Некоторые теоретические модели.
(Эта и все последующие главы написаны обоими авторами)
Цели и задачи
Цель Магического Театра - развитие и увеличение степеней свободы сложных систем: человека, группы, социальных структур, структур коллективного бессознательного и сознания, Ноосферы, наконец...
Для участников группы - познание мира и себя, а так же определение, раскрытие и проживание причин человеческих запросов, проблем и ситуаций, осознание, высветление глубинных запросов и мотиваций.
Особенность МТ - целостный подход - работа с запросом целиком не деля его на части. Возможность прикоснуться и решить или наметить пути и способы решения любого человеческого вопроса в принципе.
Во время действа различные срезы внутреннего мира становятся внешним миром – отражаются на сцене, благодаря чему возможно их увидеть, преобразить и принять обратно в трансформированном качестве.
Работа в Магическом Театре идет одновременно на нескольких уровнях.
1) Первое - самое понятное и видимое невооруженным глазом, что происходит на Магическом Театре - решение индивидуальной проблематики и расширение сознания конкретных людей, пришедших на Театр.
2) Второе - Магический Театр - мощный инструмент самопознания и самоизменения.
3) Третье - это инструмент очеловечивания, т.е. это уже не просто решение заявленных сознательно проблем, но выведение в доминанту сознания общечеловеческих экзистенциальных ценностей. Это, на наш взгляд, еще важнее, чем решение той или иной проблемы.
4) Четвертое - создание определенной групповой атмосферы - островок открытости, доверия, человечности, разрешений того, что было с детства запрещено воспитанием, властью и т.п. Создание некоторого количества таких островков в море нынешней ситуации искусственности, может со временем привести к формированию некой контркультуры (в том числе контркультуры и в отношении массовой «дурной эзотерике») в довольно заметном масштабе, что может поменять равновесие определенных сил.
5) Пятое - каждый Магический Театр и, тем более, семинар - это работа с некой аккупунктурной точкой в пространстве Ноосферы.
По сути это сознательный механизм саморегуляции планетарного масштаба. Есть несознательные механизмы: катастрофы, стихии, болезни, климат, динамика коллективного бессознательного, приводящая к экономическим, политическим а так же семейным и внутриличностным изменениям. В данном случае саморегуляция - осознанная. Попытка Планетарного Логоса и Мировой Души взаимодействовать, осознавая самих себя через разные уровни воплощённости посредством людей и их "частной, личной" проблематики.
Эти несколько тезисов мы и разберем далее…
Зачем люди приходят на МТ? Среди основных причин следующие - ощущение что жизнь складывается не так как нужно, что человек каким то образом потерял глубину её смысла и цель, причём внешними симптомами становятся попытки человека найти в жизни правильный путь; череда разрушенных браков или близких отношений, повторяющиеся затруднения в работе и семейной жизни, навязчивое ощущение что в жизни что то сложилось на так. Многочисленные невротические и психосоматические симптомы. Реже люди приходят из интереса или любопытства к оригинальному методу в ожидании лицезрения чуда. (Добавим, что эти ожидания часто удовлетворяются). Ещё реже появляются люди влекомые подлинным стремлением к самопознанию и постижению глубинного смысла бытия.
Мы не будем вступать в дискуссию на тему нормы и патологии, поэтому предложим простую модель, в которую укладываются все запросы людей приходящих на МТ, модель эта так же описывает условные уровни развития человека и задачи этим уровням соответствующие. Мы не будем определять сами уровни, а введём их косвенно через определение задач свойственных каждому уровню. Итак, выведем три уровня задач, с которыми человек сталкивается в своём развитии.
1. Задачи донормативного развития.
а) решение ярко выраженных психических и физических проблем. (Исцеление от неврозов депрессий психосоматических заболеваний и т.п.)
б) социальная адаптация, регулирование семейных, личных, бытовых, деловых взаимоотношений, решение межличностных, в том числе, семейных конфликтов, профессиональное самоопределение (преодоление неудач постановка адекватных целей нахождение удовлетворяющего круга общения единомышленников, друзей, решение сложностей в отношениях с противоположным полом).
2. Задачи нормативного развития.
а) становление зрелой самостоятельной ответственной личностью
б) становление Мужчиной (Женщиной)
в) творческая реализация текущих задач во всех сферах жизни (работа, творчество, семья, отдых, самопознание).
г) становление профессионалом в своём деле. Закалка физического тела и психики.
