Единство и многообразие истории

Вплоть до конца XIX века довольно популярной была кон-
цепция единства истории человечества. Многим казалось, что лю-

бое общество живет по тем же самым правилам и законам, что
другое. Благодаря исследованиям Н.Я. Данилевского, О. Шпен-
глера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локаль-
ных обществ (иногда говорят о культурных организмах, циви-
лизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называ-
ют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую
цивилизации.

Анализ хода истории показывает, что он не противоречит фор-
муле «и единство, и многообразие». Единство и многообразие не
противоречат друг другу. При всем многообразии современных
обществ контакты между ними становятся все более многосто-
ронними. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланвт-
ная цивилизация.

запад и Восток. Кто мы? кем будем?

Часто подчеркивают, что судьба России — это путь с Запа-
да на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне,— европей-
цы, азиаты, евразийцы?

Для дальнейшего определимся более точно с терминами «За-
пад» и «Восток». В данном случае термины «Запад» и «Восток»
взяты не из географии, а из философии истории. Истоки Запа-
да видят в античности, в выходе на мировую арену Рима, в ус-
воении частью народов Европы римского умонастроения. Для За-
пада характерны рационализм, христианская традиция (в основ-
ном протестантизм и католицизм), просветительство, представи-
тельная демократия, приоритет индивидуалистического начала
перед коллективистским, развитая научно-техническая состав-
ляющая. Для Востока же характерны мистика, интуитивизм, буд-
дистская и исламская религиозные традиции, приоритет коллек-
тивного перед индивидуалистическим, общинность.

Что же касается России, то в ней, как известно, есть все: здесь
легко обнаружить как западные, так и восточные корни. А это
означает, что Россия должна способствовать диалогу Запад — Вос-
ток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности,
органично сочетающиеся с идеалами гуманизма, бережного от-
ношения к природе, свободного, справедливого и безопасного ми-
ра, практичности.

Каковы те главные принципы, которые укажут дорогу росси-
янам? Окончательного ответа на этот вопрос нельзя дать. Здесь

нет другого пути, кроме полноценного философствования. На наш
взгляд, не Запад или Восток, а именно глубоко осмысленное со-
циальное творчество должно быть ориентиром будущего россиян.
Не плыть по воле волн, но и не попугайничать, а зорко вгляды-
ваясь в достижения западных, восточных, северных и южных со-
седей, осмысленно творить свою собственную историю.

основные выводы

• Человек — венец природы, обогащенный выработанными
сообществом людей познавательными, эстетическими и этичес-
кими ценностями.

• Общество — это совокупность людей, их социальных дей-
ствий и смыслов этих действий.

• Доступные нам данные позволяют считать, что общество бу-
дет изменяться нелинейно, единство человечества всегда будет
сопровождаться многообразием цивилизаций.

• Творческий характер деятельности человека не позволяет
прогнозировать ход эволюции человечества на большие (десят-
ки лет) промежутки времени.

основные термины

Философия человека

АНТРОПОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Философия общества

ОБЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

СМЫСЛ СОЦИАЛЬНОГО

ДЕЙСТВИЯ

Философия истории

ЛИНЕЙНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕЛИНЕЙНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

ЕДИНСТВО ИСТОРИИ МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИ


единство и многообразие истории - student2.ru

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Философия человека

1. Каковы концепции человека у киников, эпикурейцев, стоиков и скеп-
тиков?

2. Какая философская концепция человека нравится вам больше дру-
гих? Почему?

3. В чем состоит особенность средневековой концепции человека?

4. В чем состоит особенность нововременной концепции человека?

5. Как характеризуют природу человека философы XXвека?

6. Читая роман или детектив, обратите внимание на то, какую
именно концепцию человека развивает автор книги.

Философия общества

7. Как соотносятся друг с другом человек и общество?

8. Как определить смысл социального действия?

9. Сравните средневековую и нововременную концепцию общества.

10. За что критиковали современное общество Маркс, Гуссерль и Хай-
деггер?

Философия истории

11. Как была выработана линейная концепция развития общества?

12. Каковы характерные особенности нелинейной концепции разви-
тия общества?

13. Покажите на примерах единство и многообразие истории.

14. Как вы считаете, западные или восточные черты характера до-
минируют в вашем характере?

ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ

7.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ
ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ?

В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соот-
ветственно аксиология — это учение о ценностях.

