Классификация и ступени йоги
Существует множество вариантов деления практик на отдельные виды, но в связи с большой популярностью появляются все новые и новые школы и течения. Указать точно, какие виды йоги существуют на данный момент, очень сложно, поэтому сначала надо перечислить те, которые уже известны давно.
Классические виды:
– Бхакти;
– Карма;
– Джняна;
– Раджа;
– Хатха.
Каждый вид йоги, считающийся классическим, имеет очень древнюю историю и прошёл большой путь развития и совершенствования. Чтобы выбрать нужный вам вариант, нужно тщательно изучить, чем именно занимается конкретная йога.
Бхакти–йога – это служение божеству с любовью и преданностью. В индуизме считается одним из самых эффективных и доступных способов практиковать йогу. Не требует значительных физических усилий, поэтому выбрать для себя этот вид йоги могут и люди с физическими ограничениями, а также просто не желающие изнурять свое тело.
Карма–йога уходит корнями в «Бхагавад–Гиту», Священное Писание индуистов. В этом виде йоги действие – дхарма направлено на обретение освобождения–мокши или божественной любви–бхакти. Практика кармы–йоги в выполнении своих обязанностей без получения личной выгоды, исключительно для блага веры и божества.
Джняна–йога – путь самосознания, в котором индивид (атман) определяет иллюзорность существования и окружающего мира и соединяется с абсолютной истиной (Брахманом). В широком понимании джняна–йога – это путь знания.
Раджа–йога, или царская – занимается контролированием ума путём медитации. Целью раджа–йоги является установление отличия реальности от иллюзий, а результатом — достижение освобождения, или мокши. Этот классический вид носит ещё название аштанга–йога, или йога восьми ступеней.
Ступени йоги:
1. Яма – общие этические законы. Законы эти состоят из ряда общих положений:
– ахимса – непричинение вреда живым существам. В частности, ахимса нашла свое выражение в вегетарианской диете йогов, которые не употребляют в пищу животных (только яйца и молоко).
– сатья – правдивость, отказ, в первую очередь, от самообмана.
– астея – человек не должен стремиться к обладанию вещами или титулами, не заработанными своим трудом.
– апариграха – человек не должен стремиться иметь титулы и вещи, которые не являются абсолютно необходимыми для него, он должен всегда и во всем рассчитывать только на собственные силы.
– брахмачарья – физическое, половое, эмоциональное и интеллектуальное воздержание. Человек для достижения наилучших результатов должен быть способен к соблюдению брахмачарьи в течение длительных периодов (до нескольких месяцев).
2. Нияма – основы личного поведения, строящиеся на самодисциплине. Нияма, в свою очередь, базируется на шести основных принципах:
– шауча – необходимо содержать в чистоте тело и кишечник;
– митахара – нужно есть чистую пищу, не рекомендуется употреблять спиртное, чай и кофе;
– сантоша – нужно поддерживать хорошее настроение, создавать положительные эмоции;
– свадхиана – необходимо размышлять о смысле жизни, о своем месте в ней, вести философские беседы со знающими людьми, изучать священные писания;
– тапас – нельзя забывать о самоограничении;
– ишварапранитхана – нужно постоянно чувствовать, что в жизни всегда есть присутствие высшей силы и высшей мудрости.
3. Асана – положение. Очищение тела (внутреннее и внешнее). Система физических упражнений, называемых асанами лежит в основе технологического алгоритма хатха–йоги. Каждая асана – это особое гимнастическое упражнение, которое при надлежащем выполнении оказывает гармонизирующее и тренирующее воздействие на ткани внутренних органов и опорно–двигательный аппарат.
4. Пранаяма – четвертая ступень восьмиступенчатой системы йоги — управление дыханием через дыхательные упражнения. Пранаяма, в переводе с индийского, значит контроль над праной (жизненной силой). Это раздел дыхательной гимнастики, с помощью которой человек учится осваивать свою биоэнергию. В учении йоги прана считается первичной энергией Вселенной. Она присутствует везде: и в живых организмах, и во всех других объектах материального мира. В теле человека прана циркулирует в определенной системе каналов, которые называются меридианами.
5. Пратьяхара – освобождение ума от влияния чувств, разделение чувства и объекта. На первом этапе Пратьяхары мы словно разрешаем себе мыслить свободно, ни о чем особенно не задумываясь. Постепенно мысли как бы исчезают, и ум успокаивается. На втором этапе мы достигаем отделения чувств от ума.
6. Дхарана – сосредоточение, медитация. Дхарана является следующей ступенью, непосредственно вытекающей из правильной практики Пратьяхары. Концентрация помогает человеку направить внимание на внутренние или внешние объекты, и, как следствие, человек строит в своем информационном поле, очищенном от посторонних образов, энергетические образы объектов, что приводит к полному слиянию энергоструктур человека с энергоструктурами объекта. Человек воспринимает эту информацию преимущественно правым полушарием, он анализирует ее и переводит в свою систему мышления, другими словами, на восприятие через левое полушарие. Таким образом, человек иначе воспринимает окружающий мир, он видит, замечает многие новые грани, которые раньше ускользали от восприятия.
7. Дхияна – созерцание, медитация. Дхияна – продолжение дхараны, которая является неотъемлемой ее частью. Разрозненные проблески сверхчувствительного восприятия сливаются в одно целое, что вызывает целые гаммы ощущений – это состояние Дхияны. Сфера восприятия еще больше расширяется, охватывая бесконечность; человек начинает замечать соотношения и взаимосвязи между пространствами различных уровней.
8. Самадхи – состояние сверхсознания, достигающееся глубоким созерцанием, при котором занимающийся сливается с предметом созерцания. Это медитативное состояние, когда субъект познает объект медитации. Человек сосредоточивает свое внимание на объекте и внутренне объединяется с ним. Объекты медитации бывают как внутренние, так и внешние. Внутренние объекты – это то, из чего состоит человек: внутренние органы, сознание, чакры и т.д. Внешние объекты – это то, что нас окружает: живые существа и предметы. Их объединение означает единство с объектом при помощи концентрации.
Для йогов самадхи также означает «испытать смерть при жизни». Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного ни временными рамками человеческой жизни, ни пространственными рамками биологического тела.