3. Задачи сверхнормативного развития
а) реализация своего предназначения
б) самопознание
в) любовь и помощь другим людям в решении задач первого второго и третьего уровня.
Ошибкой будет рассматривать каждого отдельного человека так, как будто он находится на каком то фиксированном уровне, и перед ним стоят задачи только одного типа. У человека может быть несколько актуальных для него задач, скажем, первого уровня, несколько второго... Мы можем говорить только о том, что у человека задачи одного из уровней являются выраженными и первоочередными, а других уровней перспективными или недоработанными "хвостами". Мастерство Ведущего МТ заключается в видении - какие из задач являются первоочередными а какие перспективными. Вне зависимости от того, что заявляет своей проблемой человек, заявившийся на работу. Ведущий МТ не только внимательно слушает то, о чём говорит человек, но и видит его как целостную систему во всех её взаимосвязях с окружающим миром, более того, Ведущий МТ видит запрос Целого (мира) с которым это Целое (мир) обращается к МТ через данного человека. Исходя из вышесказанного МТ исследует, вскрывает и решает наиболее глубинный запрос, глубинную причину обращения человека к МТ; следствием этого становится и решение актуальной для человека проблематики, и часто - существенное устойчивое расширение его сознания. В лице каждого человека перед МТ встаёт совершенно уникальный запрос. Весьма широк диапазон возможностей МТ. Для кого-то достаточно будет разового посещения МТ, кто-то приходит периодически, по мере возникновения тех или иных задач, кто-то может пройти некоторый курс из 2-3-10 МТ, выступая в роли главного Героя, зрителя, актёра, прорабатывая разные стороны своего запроса, а для кого то МТ может оказаться путём индивидуации, для некоторых - курсом обучения искусству жизни и, возможно, искусству помощи другим людям.
Участников МТ можно условно разделить на несколько категорий: Ведущий, главный Герой, актёры и зрители. Обычно МТ это малая группа с оптимальной численностью от 7 до 15 чел. Среди участников могут быть более-менее регулярные посетители, те кто появляется редко и совсем новые люди. В задачу Ведущего входит создание такой атмосферы действа, в которой становится возможным (уже через несколько минут после начала действия) раскрытие глубоких интимных потаённых уголков души всех участников. В этом отношении Магический Театр уникален, потому что такая атмосфера реально создаётся, и люди, несколько минут назад незнакомые (в том числе и те, кто считал себя закрытым, застенчивым, необщительным) становятся единым дружным коллективом, так как если бы все участники были близко знакомы уже не один год. Мы не встречали в своём опыте групп, где развитие групповой динамики происходило бы столь стремительно. Атмосфера доверия, конфиденциальности, откровенности и, в тоже время, здоровой обьективности друг к другу (участники не дают друг другу возможности начать какие либо игры или манипуляции друг другом).
Начинается действо со знакомства, в ходе которого участники обозначают причину своего появления на МТ в этот раз и запрос. В ходе этой 10-15 мин процедуры вырисовывается 2-3 кандидата на роль главного Героя. Это те участники, чьи запросы наиболее остры и животрепещущи. Далее первый из таких кандидатов выходит на специальное горячее кресло и уже более подробно описывает свой запрос. Ведущий может задавать какие то провокационные или мотивирующие вопросы. Это время необходимо Ведущему для того чтобы увидеть запрос Целого (мира) с которым Оно обратилось к МТ и определить систему координат, в которой будет производиться работа. Кроме того, решаются задачи по созданию атмосферы, а так же приведению главного действующего лица в рабочее состояние. Таковым является состояние высокого энергетического тонуса, открытости, доверия группе и Ведущему, иногда тупика и замешательства (это делается в том случае, когда человек слишком рационален и думает, что знает, что нужно делать) при постепенно расширяющемся сознании. Учитывая широчайший спектр возможных запросов и уровней глубины запросов, в каждом случае исходное рабочее состояние может быть разным. Далее Ведущий предлагает персонифицированную систему координат, представляющую из себя название фигур. Рассмотрим простейший пример. Система координат может задаваться, например, такими фигурами как Родитель во мне, Взрослый во мне, Ребёнок во мне. Главному Герою предлагается на каждую из ролей выбрать исполнителя из участников группы. Главный Герой выбирает актеров исключительно по наитию, стараясь не руководствоваться какими то рациональными доводами. Далее Ведущий переводит потенциальных актёров в состояние "Зеркала" и уже «Зеркалам» Герой передаёт свои состояния Родителя, Взрослого, Ребёнка (в данном примере). Передача «Зеркала» и ролей, наряду с уникальной атмосферой театра, - это наиболее таинственные из магических действий, которые невозможно описать языком традиционной психологии (единственным близким психологическим объяснением может быть понятие синхронии, введённое в психологию КГ Юнгом). Чуть более подробно мы рассмотрим эти явления ниже.
