Философия словами ее основателей
1. Вопрос: "Субъекту познания, выступающему как индивидуум, слово разгадки дано: и это слово - воля. Оно и только оно дает ему ключ к его собственному явлению, открывает ему смысл, показывает ему внутренний механизм его существа, его деятельности, его движений". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ:3. Это слова основателя современного иррационализма.
Определите автора этих слов:
1. Ницше
2. Конт
3. Шопенгауэр
Ответ: 3.Это цитата из произведения Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Считая, что собственное тело познающего субъекта, поскольку его движения подчиняются малейшему волевому импульсу, представляет собой воплощенную или объективированную волю, Шопенгауэр считает правомерным по аналогии распространить эту ситуацию на всю реальность вне человека.
2. Вопрос: "Понятие бытия - единственное понятие, под которое можно подвести "нечто", но наряду с понятием бытия, кроме "нечто", стоит - в качестве второго обширного понятия существующего, - понятие ценности". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 1.Это высказывание неокантианца.
Определите автора этих слов:
1. Джемс
2. Риккерт
3. Авенариус
Ответ: 2. Это высказывание о понятии ценности принадлежит представителю фрейбургской школы неокантианства Риккерту. Понятие ценности - центральное в философии Риккерта.
3. Вопрос: "Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3.Это слова представителя философии жизни.
Определите автора этих слов.
1. Шпенглер
2. Марсель
3. Кьеркегор
Ответ: 1.Так Шпенглер говорит о морфологии истории, изучающей развитие культурных организмов. Эта морфология истории устанавливает для каждого культурного организма определенные этапы, фазы.
4. Вопрос: "Какая получится для кого-нибудь практическая разница, если принять за истинное именно это мнение, а не другое? Если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то оба противоположных мнения означают по существу одно и то же, и всякий дальнейших спор здесь бесполезен...Вся задача философии должна была бы состоять в том, чтобы указать, какая получится для меня и для вас определенная разница в определенные моменты нашей жизни, если бы была истинной та или иная формула мира". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 4. Это классическое высказывание прагматизма.
Определите автора этих слов:
1. Дильтей
2. Джемс
3. Тулмин
Ответ: 2. Это отрывки из работы Уильяма Джемса "Прагматизм", в которых раскрывается смысл прагматистской максимы.
5. Вопрос: "Бог умер: и мы хотим - пусть живет сверхчеловек". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3.Это слова классика современного иррационализма.
Определите автора этих слов:
1. Шопенгауэр
2. Ницше
3. Сартр
Ответ: 2. Это Ницше выразил надежду на то, что из человека возникнет сверхчеловек, и в рождении этой надежды - смысл разрушения религиозных идеалов и надежд, смысл иссушающего нигилизма.
6. Вопрос: "Философия - не больше как соединение воедино общих понятий, найденных и очищенных специальными исследованиями, и применение этого единого понятия к совокупности сущего; тогда методом философии будет, не больше и не меньше, чем тот психологический процесс, в котором состоит всякое соединение понятий и понимание. И если философия в этом тесном смысле уже не есть наука в собственном значении этого слова, то она все же остается научным мышлением". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 2.Это типично позитивистское высказывание.
Определите автора этих слов:
1. Авенариус
2. Ясперс
3. Бергсон
Ответ: 1.Так Авенариус формулирует предмет и задачи философии.
7. Вопрос: "Сверхчеловек на сердце у меня; он - мое первое и единственное, а не человек: ни самый близкий, самый бедный, самый страдающий, ни лучший... То, что я могу любить в человеке - это то, что он преходящ и смертен". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3. Это слова философа жизни.
Определите автора этих слов:
1. Витгенштейн
2. Хайдеггер
3. Ницше
Ответ: 3. Так говорит ницшевский Заратустра. Концепция сверхчеловека является апофеозом и завершающим аккордом учения Ницше о человеке (включающим его представление о морали).
8. Вопрос: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова ПОЧЕМУ словом КАК". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 2 .Так писал основатель позитивизма.
Определите автора этих слов:
1. Конт
2. Поппер
3. Наторп
Ответ: 1. Так Конт говорит о преимущественно описательном характере знания на позитивной стадии развития человечества.
9. Вопрос: "Под описательной психологией я разумею изображение единообразно проявляющихся во всякой развитой человеческой душевной жизни составных частей и связей, объединяющихся в одну единую связь, которая не примышляется и не выводится, а переживается. Таким образом, этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3. Это слова основателя академической философии жизни.
