Глава 3. Наблюдение есть блюдение
Как вы заметили, я завершил определение наблюдения на основе, скорее, языковедческого определения Ожегова, чем определения психологов. Вкратце оно звучит так:
Наблюдение - есть внимательное слежение.
А почему не намеренное восприятие?
Во-первых, потому, что я изначально заявил, что хочу извлечь пользу из своего исследования. В данном случае это означает, что я хочу научиться наблюдению. Чтобы вести самонаблюдение.
Попробуйте преднамеренно и целенаправленно воспринимать себя. Вам понятно, что делать? А теперь попробуйте следить за собой, за тем, что делаете и думаете? Есть разница?
Она не только есть, но она с очевидностью показывает, что психологи, да и философы, давая свои определения, имели целью не наблюдение, а неуязвимость в глазах других ученых. Поэтому они делали то, что нужно Науке - наукообразность, - а не то, что нужно наблюдателям. Но это первое. А есть и второе.
Вглядитесь в само слово. Оно явно состоит из двух частей: на -и -блюдение. "Блюдение" - это несуществующее в современных словарях существительное от глагола блюсти. А что такое блюсти?
Академический "Словарь русского языка" (1985) дает такое определение:
Блюсти, блюду, блюдешь, охранять, беречь.
2. устаревшее. Следить, смотреть за кем-чем-либо; наблюдать.
И приводит пример из Гончарова: "И всех и все в доме она [бабушка] блюдет зорким оком и видит из одного окна- свою деревню, поля, из другого - сад, огород и людские".
В этом примере я выделил бы два образа, которые помогут понять самонаблюдение. Во-первых - "зоркое око". Мы вполне можем принять его как некое условное наименование для какого-то органа, которым производится наблюдение. Хотя в народе чаще применялось выражение "Око души". Впрочем, это пока можно опустить, потому что однажды народной психологии придется посвятить полноценное исследование.
Итак, возвращаясь к этимологическому исследованию, как видите, даже если сейчас значения слов несколько сместились, блюдение определенно понималось как слежение.
Кстати, у Срезневского и Даля, то есть в середине XIX века, слово "блюдение" указано как живое. Правда, блюсти у Даля понимается только как хранить, оберегать, стеречь, беречь. Но при этом приводятся примеры вроде блюсти посты, которые не соответствуют его определениям. А понимаются они, скорее, как: следить за тем, чтобы не нарушать посты, чтобы выполнять правила постов, - или близко к этому.
Кстати и блюсти порядок, блюсти достоинство, блюсти законы - это вовсе не охранять их от нападений, а следить за тем, чтобы они не нарушались. Следить.
Блюдение есть вид слежения. Это определенно. Вид особого, напряженного или внимательного слежения с заинтересованностью.
Значения "сторожить, охранять" я опускаю, как вторичные, потому что это виды деятельности, использующие внимательное слежение или приглядывание.
"Этимологический словарь" Преображенского связывает "блюсти" через корень буд перетасовывающийся в ojyd-блюд с бдеть, бодр, будить.
"Историко-этимологический словарь" Черныха развивает эту связь:
Старо-славянское блюсти. Индоевропейский корень "bheudh" (bhoudh, bhudh) - "бодрствовать", "наблюдать".
А также приводит соответствия из древнегреческого, авестийского и древнеиндийского языков, которые звучат как: "разузнаю", "получаю сведения", "расспрашиваю", "разузнает", "выясняет", "просыпается", "воспринимает", "наблюдает".
Среди этого перечня значений, есть два, которые ощущаются очень важными. Первое - это, конечно, пробужденность, бодрствование, которые ощущаются необходимым условием наблюдения даже без понимания того, что же это такое.
Второе - это "выяснение". Точнее, скрывающееся за ним понятие "ясности". Каким-то образом наблюдение то ли использует ясность, то ли создает ясность, то ли увеличивает ее. Оба эти понятия требуется понять прежде, чем давать окончательное определение наблюдения. Кстати, как и определения души и сознания.
Я этого сейчас сделать не смогу. Судите сами - бодрствование, оно же пробужденность, явно сродни буддовости или просветлению. Понять это, хотя бы на уровне достаточном для создания рабочего определения, будет вовсе не просто.
"Ясность" же явно, с одной стороны, имеет отношение к сознанию. С другой же, для меня, по крайней мере, прокидывает мостик к созерцанию. Еще одному сложнейшему орудию, которым должен владеть начинающий самопознание.
Созерцание же, как мной ощущается, родственно наблюдению, но в каком-то смысле превосходит его. Возможно, в смысле чистоты сознания, его свободы от личности и ее усилий. Созерцание указывается и одним из высших достижений всех школ, занимавшихся раскрытием скрытых человеческих возможностей и достижения приобщения к иным мирам. К той самой "глубокой реальности", о которой мы уже говорили ранее.
Шевцов А.А. - Самопознание и Субъективная психология.