Человек самим своим существованием выделен из мира бо-
лее резко, чем его «меньшие собратья», животные, и тем более
неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относить-
ся к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, чело-
век почти всегда находится в состоянии напряженности, кото-
рое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сокра-
та «Что есть благо?»

Человека интересует не просто истина, которая бы представ-
ляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение
объекта для человека, для удовлетворения его потребностей.
В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их зна-
чимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика
человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Цен-
ностью является для человека все, что имеет для него опреде-
ленную значимость, личностный или общественный смысл. С цен-
ностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, пред-
почтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и руга-
ем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Общепризнанным фактом является различная оценка людь-
ми, казалось бы, одних и тех же фактов и ситуаций. Одни счи-
тают Павлика Морозова героем, другие подлецом. Одни на-
слаждаются поп-музыкой, другие затыкают уши, не находят
себе места. Все люди обладают ценностями, но не всегда одина-
ковыми. О возможности их согласования мы поговорим ниже.

почему только в XX веке появилось Учение
о ценностях?

Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам.
Тем не менее только в XX веке философы сумели развить уче-


единство и многообразие истории - student2.ru

ние о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы луч-
ше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что чело-
век далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное поло-
жение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое вре-
мя, соответственно именно тогда появились первые претендую-
щие на полновесность концепции ценности.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия
человека в мире. Это приводило к тому, что, например, плато-
новская идея понималась еще и как идеал. Современный фило-
соф сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как
истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал».
Но в античности философствовали по-другому, здесь истина
и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

В философии средних веков считалось, что человек сущест-
вует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь
шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека.

В Новое время философы выделили разум (точнее, мышле-
ние) как главную черту человека. Мышление имеет дело с исти-
ной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему
ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» ис-
тину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценнос-
тью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разум-
ная воля. К XX веку сложились все условия для развития уче-
ния о ценности.

Философские направления XX века выдвигают проблему
ценностей на первый план. Феноменологи, герменевты, анали-
тики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о цен-
ностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с метода-
ми современной философии, поэтому не будем вновь их описы-
вать. Важно, что во всех современных философских направле-
ниях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном
отношении.

Ценность — это интерпретационный конструкт, считает из-
вестный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность — это интер-
претация, в которой субъект выражает свои предпочтения. От-
метим еще раз, характер самой интерпретации определяется
той философией, которую использует субъект. Феноменолог ис-
пользует феноменологическую интерпретацию, герменевт герме-
невтическую и т.д.

Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только
там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интере-

суется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным
и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается со-
биранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равно-
душен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба,
каждый по-своему, правы). Слушая юмориста, один от хохота спол-
зает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает
(именно для последнего выступление юмориста лишено ценности).
Американцы, как рассказывает М. ЛСванецкий, остались равно-
душны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности
у этих американцев другие, чем у большинства россиян.

КАК ИЗМЕРЯЮТ ЦЕННОСТИ?

Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял
бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жю-
ри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах,
как не измерением ценностей? Ко-
личественный характеристикой
ценности является оценка. Ваши
педагоги, глубокоуважаемый чита-
тель, ставят оценки, они, следова-
тельно, тоже имеют дело с ценно-
стями. Каждый студент мысленно
сам выставляет себе оценки, он
тоже умеет измерять ценности.
«Отлично», «хорошо», «удовле-
творительно», «неудовлетвори-
тельно» — это оценки, которые
даны в словах или в цифрах: «5»,
«4», «3», «2». Что делает препода-
ватель, выставляя эти оценки-ци-
фры в зачетку? Он завершает ин-
терпретацию знаний студента сво-
им окончательным решением.

Приведем пример из эстетики,
теории искусства. Введем шкалу
эстетических ценностей.

Лингвистические переменные
всегда можно сопоставить с число-
вой осью, состоящей из малых

или больших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяй-
стве цены детализируются вплоть до копейки. С другой стороны,
часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачте-
но — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее,
доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это
сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпре-
тация означает посредничество', устанавливается соответствие
между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь
то конкретный объект или идеал.

Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оцен-
ка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех
традиций, в которые он чудесным образом попал в результате сво-
его рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые
ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, вклю-
чает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ни-
ми существует такая-то связь, если сделать так, будет следую-
щее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовле-
творения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о,
вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых цен-
ностей в новые установки. В основе интерпретации лежит не-
который жизненный импульс, который Кант называл способно-
стью разумного желания.