Определите автора этих слов:
1. Виндельбанд
2. Дильтей
3. Милль
Ответ: 2. Так говорит Дильтей о той психологии, которую он предлагает в качестве основы для наук о духе. Это описательная психология. С таким методом описательной психологии мы и должны, по Дильтею, подходить к изучению любых форм общественной жизни, любых исторических событий.
10. Вопрос:"Главнейший интерес вопроса о существовании бога заключается в возможных частных, касающихся нас следствиях из его существования". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 4. Это слова прагматиста.
Определите автора этих слов:
1. Ницше
2. Мах
3. Джемс
Ответ: 3. Это утверждение прагматиста Джемса, которое является прямым приложением прагматистского "принципа Пирса" к проблеме бытия бога. Но в то же время это и выражение взгляда, типичного для среднего американца.
11. Вопрос:"Я употребляю выражение "жизнь" в науках о духе, ограничивая ее человеческим миром. Здесь оно определено через область, в которой оно употребляется и недоступно никакому непониманию". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3.Это слова философа жизни
Определите автора этих слов:
1. Коген
2. Конт
3. Дильтей
Ответ: 3. Так Дильтей говорит о предмете наук о духе. Он различает науке о природе и науки о духе по характеру их предмета и тому способу, которым он дается исследователю. Предметом наук о духе является жизнь. В учении Дильтея, как и во всей философии жизни, это - центральное понятие, не сводимое ни к какому другому и не выводимое из чего-либо другого.
12. Вопрос:"Моя личная свобода является единственной основой ценностей, и ничто, абсолютно ничто, не дает мне оснований признать ту или иную ценность, тот или иной источник ценностей... Бытие ценностей держится на мне". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 5.Это слова экзистенциалиста, которого называли философом свободы.
Определите автора этих слов:
1. Шпенглер
2. Пирс
3. Сартр
Ответ: 3. Это положение экзистенциалистской этики Сартра, характер которой предопределяет учение о человеческой свободе. В основе нравственности, как ее понимает Сартр, лежит свободное волеизъявление личности. Человек, по Сартру, - единственный источник, критерий и цель нравственности.
13. Вопрос:"Музыка - это непосредственная объективация и отпечаток всей воли подобно самому миру... Вот почему действие музыки настолько мощнее и глубже действия других искусств: ведь последние говорят только о тени, она же - о существе". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3. Это слова классика современного иррационализма.
Определите автора этих слов:
1. Зиммель
2. Шопенгауэр
3. Дьюи
Ответ: 2. Так Шопенгауэр говорит о музыке, которая, как он полагает, стоит совершенно особняком от других искусств. Она выражает квинтэссенцию жизни и ее событий, выражает в звуках внутреннюю сущность"в-себе-мира". В целом искусство для Шопенгауэра есть уяснение мира как представления воли.
14. Вопрос:"Лишь отнесение к ценности определяет величину индивидуальных различий. Благодаря им мы замечаем один процесс и отодвигаем на задний план другой... Ни один историк не интересовался бы теми однократными и индивидуальными процессами, которые называются Возрождением или романтическою школою, если бы эти процессы благодаря их индивидуальности не находились в отношении к политическим, эстетическим или другим общим ценностям". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 1. Это слова представителя фрейбургской школы неокантианства.
Определите автора этих слов:
1. Риккерт
2. Кьеркегор
3. Фейерабенд
Ответ: 1. Это цитата из главного труда Г.Риккерта - представителя фрейбургской школы неокантианства - "Границы естественнонаучного образования понятий". Здесь он раскрывает смысл понятия "ценность" - важнейшего понятия философии культуры Риккерта, его философии истории и его логики исторических наук.
15. Вопрос:"От этих врат Мгновенья уходит длинный, вечный путь назад: позади нас лежит вечность. Не должно ли было все, что может идти, уже однажды пройти этот путь? Не должно ли было все, что может случиться, уже однажды случиться, сделаться, пройти?.) И не связаны ли все вещи так прочно, что это Мгновенье влечет за собою все грядущее? Следовательно - еще и само себя? Ибо все, что может идти: не должно ли оно еще раз пройти - этот длинный путь вперед. Не должны ли мы вечно возвращаться?" Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3.Это слова классика философии жизни
Определите автора этих слов:
1. Ницше
2. Рейхенбах
3. Лакатос
Ответ: 1. Это отрывок из произведения Ницше "Так говорил Заратустра" - миф о вечном возвращении. Не рассуждения, а образ - дорога и ворота на ней - использует здесь Ницше.
