О том, из-за чего они появились, и кто их внес
Как было сказано выше, разногласия поздних времен суть те же разногласия, что и существовавшие ранее. Также было и при каждом Пророке — разногласия внутри общин в поздний период жизни Пророков происходили от разногласий их противников раннего периода, неверных и отступников, но бóльшая часть разногласий возникла из-за лицемеров. И если события, происходившие в религиозных общинах, существовавших до Ислама [Прежде всего, в общинах иудеев и христиан.], по большей части скрыты от нас в толще веков, то разногласия среди мусульманской общины несомненно возникли из разногласий лицемеров времен Пророка.
Лицемеров не удовлетворяло правление Пророка, его запреты и разрешения, они пытались высказывать свое мнение там, где оно было неуместно, спрашивали о том, о чем запрещено было спрашивать, и спорили о том, о чем спорить не следовало.
Примером такого лицемерия служит рассказ о Зуль-Хувайсире ат-Тамими [Этот случай произошел, когда Пророк распределял между мусульманами трофеи, и один из бедуинов выразил недовольство этим распределением.]. Он сказал Посланнику Аллаха: «Будь справедлив, Мухаммад, ибо ты действовал несправедливо». На что Посланник Аллаха ответил: «Если я действовал несправедливо, то кто же тогда справедлив?» Проклятый Иблис заставил сказать Зуль-Хувайсира: «Это дележ, которым не получишь милости от Аллаха». Это явное преступление против Пророка! И если называют отступником того, кто противостоял истинному имаму, то еще больше заслуживает названия «отступник» тот, кто противостоял Посланнику. Пророк предсказал: «Из рода этого человека выйдут люди, которые пронзят веру насквозь, как стрела пронзает дичь». Это пример того, как разум человека сам пытается определять добро и зло и следует собственному мнению в противоположность Божественному приказу.
Вспомним группу лицемеров, сказавших в день Ухуда [День Ухуда — так называют сражение 625 г. между армиями мусульман и мекканских многобожников. Мекканцев было около 3 тысяч, а мусульман около 700 человек. Тем не менее, первоначально мусульмане одерживали победу над противником. Проблема возникла тогда, когда группа мусульман, движимая жаждой добычи, оставила позиции, указанные для них Пророком, после чего отряд мекканских всадников прорвался мусульманам в тыл и переломил ход битвы. Мусульмане понесли тяжелые потери, даже Пророк получил множество серьезных ранений. В этой битве нашел смерть мученика ближайший сподвижник, сильнейший воин, дядя Пророка — Хамза.]: «Если бы в этом для нас была польза, то мы бы не были здесь убиты!» Это ли не явное высказывание о предопределении?
А слова многобожников: «Если бы Аллах пожелал, мы и наши отцы не поклонялись бы никому, кроме Него…» [Коран, сура 16 «Аль-Нахль», аят 35.] Разве это не ясное высказывание о принуждении?
Еще один случай произошел с другими лицемерами, спорившими о сущности Аллаха, рассуждая о Его величии и своевольно истолковывая Его действия. Всевышний запретил им это и устрашил их словами: «Он посылает молнии и поражает ими тех, кого пожелает, когда они препираются об Аллахе, — ведь Он сурово наказывает» [Коран, сура 13 «Ар-Раад» аят 13.].
Это было еще при жизни Пророка, когда власть его была велика, а сам он был сильным и здоровым. Лицемеры старались обмануть его, внешне выражая покорность, но скрывая в душах неверие. Их лицемерие проявлялось в постоянном противостоянии Пророку во всех его делах. Эти пререкания стали теми семенами, из которых позднее выросли сомнения [В этой части предисловия аш-Шахрастани привел несколько примеров разногласий между разными идеологическими течениями в вопросах, касающихся предопределения, сущности и качеств Аллаха, подчинения имаму. Ниже о каждом из этих учений будет рассказано подробно.].
Разногласия же между сподвижниками — да будет доволен ими Аллах! — во время болезни Пророка и после его смерти, возникли в итоге их иджтихада [Иджтихад — приложение максимальных усилий в поиске ответа на вновь возникший вопрос. При этом законным иджтихад является лишь в том случае, если он основан только на исламских источниках (Коран, Сунна, иджма).]. Но их единственной целью было соблюдение и сохранение норм шариата [Ниже аш-Шахрастани приводит самые существенные разногласия между сподвижниками Пророка, которые впоследствии по-разному отразились на развитии исламской общины.].
