Скептицизм как познавательная стратегия.
Одной из самых древних познавательных программ является скептицизм, восходящий еще к античной философской традиции. Скептицизм — характерная черта всей античной философии, как самостоятельное философское направление он функционирует в период актуальности стоицизма и эпикуреизма. Крупнейшими представителями являются Пиррон иСекст Эмпирик. Сущность скептицизма состоит в отрицании возможности достижения истинного, т.е. доказательного и всеобщего, знания и в признании того, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное и ничуть не менее обоснованное.
Истоки античного скептицизма можно найти уже у Горгия и Ксениада Коринфского. Последний, по свидетельству Секста Эмпирика, утверждал, что «нет ничего истинного в смысле отличия от лжи, но все ложно, а потому непостижимо». Однако как самостоятельная философская школа, центрирующаяся на гносеологической проблематике, скептицизм складывается в трудах Пиррона на рубеже ІV— III вв. до н.э. «Основное положение скептицизма в том, — писал, выявляя его сущность, ГГ. Шлет, — что против всякого положения можно выставить другое, равное ему... так что ни одно из положений не оказывается более достоверным... что приводит скептика к воздержанию от суждений и к безмятежности».Если все суждения проблематичны и истина недостижима в принципе, то скептик, действительно, должен был бы воздерживаться от всяких суждений, ибо против его пессимистической оценки возможностей познавательной деятельности могут быть приведены его же собственные теоретические аргументы. Однако трудно найти в истории философской мысли писателей более усердных, чем скептики, начиная с Секста Эмпирика и заканчивая Д. Юмом.
Живой средой и питательной почвой скептической установки сознания являются антидогматизм и борьба с ложными авторитетами. Однако надо разделять последовательную скептическую позицию в духе Юма и методологическое сомнение Р. Декарта. Для первого скептицизм есть общая гносеологическая и даже общемировоззренческая установка, в сущности саморазрушительная. Для второго принцип сомнения есть только путь к обретению твердых гносеологических оснований философствования. Сомневаться ради самого сомнения и сомневаться ради обретения истинной почвы под ногами — вещи совершенно разные. В этом плане скептицизм хорош лишь как элемент философского мышления, как критическая направленность разума, ничего не склонного принимать на веру.
Любопытно, что последовательный скептицизм не только в познании, но и в жизни есть зачастую как раз слепое принятие на веру каких-то распространенных предрассудков (сомнение) или следствие глубокого разочарования в каких-то догмах. Недаром говорят, что догматик — это уверовавший скептик, а скептик — разочаровавшийся догматик. Догматизм и скептицизм как две тупиковые крайности всегда подпитывают друг друга, образуя как бы замкнутый круг, обрекающий нашу философскую мысль на философское бесплодие. Недаром Гегель квалифицировал скептицизм в качестве критической ипостаси рассудочного, а отнюдь не разумного мышления.
23. Изложите взгляды Абай Кунанбаева о роли науки и образования в формировании человека.
Анализ творческого наследия Абая позволяет высказать некоторые общие соображения относительно его "педагогических взглядов. Педагогические взгляды Абая тесно связаны с его философскими, социально-психологическими взглядами, с его мировоззрением и служат как бы сферой практической реализации последних. Педагогические взгляды Абая носят ярко выраженный концептуальный характер: они целенаправленны, имеют определенное методологическое основание, методическое оснащение, объект и предмет, на которые направлена просветительско-педагогическая деятельность Абая. Во всем многообразии содержания и средств реализации педагогических взглядов Абай видит и всесторонне раскрывает основные направления и пути их реализации. Речь идет об умственном, профессионально-трудовом, нравственном воспитании, роли и возможностях семьи в воспитании детей. Абай глубоко осознавал единство, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, предвосхитив тем самым идею системно-комплексного подхода к воспитанию в современной педагогике. Взгляды Абая при совершенно очевидном влиянии на их формирование прогрессивных традиций общей и педагогической культуры древнего Востока, западной и русской педагогической мысли XIX столетия не были подражательными. Можно смело утверждать, что педагогические взгляды великого казахского просветителя были самостоятельными, самобытными. Этим он обязан не только своим выдающимся способностям, но прежде всего глубоким связям с родным народом, народной педагогикой, народной мудростью, которые с такой полнотой и выразительностью воплощены во многих его стихах, ставших афоризмами. Педагогические взгляды Абая в такой же степени самобытно-национальны, в какой они интернациональны. Слияние национального и интернационального начал в его педагогических взглядах позволило ему увидеть пути преодоления вековой отсталости своего кочевого народа и приобщения его к достижениям культуры других пародов. Выступая против традиций и обычаев, лишающих человека возможности выбора спутника жизни, вообще возможности выбрать себе собственный жизненный путь, Абай ратовал за полное равенство мужчины и женщины в экономическом, политическом, юридическом отношениях. Только тогда брак может быть действительно равноправным, а взаимная любовь станет действительно идеальной. Таким образом, беспощадно бичуя невежество, духовную нищету вершителей судеб народа, Абай в то же время впервые в истории казахской общественной мысли сказал свое новое слово, наполненное гуманистическими идеями, высказал свое отношение к семье, к родительскому долгу в воспитании детей, воспел женщину-мать как опору семьи, показал ее мудрость и стойкость в дружбе и любви. Абай ставит знания превыше всего – богатства, славы, почета. Он не только учит молодежь, призывает их к овладению науками, но и указывает пути и способы достижения этих знаний. Он считает, что обучение должно быть увлекательным, наслаждением, радостью, а не принудительной обязанностью. Наслаждение и радость от обучения – самый эффективный путь прочности знаний у детей.
Мыслитель считает, что важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Это та незаметная тропинка, которая ведет к столбовой дороге науки. Самые азы образования должны начаться не только с овладения грамотой, а прежде всего с воспитания лучших человеческих качеств.
Великий мыслитель так определил дидактические принципы:
1. Обучение от простого к сложному.
2. Обучение должно вестись с учетом того, что близко детскому восприятию, что для него пока что знакомо, но еще недоступно его пониманию.
3. Человек может успешно овладеть наукой только тогда, когда он стремится к ней сам, если на это его толкает разум, сознание необходимости и нужности знаний.
4. Требуется наглядность в обучении. «Человек познает мир, наблюдая глазами, слушая ушами, прикасаясь к предмету руками, вдыхая запах носом, определяя вкус языком».
5. Нужно учитывать возрастные особенности детей в обучении.
6. Обучение должно вестись на родном языке. Самые азы, основы знаний ребенок должен усвоить на родном языке и только потом можно и нужно переходить к изучению других языков.