16. Вопрос:"Где я? Что значит сказать - мир? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто я? Как я оказался в мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с правилами и обычаями, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлеченным в это огромное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора?.) Кому я могу пожаловаться?.)Вина - что она значит? Или это не известно, как получается, что человек бывает виноват?.)" Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3. Это слова родоначальника современного иррационализма.
Определите автора этих слов:
1. Рассел
2. Кьеркегор
3. Кун
Ответ: 2. Это Кьеркегор устами одного из своих героев ставит такие мучительные вопросы.У Кьеркегора тема человеческой личности и ее судьбы выдвинулась на первый план, а центральной проблемой в этой теме стала проблема человеческой субъективности. Человек становится для Кьеркегора сложнейшей проблемой, его существование и экзистенция - загадкой или тайной. Кьеркегор пытается раскрыть эту тайну исключительно внутренними средствами, обращаясь внутрь себя, стараясь в своей собственной душе найти разгадку своего бытия.
17. Вопрос:"Каждая из наших главных концепций, каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных теоретических состояния... Другими словами, человеческий разум, в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен: сначала методом теологическим, затем метафизическим, наконец позитивным. Отсюда возникают три взаимно исключающих друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность явлений; первая есть необходимый отправной пункт человеческого ума, третья - его определенное и окончательное состояние, вторая предназначена служить только переходной ступенью". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 2. Это истоки позитивизма.
Определите автора этих слов:
1. Кассирер
2. Карнап
3. Конт
Ответ: 3. Так Конт говорит о своем "законе трех стадий".
18. Вопрос:"Если ваши термины "истина" и "ложь" взяты в таком смысле, что их можно определить в терминах сомнения и веры.), то все хорошо; в этом случае вы говорите только о сомнении и вере. Но если под истиной и ложью вы понимаете нечто, не определяемое каким-либо образом в терминах сомнения и веры, тогда вы говорите о сущностях, о существовании которых вы ничего не можете знать и которые бритва Оккама должна начисто удалить. Ваши проблемы стали бы намного проще, если бы вместо того, чтобы говорить, что вы хотите познать "Истину", вы просто сказали бы, что хотите достигнуть состояния веры, не подверженной сомнению". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 4. Это классическое прагматистское высказывание.
Определите автора этих слов:
1. Авенариус
2. Риккерт
3. Пирс
Ответ: 3. Так писал Пирс в статье "Что такое прагматизм", анализируя гносеологическую природу истины.
19. Вопрос:"Истины философии находятся в том же отношении к наивысшим научным истинам, как каждая из этих последних к менее высоким научным истинам". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 2. Это высказывание позитивиста.
Определите автора этих слов:
1. Шопенгауэр
2. Спенсер
3. Хайдеггер
Ответ: 2. Так Спенсер утверждает, что философия есть то же научное знание, но высшей степени общности. Позитивизм Спенсера, как и всякий позитивизм, объективно направлен на сужение философии, даже на ее растворение в конкретных науках.
20. Вопрос:"Природу мы объясняем, душевную жизнь понимаем". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3. Это формула философии жизни.
Определите автора этих слов:
1. Дильтей
2. Кун
3. Дьюи
Ответ: 1. Так Дильтей противопоставляет познание природы познанию душевной жизни. Познание природы - это предметное знание, это объяснение. Оно рационально, осуществляется с помощью логических категорий. Но оно недостоверно, гипотетично и не схватывает самой сути бытия. Познание жизни или душевных явлений - это понимание, оно достоверно, истинно, но интуитивно и, по сути дела, иррационально.
21. Вопрос:"Деятельность мысли возбуждается раздражением, вызванным сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто; таким образом, достижение верования есть единственная функция мысли". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 4.Это - истоки прагматизма.
Определите автора этих слов:
1. Марсель
2. Пирс
3. Зиммель
Ответ: 2.Так Пирс формулирует краеугольный камень своей теории сомнения-веры - утверждение о том, что единственная цель исследования или мышления состоит в устранении сомнения и достижении верования.
