Дилемма рационализма и сенсуализма в философии Нового времени
Процессы, начавшиеся в эпоху Возрождения, характеризовали всю историю Западной Европы вплоть до конца XVIII в. Развитие товарного производства, разложение сословной системы и становление классового общества, накопление научного знания в борьбе с религиозными идеями и с целью развития промышленного производства – все это составляет сущностные черты рассматриваемого периода.
В контексте социальных потребностей своего времени философия XVII в. уточнила свой предмет и несколько переставила акценты в диапазоне своих задач:
· «философствование» по поводу природы сменилось конкретно-научным знанием о природных закономерностях; механика, физика, астрономия, медицина и другие науки как бы забрали у философии часть ее традиционного содержания и тем самым способствовали уточнению собственного предмета философии;
· в этих условиях философия учится строить свои отношения с науками, не навязывая им некие истины, а обобщая выводы естествознания;
· как и все познание своего времени, философия видит ценность в своей практической направленности;
· и поэтому самое главное: философия стремится исследовать науку, помочь ей, осознать существо самого познавательного процесса, то есть понять происхождение, источник знания, соотношение чувств и разума, выяснить природу истины.
Таким образом, на первый план в философии выходят вопросы гносеологии и методологии познания. В рассмотрении этих вопросов в философии сложилось два основных течения в соответствии с характером наук, к которым тяготели философские учения – индуктивно-экспериментальное знание, основанное на практическом взаимодействии с изучаемым предметом, оказало влияние на возникновение и развитие эмпиризма (сенсуализма) в философии, и аксиоматико-дедуктивное, связанное с преимущественно логическим получением нового знания, – рационализма.
«Новый Органон» Френсиса Бэкона
Последовательно изложил и обосновал идеи эмпиризма выдающийся английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), родоначальник английского материализма. В трактате «Новый органон» (1620) он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – обращение к опыту и обработку его методом индукции. Однако на пути познания человек встречается с рядом помех, искажающих правильный ход исследования и приводящих к неправильным выводам. Поэтому прежде всего важно застраховаться от возможных ошибок и наметить опасные зоны, подстерегающие исследователя на его пути, которые Бэкон называет «идолами» или «призраками» познания.
Осознав опасности, можно приступать к выбору правильного метода, который даст знание, соответствующее действительности. Обобщая практикующиеся пути исследования, Бэкон обозначает их следующим образом:
· путь паука, когда ученый, пренебрегая фактами, выводит знание из собственного сознания, словно паук ткет паутину;
· путь муравья, когда в результате слепого накопления фактов теряется направление и смысл исследования;
· путь пчелы, которая, опираясь на фактическое знание, правильно строит стратегию деятельности и перерабатывает накопленное в нужный результат.
По мнению Бэкона, единственно достойным и правильным является путь пчелы. Из этого видно, что он отрицал бездумный эмпиризм, призывал к соединению опыта и его разумного осмысления.
Знать что-либо – это знать причину явления, воздействуя на которую можно достигать практического эффекта. Задача исследования – это выделить во всем многообразии отражаемых нами свойств явления причины и отделить их от следствий.
Познавательное разделение и соединение приобретает у Бэкона вид индукции. Индукция – умозаключение от фактов, единичных суждений к общим утверждениям. Бэкон предлагает элиминативную (исключающую) индукцию и строит ее следующим образом. Исследование фактов предполагает строгую организацию их в определенные таблицы, иначе говоря, факты подбираются и определенным образом классифицируются в трех таблицах:
1. таблица присутствия: в ней перечисляются как можно более разнообразные примеры, в которых присутствует свойство, причину которого мы ищем
2. таблица отсутствия: здесь подбираются примеры, в которых отсутствует исследуемое свойство, но присутствуют свойства, упомянутые в первой таблице;
3. таблица степеней: ее замысел состоит в том, что (А) является причиной (а), если при возрастании интенсивности (А) также изменяется и (а), что и подтверждается примерами, помещаемыми в таблицу.
Метод Рене Декарта
Выдающимся представителем философии рационализма был Рене Декарт (1596-1650) – французский философ, математик, физик и физиолог. Декарт заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические выражения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Объяснил образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи, ввел представление о рефлексе. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, – непосредственная достоверность сознания. Основные сочинения: «Рассуждение о методе» (1637), «Начала философии» (1644), в которых он дал развернутое обоснование противоположной эмпиризму методологии.
Как и Бэкон, Декарт начинает с поиска причин, мешающих правильному построению научного знания. При систематическом анализе содержания сознания оказывается, что во всем можно сомневаться: и в традиционных мнениях, и в данных чувств. По мнению Декарта, чувства обладают достоинствами наглядности и убедительности, помогают человеку выбраковывать нереализованные в мире логические возможности, но сами по себе они единичны и случайны, поэтому не могут служить основанием всеобщих и необходимых положений науки. Идеал научного достоверного знания Декарт видит в математике: ее истины абсолютны, полны, вечны и неизменны. По такому же образцу должны строиться и все другие науки.
Средством очищения сознания у Декарта становится сомнение, а также наполнения его – в соответствии с правильным методом – истинным содержанием.
Метод Декарта включает в себя четыре основных правила:
1. необходимо принимать за истинное только то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода для сомнения;
2. необходимо делить каждую сложную вещь на более простые составляющие, дабы затем устремить внимание на эти простые, т.е. не поддающиеся дальнейшему делению умом части;
3. в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным и трудным;
4. в рассуждении о проблеме нельзя делать пропусков, перескакивать от посылок к неоправданным выводам. Строгий логический вывод предполагает необходимость перехода от одних посылок к другим и не может быть основан на произвольном выдергивании некоторых шагов в рассуждении.
Через сомнение Декарт дает обоснование существования духовной субстанции (я могу сомневаться во всем, кроме самого факта сомнения, а значит оно, т.е. духовная субстанция, существует) и особых законов ее развертывания – то есть самого процесса познания. Однако мы также имеем ясное и отчетливое представление (врожденную идею) о протяженности, которая не присуща мысли (мысль не может иметь длину, например, 5 метров). Следовательно, существует мир, основными свойствами которого являются протяженность, фигура, движение – то есть такие свойства, которые всегда неизменны и от чувств не зависят.
Таким образом, существует духовная субстанция и субстанция протяженная, материальная, причем развертывание мысли по ее собственным законам приводит к истинному знанию о внешнем материальном мире и его законах. Как это возможно? Мышление и протяженность, будучи совершенно противоположными началами и не завися друг от друга, соответствуют друг другу, что доказывается, например, истинностью положений математики, развертывающейся по законам логики, но дающей истинное знание о внешнем протяженном мире. Это соответствие нуждается в обосновании третьим началом, каковым может быть только Бог. Именно Бог создает мир таким, чтобы он мог быть познан разумом, а разум таким, чтобы он мог познать мир.
Таким образом, Декарт дает развернутое обоснование дуализма, то есть теории о независимом и параллельном существовании двух субстанций – материальной и духовной.