в конспект.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Латинское слово «andguus» означает «древний», но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII — начале VI в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако ее невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос – это вопрос о сущности античной философии. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Направленностью своего содержания, методом философствования она отличалась от древних восточных философских систем и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время содержатся в греческой философии.

В развитии античной философии можно с определенной степенью условности выделить три основных этапа. Первый этап охватывает период с VII до V вв. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики. К этому этапу относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Сократа, Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии. К этому этапу относиться и философия софистов. В классический период древнегреческой философии этот период произошла переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания общества и человека.

Третий этап в развитии античной философии – закат и затем ее упадок (III в. до н. э. – V в. н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита – атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

Несомненно, важнейшие фигуры античной мысли – это Платон и Аристотель.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА:

Наши рекомендации