22. Вопрос:"Понимание простирается от уразумения детского лепетания до "Гамлета" или "Критики разума". Из камней и мрамора музыкально организованных звуков, из жестов, слов и текстов, из действий, экономических порядков и конституций к нам обращается и требует истолкования один и тот же человеческий дух". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3.Это высказывание принадлежит академической философии жизни
Определите автора этих слов:
1. Дильтей
2. Витгенштейн
3. Виндельбанд
Ответ: 1. Так Дильтей говорит о историческом аспекте понимания, считая необходимым рассматривать то или иное произведение не само по себе, а как часть истории идей. Задаче реконструкции исторического мира из сообщений и источников и должна служить герменевтика.
23. Вопрос:"Если бы вам были известны все атомарные факты, а также то, что это (именно) все факты, то вы были бы в состоянии вывести все прочие истинные предложения только с помощью логики". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 2. Это - классика логического позитивизма.
Определите автора этих слов:
1. Риккерт
2. Рассел
3. Сартр
Ответ: 2.Таким был один из принципов логического атомизма Рассела.
24. Вопрос:"Философия, такая, как я ее понимаю, приближается скорее к искусству, чем к науке. Ее слишком долго рассматривали как науку, иерархически наиболее возвышенную. Но наука дает лишь неполную, или ,скорее, отрывочную картину действительности; она улавливает ее лишь опосредованно крайне искусственными символами. Искусство же и философия, напротив, соединяются в интуиции, являющейся их общей основой. Я скажу даже, что философия - это жанр, видами которого являются различные искусства". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3. Это слова представителя иррационализма.
Определите автора этих слов:
1. Конт
2. Бергсон
3. Джемс
Ответ: 2. Это высказывание Бергсона, в котором свойственный ему иррационализм выражается в противопоставлении им философии науке.
25. Вопрос:"Если бога нет, то мы не можем ссылаться ни на какие ценности или заповеди, узаконивающие наше поведение. Таким образом, в обширной сфере ценностей мы не находим никаких оправданий позади нас и никаких воздаяний впереди нас. Мы остаемся одни". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 5. Это слова философа-экзистенциалиста.
Определите автора этих слов:
1. Авенариус
2. Кун
3. Сартр
Ответ: 3. Это цитата из произведения Сартра "Экзистенциализм это гуманизм". Отвергая веру в бога и в потусторонний мир, Сартр приходит к этической концепции отличной от религиозных форм экзистенциализма. Человек по Сартру, - единственный источник, критерий и цель нравственности.
26. Вопрос:"Что хорошо? - Все, что повышает чувство власти, волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? - Все, что происходит из слабости". Выберите то направление философии, к которому относится автор приведенного высказывания:
1. Неокантианство
2. Позитивизм
3. Иррационалистические течения сер. XIX - начала XX века
4. Прагматизм
5. Экзистенциализм
Ответ: 3.Это слова представителя философии жизни.
Определите автора этих слов:
1. Шлик
2. Ницше
3. Лакатос
Ответ: 2. Так в "Антихристе" Ницше выражает мысль о том, что воля к власти - это прежде всего критерий значимости любого из явлений общественной жизни. Именно в этой роли она выступает в ницшеанской концепции познания, истории, нравственности, трактовке судеб человечества
Тема 2. Неокантианство
Зарождение неокантианства связано с провозглашением и обоснованием лозунга "Назад к Канту". Лозунг о необходимости возвращения к философским воззрениям Канта ("Назад к Канту") выдвинул философ Отто ЛИБМАН. Бросив лозунг "Назад к Канту", Либман находил, что восстановление кантовской философии возможно только на основе опровержения его последователей. Этому опровержению была посвящена работа Либмана "Кант и эпигоны", вышедшая в 1865 г), ознаменовавшая появление нового философского течения.
В 1865 г. вышла книга "РАБОЧИЙ ВОПРОС", которая наряду с книгой О.Либмана "Кант и эпигоны" положила начало неокантианству. Книга "Рабочий вопрос", в которой была намечена социальная программа неокантианства, принадлежала перу Фридриха-Альберта ЛАНГЕ. Ланге доказывал, что "социальная революция вовсе не неизбежно тождественна со всеобщей политической революцией", выступив тем самым против Маркса, его теории пролетарской революции. Ланге объявил сущностью предлагаемого им преобразования общества повышение НРАВСТВЕННОГО уровня рабочего класса, самовоспитание, усиление чувства собственного достоинства, повышение его культурного уровня и т.д. Он призывал к "восстановлению этической связи между рабочими и всеми сферами общества, в котором они живут". Лагне начертал будущую программу вождей II Интернационала. Недаром Э.БЕРНШТЕЙН заканчивает свою книгу "Проблемы социализма" призывом вернуться уже не к Канту, а именно к Ланге.
