Единство истины, красоты и добра
Но что такое человечность? Кажется, все согласны, что от-
личительными признаками истинно человеческого являются
три главные ценности — истина, красота и добро, которые до-
полняют друг друга. Встаньте на почву истины, и путеводными
звездами засияют красота и добро. Перемещаясь в сторону кра-
соты, вы обнаружите, что она нацеливает на глубокую мысль и нрав-
ственную чистоту. Наконец, в стремлении к добру вам весьма кста-
ти окажутся истина и красота. Истина не есть красота, а красо-
та не сводится к добру, но тем не менее каждая из трех ценно-
стей в определенном смысле указывает на другую. Человек до-
стигает полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их
гармонии, взаимоусиления, резонанса.
Разумеется, истина, красота и добро — это идеалы, рядом с ко-
торыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение, безо-
бразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек — это,
непрерывность образования, самообразование
Образование все в большей степени становится непрерывным,
оно берет свое начало в детстве и устремляется вслед за челове-
ком в его старость. Теперь уже всем ясно, что невозможно раз
и навсегда закончить свое образование. «Век живи — век
учись» — гласит старинная пословица. В наши дни она приоб-
ретает, однако, новое звучание. Дело не просто в постоянной уче-
бе, а в ее умелом налаживании. На каком-то этапе, чаще всего
после окончания учебного заведения, человек становится учите-
лем самого себя, он вынужден заниматься самообразованием
(«я буду учить себя так-то и так»).
Образованный человек из года в год наращивает свои усилия,
расширяет свою библиотеку, приобретает и новые интересы.
Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь
впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразова-
ния, вспоминает свои институтские или техникумовские дости-
жения с улыбкой.
место Философии в образовании
На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разно-
образных наук, искусств, практик — дело абсолютно безнадеж-
ное. Но выход из ситуации есть, и состоит он в своеобразном от-
казе от многознания (как часто говорят, многознание не есть зна-
ние). Человек в отличие от компьютера не просто накапливает
знания, а «сворачивает» их, обобщает, выделяет принципы
и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и фи-
зик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. «Сверт-
ку» знания можно провести в любой науке, с любыми сведени-
ями. Максимально же емкую «свертку» дает человеку филосо-
фия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему
ценностное богатство в максимально концентрированном виде.
В быстро изменяющемся, насыщенном неопределенностями и ри-
ском мире ничто и никто не ориентирует человека более дейст-
венно, чем философия. Философия скрепляет знания человека
в единое целое, без нее знание рассыпается.
образование — это ответственность
Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состояни-
ем образования. Везде ищут новые пути образования, новые
ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или ме-
нее точно определен. Речь идет о понимании образования как от-
ветственности.
В Новое время цель образования видели в приобретении хо-
роших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был
затем переплавлен в идеал приобретения правильных практиче-
ских навыков. В последние годы все чаще требуют соединения
образования с этикой. «Только нравственность в наших поступ-
ках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее жи-
вой силой,— подчеркивал великий физик А. Эйнштейн,— и по-
мочь ясно осознать ее значение — главная задача образования».
Но в наши дни наиболее развитая этика — этика ответственно-
сти. Поэтому образование выступает как ответственность.
Перед кем ответственен преподаватель? Перед студентом
и своей совестью. Перед кем ответственен студент? Перед пре-
подавателем и своей совестью в первую очередь.
Наша страна находится на переломе своей истории, ее буду-
щее зависит от образованности каждого россиянина.
основные выводы
• Цель образования — максимально развить человеческие
качества.
• Вершина человечности — единство истины, красоты и до-
бра.
• Творчество — необходимая черта образования.
• Образование — это счастливый удел человека, на каком бы
этапе своей сознательной жизни он не находился.
• Образование в его наиболее концентрированном виде есть
философия.
• Образование — это реализация ответственности человека.
основные термины
образование творчество в образовании
непрерывность ответственность в
образования образовании
вопросы и задания
1. Часто спорят, что лучше: иметь очень хорошую специализирован-
ную подготовку или же универсальное образование. А каково ваше мне-
ние?
2. Французский писатель Г. Флобер утверждал: «Все, что прекрас-
но,— нравственно». Рассмотрите правомерность (неправомерность) это-
го суждения на примерах.
3. В чем вы видите смысл творчества в образовании?
4. Каким образом вы реализуете .ценность самообразования?
5. Какое место занимает философия в вашем образовании? Измени-
лось ли ваше представление о значении философии в образовании за по-
следний год?
6. Образование — это ответственность. Попытайтесь найти короткое,
лаконичное определение образованию, которое было бы лучше приве-
денного.
7. Сопоставьте определение «образование — это ответственность» со
следующими двумя определениями: «образование — это передача зна-
ний», «образование — это подготовка к практике жизни». Какие досто-
инства и недостатки вы видите в каждом их трех определений филосо-
фии?
8*
КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.