Благодаря «Зеркалу» актёр точно воспроизводит энергетическую чувственную сущность роли, благодаря чему исполнитель, как фигура внутреннего мира главного Героя, ведёт себя так же как Герой, что бывалых участников МТ уже и не удивляет. Благодаря "Зеркалу" обеспечивается экологичность процесса и точность чувствования, отображения и отыгрывания сюжета, теми, кто даже не обладает никакими актёрскими навыками. Актёры тоже не бывают случайными, - играя роли, они отыгрывают свою глубинную проблематику. Зрители не бывают пассивными, каскад переживаний, школа нравственного взросления, обучение новым моделям поведения, проживание энергопотоков, осознание разнообразия архетипических сюжетов... Участие зрителя очень активно, зритель может переживать разные состояния - активного возбуждения, полудрёмы, и, тем не менее, во внутреннем мире зрителей происходит интенсивная работа. После того как действо заканчивается трансформацией главного Героя, актёры отдают ему преображённые роли, Ведущий снимает «Зеркала», и дальше происходит обратная связь, в процессе которой и актёры, и зрители рассказывают о своих переживаниях в ходе Театра и происшедших с ними изменениях. Главный Герой более подробно осознает то, что с ним произошло, а Ведущий даёт ему напутствие или интерпретирует произошедшее. Очень часто актёры благодарят Героя за выбор их на роли, так как, отыгрывая их, "актёры", как правило, реализуют свой запрос и выбор именно их на эту роль оказывается не случайным - более того, и зрители, придя именно в этот день на этот процесс получают ответы на свои запросы. Таким образом, мы имеем очень высокий уровень синхронии, т.е. неслучайных совпадений, что, впрочем, для Магического Театра является совершенно естественным.
Чем запрос отличается от желания решить проблему? Запрос – то, что проявляется по ходу действа, а с желанием решить проблему главный Герой выходит на горячее кресло. По нашему опыту заявляемая вначале проблема является лишь поводом для осознания глубинного запроса, верхушкой айсберга.
3. Магический Театр можно рассматривать в двух аспектах:
а) как краткосрочную психотерапию, психокоррекцию, целительский процесс, исследование, путешествие сознания.
б) как Путь индивидуации.
Ведущий не навязывает второй аспект участникам, и они сами выбирают, как часто им появляться на Магическом Театре и с какой целью. Постепенно среди людей, посещающих Магический Театр, кристаллизуется ядро – это люди, которые приходят уже не просто решать проблемы, но познавать себя и двигаться к индивидуации. Происходит естественный отбор тех, кто приходит лечиться и тех, кто приходит учиться (соответственно – до какого уровня, т.к. у каждого свой запрос на глубину самопознания и индивидуации). Совершенно отсутствует какое-либо принуждение в Магическом Театре. Самость (творческая совокупность сознания и бессознательного) каждого человека является единственным критерием и ориентиром процесса индивидуации. В отличии даже от юнгианского анализа, отсутствуют контракты на долгосрочную работу и человек (его Самость) сам принимает решение продолжать ли обучение или нет и с какой частотой и степенью нагрузки. Кто-то может прийти только один раз, чтобы решить ту или иную проблему, кто-то может ходить регулярно, кто-то – появляться раз в несколько недель, месяцев, а то и лет.
Драматизация и Работа Души.
В этом параграфе мы обратимся к одному из основных принципов и приемов Магического Театра – драматизации.
В основе дальнейших идей лежит феномен драматизма самой жизни. Наше восприятие мира дуально. С самого рождения мы сталкиваемся с огромным числом противоречий, которые неразрешимы с точки зрения обыденного сознания. Противоречия эти распространяются на все жизненные контексты, начиная от бытовых и заканчивая предельными человеческими и общечеловеческими, - такими, которые можно выразить, например, формулой «я – раб, я – царь, я – червь, я – бог»... Это неизбывное противоречие между механистичностью и обусловленностью психофизического существования и чем-то еще невыразимым, по чем дух томится...