Итак, неокантианство возникло в 60-х годах XIX века. В последующие десятилетия сформировались две его основные школы: марбургская и баденская.
Герман КОГЕН стал основателем и руководителем философской школы неокантианства, которая получила название марбургской - по имени городка, в университете которого Коген начал свою преподавательскую деятельность, а с 1875 г. занял освободившуюся по смерти Ланге кафедру философии. Основные работы Когена: "Теория опыта Канта" и трилогия - "Логика чистого познания", "Этика чистой воли", "Эстетика чистого чувства" (На русский язык работы Когена не переводились)
Вторым видным теоретиком марбургской школы неокантианства, труды которого относятся к сфере истории философии, логики, психологии и социальной педагогики, был Пауль НАТОРП - последователь Когена, немецкий философ-неокантианец, с 1885 г. - профессор философии Марбургского университета. В истории философии Наторп изучал системы античной и новой философии, в которых он находил философское предварение кантовского критицизма. В логике основная работа Наторпа - "Логические основания точных наук", в числе работ по социальной педагогике выделяется "Социальная педагогика".
Эрнст КАССИРЕРбыл третьим виднейшим представителем марбургской школы неокантианства, развивавшим идеи этой школы вслед за Когеном и Наторпом в работах, написанных до начала 20-х годов. Главные из этих работ - "Познание и действительность" и четырехтомный труд "Проблема познания в философии и науке новейшего времени".
Итак, главными представителями марбургской школы - одного из основных направлений неокантианства конца XIX - начала XX веков - были Г.Коген, П.Наторп и Э.Кассирер.
Представители марбургской школы не считают правомерной попытку философии стать учением о мире или метафизикой. Сближаясь в этом отношении с позитивистами, они утверждают, что познание того мира, в котором мы живем, есть дело частных наук. Философия же имеет другую задачу: исследовать сам процесс научного познания, быть своего рода наукой о науке или наукоучением.
Итак, в соответствии со взглядами марбургской школы неокантианства, философия должна быть наукой. При этом философия для марбургжцев выступает прежде всего как ЛОГИКА. "Логика, - говорит Наторп - охватывает не только теоретическую философию, как логика "возможности", но и этику, как логика формирования "воли", а также эстетику, как логика чистого художественного формирования".
Философия у марбуржцев является не только научной по своему методу, но она должна быть и может быть также и по своему предмету только философией НАУКИ, а именно логикой науки.
Образцом науки для марбуржцев является МАТЕМАТИКА и математизированное естествознание, преимущественно физика. Уже Кант утверждал, что "во всяком отдельном учении о природе собственно науки заключается лишь настолько, насколько содержится в ней математики". Коген математику считает основой всех точных наук, а основой математики - число, вернее понятие числа.
У Канта любое научное знание состояло из двух разнородных частей: содержания, которое носило эмпирический характер и давалось посредством чувств, и формы, которая давалась рассудком в виде априорных категорий и основоположений.
Неокантианцы, по сути дела, отбрасывают чувственный элемент познания. С точки зрения их концепции, научное знание не содержит в себе ничего чувственного. Чувственное восприятие в лучшем случае может играть роль внешнего толчка, побуждения, стимула, но ничто чувственное не входит в состав научной теории. У неокантианцев процесс познания целиком сводится к логическому процессу.
Кант считал, что посредством чувств вещи нам даются, а посредством рассудка они мыслятся. Марбуржцы не считают возможным говорить о чем-либо данном сознанию, как это делал Кант. Для марбуржцев предмет познания - не "вещь", а задача познания, решение которой возможно только как уходящий в бесконечность ряд приближений.
В более узком смысле процесс познания отождествляется с процессом логического конструирования объектов науки. В более широком смысле метод состоит в "никогда не завершающемся творчестве культурной жизни человека".
В область науки, полагают марбуржцы, не проникает ничего из чувственного мира. Наука есть от начала до конца порождение мышления. Все научные понятия представляют собой творения духа.
У марбуржцев критика "данности" по сути превращается в критику также и объективной истины. Понятие истины релятивизируется, окончательно теряет черты отражения объективной действительности. Истина целиком растворяется в процессе ИСКАНИЙ того, что принципиально будто бы никогда не может быть найдено. Как утверждает Коген, "истина состоит единственно в искании истины".