Выше мы отмечали, что безразличие человека фиксирует
его отключенность от ценностного отношения к миру. Следует,
однако, иметь в виду, что состояние безразличия является край-
не неустойчивым, оно не может быть сколько-нибудь длитель-
ным. Человек вынужден действовать, а это значит, что он уже
принял решение, определился в своих ценностях. Довольно за-
бавно, что порой безразличие связывают с философским отноше-
нием к миру. Говорят: «Я отношусь к этому философски», т.е.
спокойно вплоть до безразличия. Такая позиция, видимо, вос-
ходит к раннеэллинистическим воззрениям о невозмутимости му-
дреца, философа перед жизненными невзгодами. Позиция антич-
ного мудреца связана не с глобальным безразличием, а лишь с из-
вестным пренебрежением сущностью, «мелочами» жизни. В прин-
ципе античный философ максимально заинтересован в развитии
человека, а потому его отношение ко всему окружающему все-
гда является обостренно-ценностным.

Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процес-
се интерпретации, которая осуществляется в соответствии
с философскими методами.

чувства. Эмоции, воля. вера. сомнение.
идеал и цель

В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чув
ства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо це
лостное, постольку все присущие его духовной жизни компонен
ты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело чело
век использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбри
вая волосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для ут-
верждения присущих ему ценностей.

Итак, все или почти все компоненты духовного мира чело-
века являются знаками его, человека, ценностей. Это не проти
воречит тому, что некоторые ценности могут вытесняться в сфе
ру бессознательного, продолжая существовать в скрытом неяв-
ном виде. '

Рассматривая возбуждение человека внутренними и внешни-
ми раздражителями, проводят различие между чувствами и эмо-
циями. Как правило, имеется в виду, что чувства ориентирова-
ны на сам раздражитель и не содержат ценностные компонен
ты, а эмоции, напротив, это те же чувства, но во всем их цен
ностном богатстве. Радость, любование, восхищение преклоне
ние - это все эмоции. Часто называют удовольствие радость
восторг, любовь (и т.п.) положительными эмоциями а боязнь'
испуг, страх, ненависть, горе — отрицательными. На эмоции че'
ловека сложнейшее влияние оказывает весь опыт его жизни Из
вестны даже случаи, когда краткое сообщение вызывало смерть
человека. Что касается понятия чувств, то это представление об
эмоциях без их ценностного содержания. В чистом виде напрочь
лишенном эмоционального начала, чувства, думается 'не суше
ствуют. '

Среди разнообразных ценностных форм психики человека важ
нейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей де
ятельности, проявляющаяся как целеустремленность решитель
ность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля за-
нимает среди всех ценностей первое место.

В мире ценностных ориентации человека непреходящее зна-
чение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно поло
жительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится
в веру в результате философского анализа. Религиозная вера ча
сто рассматривается как результат откровения, она мол не нуж
дается в обосновании. Для философа Карла Ясперса философская

вера — результат философствования. Вряд ли найдется философ,
который не согласится с Ясперсом.

Великий Декарт также был вполне последовательным, ког-
да рассматривал приверженность философов к сомнению как не-
обходимую черту успешного философствования. Прежде чем по-
вторить слова М. Лютера «Я здесь стою и не могу иначе», фи-
лософу необходимо провести определенную работу, прийти
к убеждению. Сначала сомнение в старой вере, затем преодо-
ление сомнения и наконец убеждение, новая вера.

Вера как ценностный феномен имеет свои градации, в выс-
шей ее отметке мы находим идеал. Человек в силу своего вооб-
ражения создает образ желаемого будущего. Он осуществляет це-
леполагание. Цель — это предвосхищение результата соци-
ального действия. Идеал — это высшая цель стремлений.

Идеал — это отнюдь не просто конкретный образ конечного
будущего. Далеко не всегда идеал сводится к примату конечной
цели. Примат конкретной конечной цели, особенно если она
находится в туманном будущем,— путь к утопизму, о судьбе ко-
торого написаны и еще будут написаны тома. Мир утописта все-
гда беден философствованием, а потому наполнен забвением од-
них ценностей и необоснованным «выпячиванием» других. Од-
ни утописты признают примат свободы, другие не видят ниче-
го, кроме справедливости, третьи признают исключительно об-
щественную собственность, четвертые, напротив, насаждают вез-
де частную собственность.