Не имея сил и навыка принять противоречия и осознавать их, как одновременно сосуществующие, мы вытесняем большую их часть, что косвенно, так или иначе проявляется:
- на донормативном уровне через неадекватность поведения и разнообразную невротическую симптоматику;
- на нормативном уровне часть противоречий начинает обнажаться, представая то как нравственный конфликт, то как борьба мотивов; остальные замаскированы более или менее скрытыми механизмами защиты[4] или гиперкомпенсацией.[5].
- на уровне сверхнормативных задач идет обнажение противоречий и конфликтов, их принятие и либо занятие по отношению к ним особой позиции (об этом далее), либо творческое их преображение там, где это возможно. На этом уровне человек доходит до предельных общечеловеческих противоречий.
Итак: работа, направленная на решение задач развития на всех трех уровнях (донормативном, нормативном и сверхнормативном) состоит в обнажении противоречий и дальнейшем их принятии и интеграции[6] через работу души[7]. Спектр технических приемов, используемых для этого, мы и назовем драматизацией. Для того, чтобы постоянная драматизация не привела к срыву, ее целесообразно сочетать с техниками релаксации.
Здесь мы подходим к очень важному для понимания моменту. Дело в том, что обнаженные противоречия, с которыми первоначально (в детстве или когда-либо еще) душа не справилась, как раз и привели к формированию патологических защитных механизмов, и, как следствие, к неврозу и психосоматическим нарушениям. Поэтому очень важно, чтобы использование драматизации, как специального метода не привело к углублению невроза. Для этого Ведущему необходим опыт, позволяющий обеспечить такую именно драматизацию, чтобы она перешла в работу души, а далее, особенно на первых этапах, когда у человека только формируется собственный опыт и он не может самостоятельно справляться с усложняющимися жизненными обстоятельствами, важно определенным образом эту работу направлятьи фокусировать.. А практика показывает, что будучи запущенным, такой процесс, после какого-то рубежа начинает идти самостоятельно – уже не нужно создавать драматизацию специально – жизнь начнет усложняться и предлагать все более объемные и трудные задачи. Следующая после запуска этого процесса задача консультанта – подготовить человека к этому – к самостоятельной работе со все усложняющимися задачами жизни).
Среди различных направлений духовного развития можно выделить две полярные тенденции.
Первая тенденция – это стирание индивидуальных различий.
Вторая тенденция предполагает наоборот обострение индивидуальных особенностей, уникальность прохождения каждого сюжета жизни (что, кстати, не исключает стирание личностных особенностей, если под ними понимать невротические механизмы защиты).
Драматизация ведет к индивидуации и, таким образом, работа в Магическом Театре относится ко второй тенденции.
Подтверждение важности драматизации, ведущей к углублению противоречий можно найти в текстах Великих Арканов Таро:
«В самой индивидуальной монаде, поскольку она эманирует сознание в Мир Бытия, происходит раскол, и принцип индивидуальности выливается в принцип Великого Бинера духа человеческого – нарождения в нем двух типов души, дополняющих друг друга. Поскольку человек живет истинной жизнью личности, т.е. ощущает свою индивидуальность, поскольку в его в его духе происходит этот раскол; то чем больше человек убеждается в этом разделении в самых недрах существа своего, тем больше приближается он к своей конечной цели. Вместе с тем, каждый из этих двух типов души человека по отдельности есть нонсенс и, дополняя отрицанием друг друга, они друг друга утверждают. Соединение их в одно – это потеря личности, потеря индивидуальности и возврат в Целое для сна без грез и без сознания. Высшая степень раздробленности – это высший расцвет начала индивидуальности, это высший рост сознания, это слияние с Целым, оставаясь самим собой.[8]»
Обнажение каждого нового конфликта и противоречия и их интеграция приводит к значительному усложнению жизни человека. Теперь ему приходится принимать во внимание все больший круг жизненных обстоятельств, и это делает его ситуацию все более и более уникальной.
Проходя через новые противоречия и принимая их, расширяя свое сознание на все новые обстоятельства, человек каждый раз как бы рождается во все более и более объемный мир. И этот мир является более сложным, и нужно каждый раз учиться жить во все усложняющемся мире. Но, вместе с тем, работа души по интеграции каждого конфликта и противоречия порождает ресурс для того, чтобы быть готовому к обнажению все более глубоких и иногда все более и более болезненных или трагических противоречий. Все шире открываются глаза, но у тебя уже есть силы, чтобы не закрывать их более и видеть возвышенно и любить то, от чего раньше хотелось сбежать и забыться.