Первый спор возник во время болезни Пророка. Об этом рассказал имам аль-Бухари, ссылаясь на Абдаллаха ибн Аббаса [Абдаллах ибн Аббас — выдающаяся личность в истории раннего Ислама, двоюродный брат и сподвижник Пророка, знаток Корана и Сунны, передатчик множества хадисов. Потомки ибн Аббаса в 750 г. основали вторую мусульманскую династию Аббасидов.]. Ибн Аббас говорит: «Когда усилилась болезнь Пророка, от которой он умер, он сказал: “Принесите мне чернильницу и бумагу, и я продиктую вам письмо, чтобы вы не сбились с пути после меня”. Но тут Умар сказал: “Поистине, Посланник Аллаха страдает от боли. Нам достаточно Книги Аллаха!” Поднялся сильный шум, и тогда Пророк сказал: “Отойдите от меня, вам не следует спорить при мне!” Ибн Аббас сказал: “Беда! Вся беда в том, что стало между нами и письмом Посланника Аллаха!”» [Это событие произошло в четверг, за четыре дня до смерти Пророка, и получило название «бедствие четверга», так как из-за слов Умара и последующего спора между сподвижниками мусульмане так и не узнали то, благодаря чему «они никогда не сбились бы с пути».]
Второе разногласие возникло во время болезни Пророка, когда он сказал: «Снарядите войско Усамы — да проклянет Аллах того, кто не примет в нем участия!» Одни сподвижники говорили: «Мы должны подчиниться приказу Посланника» (Усама уже выступил из Медины). Другие же говорили: «Болезнь Пророка усилилась, и наши сердца не вынесут разлуки с ним. Лучше мы подождем, пока не увидим, что с ним будет».
Этот случай произошел за несколько дней до смерти Посланника Аллаха. Он приказал армии выступить в Палестину и назначил командиром Усаму ибн Зейда [Усама был сыном Зейда — вольноотпущенника Пророка — и любимцем Посланника Аллаха. Его отец был командиром мусульманской армии, и погиб в сражении при Муте, где 3 000 армия мусульман встретились с 100 000 армией Византии.], но некоторые люди были недовольны тем, что их командиром назначен 17- (или 19-) летний юноша, ведь в состав этой армии входили такие старейшины как Умар ибн Хаттаб, Абу Убайда ибн Джаррах и другие, кроме того люди понимали, что это последние дни жизни Пророка. Часть людей выразила недовольство решением Пророка и ему пришлось выйти в мечеть, хотя он себя очень плохо чувствовал, и пригрозить им проклятием Аллаха в случае, если они не выступят в поход. Он напомнил людям, что когда-то они также были против назначения командиром отца Усамы, Зейда, но в итоге убедились, что Зейд — достойнейший командир.
Я рассказал об этих событиях, поскольку наши противники считают, что эти разногласия повлияли на дело Ислама. Но это не так. Все мысли сподвижников были направлены на соблюдение норм шариата, ведь в сердцах людей уже зародились сомнения и появились первые признаки междоусобной войны.
Третье разногласие возникло во время смерти Посланника Аллаха. Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Кто скажет, что Мухаммад умер, того я убью вот этим мечом, Пророк только вознесся на небо, как вознесся Иса!» [В жизнеописании ибн Хишама эта история приводится немного по-другому. Умар сказал: «Лицемеры утверждают, что Посланник Аллаха умер. Посланник Аллаха не умер. Но он ушел к своему Господу, как ушел Муса ибн Имран — он отсутствовал в своем народе сорок дней, потом вернулся к ним уже после того, как сказали о нем, что он умер. Посланник Аллаха обязательно вернется, подобно тому, как вернулся Муса, и отрубит руки и ноги тем, кто утверждал, что он умер». Возможно, что Умар, отстаивая свое мнение, приводил различные примеры из прошлого.] В это время Абу Бакр ибн Аби Кухафа сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду — Мухаммад умер. Но кто поклонялся Богу Мухаммада — Бог Мухаммада жив, не умер и никогда не умрет». И Абу Бакр прочитал слова Аллаха Всевышнего: «И Мухаммад — только Посланник, до которого были Посланники. Разве если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ничем не повредит Аллаху, а благородным Аллах воздаст» [Коран, сура 3 «Али Имран», аят 144.]. И люди вняли его словам, а Умар сказал: «Я как будто и не слышал этот аят Корана, пока его не прочитал Абу Бакр».