Таким образом, идеалотворчество, если оно осуществляется
недостаточно ответственно, приводит к утопиям, превращается
в идолотворение. Вместе с тем идеалотворчество — непременное
основание достижений человека. Интересно, где было бы сейчас
человечество, если бы оно не занималось идеалотворчеством.
Но для успешного идеалотворчества необходима развитая, совре-
менная философия.

Идеалов много, их по-разному классифицируют. Что касает-
ся современного гуманизма, то он ориентируется на такие цен-
ности-идеалы, как свобода, справедливость, демократия, ответ-
ственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономи-
чески оправданная планетарная общность людей. Наряду с по-
ложительными ценностями есть, разумеется, и их антиподы: че-
ловеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозво-
ленность. Апостол Иоанн заканчивает одно из своих посланий
знаменательными словами: «Дети! Храните себя от идолов».

БУДЬТЕ ТЕРПИМЫМИ ДРУГ К ДРУГУ!

До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее
отдельным индивидам. Разумеется, в любом обществе в процес-
се совместной жизни складываются относительно устойчивые цен-
ностные ориентации. Они приобретают характер общественных
норм, ими руководствуются индивиды в своей деятельности.
Но даже в этих условиях неодинаковость ценностей людей раз-
личных возрастов, полов, образования, происхождения постоян-
но дает о себе знать.

Можно ли согласовать ценности различных людей? До изве-
стной степени. Достигается это во взаимоуважительном обмене
мнениями, дискуссии, налаживании диалога. Тем не менее пол-
ное согласие обычно не достигается. Как быть? Негодяям при-
ходится противостоять резко и решительно. Но в огромном боль-
шинстве других ситуаций достаточно быть снисходительными по
отношению друг к другу, ценностнотерпимыми. Одно это снима-
ет многие конфликтные ситуации. Злость, непримиримость —
не лучшие качества людей, живущих в мире разнообразных
ценностей.

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

цивилизация и культура

Цивилизация и культура — слова латинского происхожде-
ния. Цивилизованный — принадлежащий к цивилизации. Куль-
турный — воспитанный, образованный, развитой, почитаемый.
Уже в происхождении слов «культура» и «цивилизация» видно
определенное различие. Цивилизация — это человечество во
всем его богатстве. Культура — это достижения цивилизации,
самое совершенное в ней — триумф человеческого.

Шум оркестра — это еще не культура, хотя уже цивилиза-
ция. С культурой мы встречаемся тогда, когда слушаем Чайков-
ского и Бетховена, читаем Пушкина, созерцаем иконы Рублева,
наслаждаемся игрой лучших актеров мира, пользуемся первокласс-
ной техникой. Культура — это мастерство, высочайшая квали-
фикация, в ней показывает себя автор — мастер. Его творение

предназначено другим. Культура требует общения, вне общения
она умирает.

В общении реализуется общезначимость культуры. Но здесь
есть свои неожиданности. Как наиболее совершенное достиже-
ние цивилизации культура не доступна всем в равной степени.
Культура обладает общезначимостью лишь для круга людей, ко-
торые ее понимают, она не универсальна. Чем выше уровень куль-
туры, тем меньше удельный вес членов общества, понимающих
ее. Всякая цивилизация гордится своей культурой, но испыты-
вает трудности в том, чтобы сделать своим фундаментом верх-
ние этажи культуры, которые недоступны широким народным
массам. Последним доступна массовая культура, культура ниж-
них и средних этажей, обедненная по сравнению с высокой
культурой, ценностными ориентирами.

Культура — это всегда творчество, деятельность, ценностное
отношение к себе и другим по законам красоты, истины, и до-
бра. Эта великая троица ценностей заслуживает детального рас-
смотрения. Ближайшим предметом нашего интереса является кра-
сота как ценность. Воплощением красоты является искусство.

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж-
дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей
части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са-
мое красивое). Соответственно мало кто приветствует некраси-
вое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некраси-
вое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты не-
достаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как
и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность
в хорошей философии.

Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не при-
давали должного значения сфере красоты. Философы античнос-
ти, средневековья, Возрождения считали самостоятельными раз-
делами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству».
Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же
практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чув-
ственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и са-
мостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках ко-

торой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для
простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоми-
нанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточ-
но многочисленные эстетические термины).