От глубины драматизации зависит степень накала жизни и богатства жизненных сюжетов. В случае вытеснения или стирания индивидуальных особенностей жизнь обедняется. На пути индивидуации накал наоборот возрастает. Уникальность прожитых таким образом минут, дней, лет сравнима с глубиной сюжетов классических произведений культуры. Такая глубокая жизнь сама по себе вносит значительный вклад в копилку общечеловеческой культуры и общечеловеческого опыта.
Душа обычного человека, в силу преобладания механизмов вытеснения и защит, делающих большинство жизненных выборов автоматическими, - приучена «спать». Драматизация ведет к пробуждению души, к ее активности. Причем, драматизация является необходимым, но не достаточным условием для работы души. После драматизации необходимо обеспечить фокусировку внимания на дальнейшее принятие и интеграцию конфликта, что первоначально является задачей Ведущего и группы. Постепенно, по мере накопления опыта работы души, человек приобретает возможность работать самостоятельно, уже без помощи Ведущего.
Работа души в нашем случае является и средством и целью Магического Театра для его участников. Научить свою душу постоянно работать и не засыпать, предъявляя ей постоянный материал для работы – вот, на наш взгляд, достойная человека задача.
Конфликт, безнадежность и безысходность, первоначально обрушивающиеся на человека, вследствие проникновения глубинных противоречий в сознание, превращаются, трансформируются посредством работы души в принятие Таковости жизни и Любовь.[9]
Работа души состоит в том, чтобы, несмотря на болезненность обнажающегося конфликта[10], не дать ему вытесниться опять, а сохранить его в восприятии, выработав по отношению к нему определенную позицию. Опыт показывает, что в большинстве случаев позицией, которая позволяет действительно принять Таковость реальности и совершить работу по ее трансформации, является Любовь[11].
Если в начале практики работа души может быть применена к уже случившимся событиям и сюжетам (что называется – «на коврике» или в кресле у консультанта), то постепенно, накапливая опыт пересмотра прошлого опыта «на коврике», человек приобретает возможность включаться в активную работу души по ходу текущего сюжета во все более сложных ситуациях. Постепенно расширяются и контексты, где душа может включиться в работу. Когда работа души начинает преобладать над автоматическим поведением и восприятием, можно говорить о переходе к решению задач сверхнормативного уровня, связанных с помощью другим людям решать задачи первого, второго и третьего уровня. Такая работа не обязательно связана с работой психотерапевта, консультанта или учителя, так же как и факт работы человека на должности консультанта или объявление себя учителем не означает, что у него происходит непрерывная работа души...
Жизненный путь, как совокупность нелинейных сюжетов.
В течение всей жизни человек проживает достаточно большой ряд сюжетов, связанных с разными контекстами и обстоятельствами. В разных сферах жизни происходит взаимодействие с разными людьми. Решаются многообразные задачи, зачастую, на первый взгляд, никак друг с другом не связанные. В семье, на работе, в творческой деятельности, в кругу друзей, на отдыхе, в неожиданных – нетипичных ситуациях... В каждой из этих сфер происходит развитие своей сюжетной линии. Это, к примеру, сюжетная линия поведения с родителями, сюжетная линия поведения с женой, с начальником, с другом... Причем каждая такая сюжетная линия, кроме того, что она связана, например, с конкретным человеком или видом деятельности, претерпевает изменения еще и по временным фазам. Эти линии могут претерпевать разрывы. Например, развод с женой, повышение по службе или переход на другое место работы прерывает течение той или иной сюжетной линии. Иногда происходят настолько сильные разрывы сюжетных линий, что меняется все окружение данного человека, все контексты, все «декорации» (характерный пример – эмиграция или даже просто переезд в другой город). По ходу каждой сюжетной линии, на нее как бы нанизаны отдельные сюжеты. Проживание каждого сюжета ведет к тому, что в большей или меньшей степени изменяются ведущие обстоятельства жизни по данной сюжетной линии и жизнь человека переходит в новую фазу. Масштаб перемен может быть очень значителен, а может быть слабо выражен, тем не менее, что-то меняется. Например, в жизни супругов, после измены одного из них, появляются, тем самым, новые обстоятельства, которые (в зависимости от их способности осмыслить эти обстоятельства и пережить конфликт ими внесенный – см. главу «драматизация») ведут к разным в различных случаях переменам: от развода на одном полюсе до новой волны влюбленности друг в друга на другой. Но, по-прежнему уже жить не получится (даже если внешне покажется, что ничего не изменилось).