Для Когена ЭТИКА - это вторая (рядом с логикой) основная философская наука. Подобно Канту, Коген переходит от теории познания к этике. Истину Коген понимает как связь и согласие теоретической и этической проблемы. В то время как "Логика чистого познания" опирается или, как выражается Коген, ориентируется на математику и математическое естествознание, "Этика чистой воли" ориентируется на учение о праве и государстве. Этика Когена обосновывает понятие и учение так называемого ЭТИЧЕСКОГО социализма. Концепция "этического социализма" была применена к проблемам социал-демократического движения Эдуардом БЕРНШТЕЙНОМ. Он выдвинул, в частности, тезис о фактической недостижимости социалистического идеала, который в философии Когена выступает в абстрактно-гносеологической форме. Понятие этики Коген сводит к понятию права. В области права Коген абсолютизирует понятие государства.
Марбургский философ всецело растворяет человека в правовом общении, сложившемся в формы государства. "Истинный" в смысле Когена человек может быть только членом общения людей и только в форме юридического лица. Этическая личность сводится у Когена к абстракции юридического лица. В свою очередь высшая форма юридического лица - юридическая абстракция государства.
От понятия государства Коген переходит к понятию социализма. Он развивает теорию социализма, которая не есть ни экономическая, ни политическая, ни социологическая, ни педагогическая, но есть учение "чистой этики". Для Когена понятие социализма - это идея о таком общежитии, движение к которому совершается как движение бесконечное, а цель которого по мере приближения в свою очередь уходит в бесконечность. Как "методическое" понятие этики, понятие социализма предполагает вечное движение. Цель социального движения, по Когену, есть только метод, поэтому она "никогда не может стать вещью".
"Вечность" - важное понятие теории социализма Когена. Она - не что иное, как точка зрения для "не находящего себе покоя, бесконечного стремления вперед чистой воли". "Вечность" означает, следовательно, "вечную задачу", "задачу вечности". И именно такой "вечной задачей" является, по Когену, движение общества к социализму. В бесконечном и вечном прогрессе он остается и должен навсегда остаться бесконечно удаленной точкой.
Коген, опираясь на Канта, выводит необходимость социализма из формулы КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА: "Поступай так, чтобы человечество - как в твоем лице, так и в лице всякого другого, - всегда было бы для тебя вместе и целью и никогда не было только средством".
В этом смысле человек сам по себе есть цель, или самоцель, конечная цель. При этом Коген разъясняет, что идея социализма относится к человеку как единичному существу и что понятие самоцели не должно быть понимаемо в политическом смысле. В то время как всякий другой общественный строй рассматривает человеческую личность только как средство культуры, социализм, и только он, впервые придает личности ее истинное достоинство.
Э. Бернштейн сформулировал тезис: "Движение - все, конечная цель - ничто". В рассуждениях этого лидера социал-демократии отвлеченные - логические, методологические - построения марбургского философа-неокантианца Когена обрели аспект практический и политический.
Если марбургская школа в основном ориентировалась на математическое естествознание, то для фрейбургской характерна ориентация в первую очередь на социальные науки.
Выделяются два главных представителя фрейбургской школы неокантианства.
Один из них - Вильгельм ВИНДЕЛЬБАНД- известный историк философии, который 1 мая 1894 года при вступлении в должность ректора Страссбургского университета выступил с программной речью "История и естествознание".
Систематическое развитие его взгляды получили в работах другого неокантианца - Генриха РИККЕРТА - работах, предназначенных развить логику неокантианского понимания исторической науки.
Остановимся более подробно на основополагающем выступлении Виндельбанда "История и естествознание".
В этой речи Виндельбанд предложил положить в основу классификации наук различие между науками не по предмету, а по методу. Вопрос состоит, утверждал Виндельбанд, не столько в уразумении предмета исторического познания и в отграничении его от предмета естественных наук, сколько в установлении логических и формально-методологических особенностей исторического познания.
Виндельбанд отказывается от деления знания на науки о природе и науки о духе.
Принципом деления должен служить "формальный характер познавательных целей наук". Одни науки отыскивают общие законы, другие - отдельные факты; одни из них - науки о законах, другие - науки о событиях. Первые учат тому, что всегда имеет место, последние - тому, что однажды было.
Первый тип мышления Виндельбанд называет "НОМОТЕТИЧЕСКИМ" (законополагающим).
Тип мышления, противостоящий "номотетическому" (законополагающему), Виндельбанд называет "И