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор во-
круг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от фи-
лософской позиции по-разному понимается природа эстетичес-
кого. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит,
искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим.
Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое
интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точ-
ки зрения называют субъективными идеалистами).

Современные философы преодолели противопоставление субъ-
екта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, на-
правленное на возбудитель этого чувства, действительный или
воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценнос-
ти, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно
совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность,
направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необ-
ходимой степени совершенства.

Человек признает эстетическим не безобразное и низмен-
ное, а красивое, прекрасное, возвышенное. Вот почему если ар-
тист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не ис-
кусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями,
мастера часто говорят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, органично
связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией.
Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не
означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мыс-
ли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь
потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмо-
ции).

«О ЕСЛИ Б МОГ ВЫРАЗИТЬ В ЗВУКЕ
ВСЮ СИЛУСТРАДАНИЙ МОИХ...»

Мы взяли строку из известного русского романса, в которой,
на наш взгляд, дается нечто вроде поэтического подхода к опре-
делению искусства. Искусство есть умение выразить себя в ка-
ком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Дат-

ский философ С. Кьеркегор дал образную характеристику поэту:
его губы устроены так, что даже стон превращается в прекрас-
ную музыку. Причастными к выражению красоты могут быть звук,
свет, цвет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово,
мысль. Видов искусства, как известно, много: архитектура,
скульптура, литература, театр, музыка, балет, кино, цирк, при-
кладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красо-
ты является нечто материальное, например звуки, которые извле-
каются из инструментов музыкантами. Но ценность искусства за-
висит не только от соответствующих материальных носителей,
но прежде всего от философских воззрений деятеля искусства.

Ценности искусства имеют самое непосредственное отношение
к технике. Для конструктора, инженера, техника весьма сущест-
венно видеть сходство и различие между произведением искусст-
ва и техническими изделиями. Греческое «технэ» означает искус-
ство, мастерство. Как художник, так и техник являются искус-
ными мастерами, но цели их работы и творчества не совпадают.
Предназначение произведения искусства состоит в его функцио-
нировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназна-
чение технического изделия состоит в его полезности для челове-
ка. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническе
изделие является произведением искусства, но это имеет место да-
леко не всегда. Вместе с тем всякое техническое изделие не вы-
падает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полез-
ность технического изделия не противостоит его эстетическим
достоинствам, а образует с ним своеобразное, желательное для че-
ловека единство. Осознание этого факта привело к развитию ди-
зайна, художественного конструирования, в том числе предметов
техники. Для дизайнера техника — это не просто железки, а сим-
вол красоты, перкрасного. Он, надо полагать, глубоко понимает,
что хотя выразительные возможности техники не всегда позволя-
ют достичь совершенства произведений искусства, в эстетическом
отношении именно они являются идеалом техники.

Философия открывает доступ к пониманию эстетических
достоинств мира, техники в том числе.

обзор: как искали красоту

История эстетики представляет собой полный драматизма,
восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,

которое мы, следуя философской традиции, называем красотой
(в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и воз-
вышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы
прокомментируем ниже, таков: понимание красоты определя-
ется используемой философией, меняется философия, меняет-
ся и представление о красоте. Красота есть эстетическая ин-
терпретация.

• Для эстетики античности характерен подчеркнутый ко-
смизм, но это — принцип всей античной философии. Воплоще-
ние красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколь-
ко оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо под-
ражать природе. Искусство не выделено из других видов дея-
тельности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обозна-
чали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемня-
ющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись
не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, краси-
вее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных
страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философ-
ски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть
форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику,
слушатели получают удовольствие, что равносильно очище-
нию души.

• Для эстетики средневековья характерен принцип абсолют-
ной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть сим-
вол, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех ис-
кусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой.
Цель искусства — приближение человека к Богу.

• В эстетике Нового времени внимание переносится на субъ-
ект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провоз-
глашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития
чувственного и рационального познания эстетическое сводится
либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на фи-
лософию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма дости-
гает расцвета классицизм с его требованием гармонической яс-
ности и благородства стиля, четкой логической организованно-
сти, простоты и строгости форм, верности природе. Класси-
цизм проникнут пафосом политической свободы, национальной
независимости, социальной справедливости, идеями социально-
го и естественного равенства людей. Представителями класси-
цизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт
и Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (архитектор здания

Московского университета). Выступившие против формализма
и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романти-
ки (Гюго, Лермонтов, Вагнер и др.) стремились к раскрепоще-
нию многообразных способностей личности. В философском от-
ношении они оставались в рамках философии Нового времени.
Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусст-
во романа.