Таким образом, сюжет представляет из себя совокупность событий, в результате которых происходит смена ведущих обстоятельств по данной сюжетной линии. Время развертывания сюжета - от нескольких минут до нескольких лет. Многообразие сюжетов говорит о богатстве внутреннего мира. Так у одного человека смена ведущих обстоятельств происходит лишь раз в несколько лет, в то время как другой испытывает коренные переломы чуть ли не каждый день. Как уже говорилось ранее, для человека, который работает над собой и познает себя, жизнь усложняется, то есть обстоятельства начинают меняться и усложняться все чаще и чаще, возрастает скорость и глубина проживания сюжетов, увеличивается их многообразие и уникальность.
Итак, сюжет определяется ведущим обстоятельством. Оно является тем главным условием, по которому начинается развитие событий: исходного, главного и заключительного событий данного сюжета. Для подробного описания особенностей рассмотрения сюжетов, необходимо знакомство со специальной литературой по Драманализу (теории постановки спектаклей, основанной на работах К.С.Станисавского и его последователей)[12], но, так как, во-первых, эта литература не всегда под рукой, а во-вторых, то, что мы предлагаем не является Драманализом – из него взяты основные понятия, которые удобно приложить к Практике, мы очень кратко дадим несколько определений.
Сюжет начинается исходнымсобытием, которое проявляет некое противоречие. Но, противоречие это только обозначается. Далее идет главное событие. Оно является кульминацией, после которой начинается качественно новый характер движения от того, что было, к тому, что будет. Сюжет завершается заключительнымсобытием. Рассмотрим развитие сюжета, на примере пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня»[13]. Исходным событием является намечающийся, но еще вялый и непроявленный конфликт дяди Вани и профессора Серебрякова, который просматривается с первых страниц пьесы. Но конфликт этот пока внутри. А вот семейный совет, который собирает Серебряков для объявления решения о продаже имения, является главнымсобытием. К этому моменту накал обстоятельств для каждого действующего лица пределен: Серебряков убедился в невозможности жить в деревне и решил продать имение, его жена Елена уже не может противостоять чувству доктора Астрова, и у этой ее тайны появился свидетель – дядя Ваня; сам дядя Ваня, застав их любовную сцену, убедился в крушении своих надежд (он тоже любит Елену); Соня только что узнала, что Астров ее не любит, и последние ее иллюзии разбиты. На этот уровень накала и приходится сообщение Серебрякова, становясь главным событием. Заканчивается все отъездом Серебрякова и его жены Елены, которые формально помирились с дядей Ваней. Уехал и, очевидно, навсегда, доктор Астров, унося последние надежды Сони. Вот это заключительное событие драмы с безысходной тоской, с полной безнадежностью что-то изменить, воплощено в монологе Сони о том, что надо терпеть, что награда и «небо в алмазах» будет не здесь, а уже за порогом земного бытия...
Конечно, не каждый сюжет обыденной жизни имеет такой накал, как драмы, описанные в классической литературе, тем не менее, построение и крупного и мелкого сюжета одинаково. Ведущему важно научиться это осознавать в каждом конкретном случае.
Несмотря на то, что внешняя форма каждого последующего сюжета может сильно отличаться от предыдущего, очень часто многие сюжеты объединяются неким общим механизмом сюжета. Его мы рассмотрим в следующем параграфе: «Культурно-информационная матрица личности». Этот механизм пронизывает обычно целую группу сюжетов, когда человек, образно говоря, «наступает на одни и те же грабли». Внешняя форма разная, а суть одна и та же.
Далее нам понадобится разделение понятия сюжета. С одной стороны мы имеем сценарные сюжеты, то есть те, которые определяются так называемым сценарием жизни (по Э.Берну). С другой стороны – сюжеты Миссии человека. Сценарные сюжеты механистичны и обусловлены жесткими связями в культурно-информационной матрице личности. Сюжеты Миссии проживаются осознанно и являются воплощениями Предназначения. Работа Ведущего большей частью состоит в помощи человеку найти и не пропустить тот ключевой сюжет, с которого происходит коренная трансформация жизни – переход от механического проживания сценария к осознанной реализации Предназначения. То есть, тот момент, когда противоречия перестают запускать защитные механизмы и, соответственно, сценарные сюжеты, а подвигают человека к работе души.