• В XX веке происходят новые «сдвиги» в философии и вме-
сте с ней (иногда позже) в искусстве.

В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведе-
ния искусства, оно выступает символом таинственной сущности,
которую вскрывает полноценная герменевтическая интерпрета-
ция.

В феноменологии «сдвиг» осуществляется в сторону эстети-
ческого смысла, субъект наделяет произведение искусства смыс-
лом, выработанным во многом им самим.

Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализиру-
ют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них
видят суть искусства.

В постмодернизме смысл искусства становится многозначным,
что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При та-
кой интерпретации реализм считается разновидностью устарев-
шего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно
само трудноопределимо.

Что касается России, то здесь в эстетике длительное время
господствовал так называемый социалистический реализм — пе-
ревод на эстетический язык философии исторического матери-
ализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а исто-
рическому материализму — социалистический реализм. В на-
стоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетичес-
ких ориентиров.

Итак, смысл различных эстетических направлений опреде-
ляется их философией, многообразию философий соответствует
многообразие эстетик.

Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических кон-
цепций. Тем не менее взглядом охвачено обширное поле эстети-
ки. Для философии это очень важно, ибо она по определению не
должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно срав-
нить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рас-
смотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто вы-
полняют науки и искусства).

7.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?

Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный.
При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на
достижение цели. Практика есть деятельность человека по до-
стижению цели.

Практика обладает структурой, строением. Составляющими
структурами являются: 1) субъект практики (один человек или
группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого);
2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) це-
ленаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект
практического действия; 6) результат практики.

Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъ-
ектами практики являются они оба, цель практики — заиметь
табуретку, деятельность — пиление, строгание, средства прак-
тики — пила, рубанок, молоток, объект делания — древесный
материал, результат действия — табуретка. Наш пример очень
прост. Ясно, что могут быть куда более сложные практические
ситуации, когда, например, субъектом практики являются огром-
ные социальные общности людей, а средствами практики —
сложные машинные комплексы. В то же время возможны весь-
ма вырожденные случаи практики.

Допустим, студент на экзамене взял билет и готовится к от-
вету, но делает это несколько странным образом, ничего не пи-
шет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он
стремится ее достичь. Необычность рассматриваемой ситуации
заключается в том, что здесь объектом практического действия
является сам субъект практики, нет каких-либо материальных
внесубъектных средств практики, а результатом ее является
подготовленный на экзаменационный вопрос ответ.

В практике принимает участие и студент, и рабочий, и ин-
женер, и деятель искусства, и ученый, короче, каждый человек.
Непрактикой является не умственная или какая-либо другая ин-
теллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее спе-
цифически человеческих чертах. Если природные процессы не
вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся
к сфере практики.

Что касается форм практики, то их в соответствии со струк-
турой человеческой деятельности достаточно много. Есть прак-

тика экономической, политической, социальной, научной, куль-
турной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем на-
иболее фундаментальные.

Заметим, что философский термин «практика» не следует отож-
дествлять с так называемой учебной практикой, которая пони-
мается как непосредственное применение добытых знаний. С фи-
лософской точки зрения приобретение знаний в учебной аудито-
рии тоже есть практика.

обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?

Выше практика определена как целенаправленная деятель-
ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак-
тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не
дали ценностной оценки практике. А без этого предыдущие
разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в те-
му практики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как
в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предсто-
ит отправиться в поход по дорогам философских интерпретаций.
Философ — это неугомонный путник со времен зарождения фи-
лософии, т.е. от античности и до наших дней.

• В античном обществе тяжесть физического труда была уде-
лом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к ис-
кусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наи-
высшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смыс-
ла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как эти-
ка. Этика — характерная черта как античной, так и древнеки-
тайской и древнеиндийской философии. Через всю мировую фи-
лософию проходит традиция этической интерпретации
практики.

Древние греки считали, что все существа активны в соответ-
ствии со своим предназначением. Человек не является исключе-
нием, он также обладает активностью, которую греки называли
добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что
античная этика — это этика добродетелей. Современный изве-
стный ам<

Наши рекомендации