Четвертое разногласие возникло из-за места, где следовало похоронить Пророка. Мекканцы из числа мухаджиров [Мухаджирами называют тех, кто переселился вместе с Пророком из Мекки в Медину.] хотели отвезти тело Пророка в Мекку, говоря, что это место, где он родился и жил, место радости его души, где находится его семья. Мединцы из числа ансаров [Ансары — буквально помощники — жители Медины, которые помогли Пророку и его сподвижникам совершить переселение из Мекки и приняли их в своих домах.] хотели похоронить его в Медине, потому что это город его убежища и основа его побед. Часть людей хотела перенести его в Иерусалим, потому что это место погребения многих Пророков, и из Иерусалима Мухаммад вознесся на небо [Вознесся на небо — речь идет о чудесном вознесение Пророка Мухаммада на небеса, которое произошло еще в то время, когда Пророк жил в Мекке.]. Но все-таки сподвижники пришли к решению похоронить Пророка в Медине, потому что кто-то передал его слова: «Пророков хоронят там, где они умирают».
Пятое разногласие касается имамата [Имамат — верховное руководство мусульманской общиной.].
Его следовало бы назвать величайшим разногласием исламской общины. Ни из-за одной религиозной основы не обнажался меч в Исламе так часто, как обнажался он на протяжении многих веков из-за имамата.
Сначала Всевышний Аллах помог людям разрешить этот спор. Мухаджиры и ансары разошлись во мнениях относительно имамата. Ансары говорили: «От нас эмир и от вас эмир», — предлагая со своей стороны Саада ибн Убаду аль-Ансари. Абу Бакр и Умар пришли к навесу Бану Саида. Умар рассказывал: «По дороге я мысленно сочинял речь, и, когда мы прибыли к навесу, я хотел высказаться, но Абу Бакр сказал: “Воздержись, Умар”. Абу Бакр восхвалил и восславил Аллаха и сказал людям то, что я обдумывал про себя, как будто он знает сокровенное. И прежде, чем ансары начали говорить, я протянул ему руку и присягнул ему. И люди стали присягать ему, и смута утихла. Но присяга Абу Бакру была необдуманным решением — да защитит Аллах мусульман от его вреда! И если кто вернется к подобному, убейте его. Какой бы человек ни присягнул другому человеку, не посоветовавшись с мусульманами, оба должны быть убиты» [То есть, еще раз таким же образом будут выбирать халифа.].
Ансары перестали предъявлять свои претензии на власть после того, как Абу Бакр сообщил о том, что слышал от Пророка такие слова: «Имамы (будут) из курайшитов». Это та присяга, которая прошла под навесом. Затем, когда Абу Бакр пришел в мечеть, вокруг него собрались люди и добровольно присягнули ему, кроме группы хашимитов и Абу Суфьяна из рода Умаййа. А эмир верующих Али ибн Аби Талиб в это время занимался теми делами, которые ему поручил Пророк, — готовил его тело к похоронам, хоронил и неотрывно находился рядом с его могилой. Али не оспаривал власть и не защищал свои права.
Аш-Шахрастани верно отмечает, что вопрос имамата в течение всей истории Ислама вызывал наибольшее количество разногласий. Чтобы рассмотреть историю этого вопроса, необходимо внимательно и всесторонне изучить обстоятельства, связанные с выборами под навесом Бану Саида, поскольку без этого будет трудно разобраться в позициях некоторых исламских сект. Я постараюсь максимально подробно изложить факты, известные из достоверных хадисов и общепризнанных книг и составить из разрозненных данных ясную картину этого вехового события, чтобы ничто не ускользнуло от взгляда читателя.
По поводу выборов Абу Бакра существует четыре основных вопроса, которые будут подробно рассмотрены ниже:
1. Претензии на халифат ансаров, в частности Саада ибн Убады.
2. Претензии на халифат Али ибн Аби Талиба.
3. Поспешность выборов и слова Умара об этом.
4. Отказ части сподвижников присягнуть Абу Бакру.
Рассмотрев достоверные истории о присяге Абу Бакру, можно увидеть, что она делится на две части.
1. Присяга под навесом Бану Саида тех, кто в тот момент там был.
2. Общая присяга в мечети Пророка на следующий день.
Итак, рассмотрим первую присягу под навесом племени Саида. События развивались следующим образом. После смерти Пророка Али, Аббас и другие члены семейства хашимитов как его ближайшие родственники были заняты подготовкой к похоронам и связанными с ними делами. Аббас обратился к Али со словами: «Протяни мне руку, и я присягну тебе как халифу Посланника Аллаха, и люди скажут: «Дядя Посланника Аллаха присягнул двоюродному брату Посланника Аллаха. Это совершенно бесспорно!» Али ответил: «Разве кто-то еще хочет быть халифом, кроме меня?» Тем временем на окраине Медины собрались представители двух мединских племен Аус и Хазрадж [Аус и Хазрадж — два арабских племени Ясриба (Медины). До прихода Ислама между ними часто возникали кровавые стычки.], которые решили назначить халифом Саада ибн Убаду ал-Ансари [Саад ибн Убада — глава мединского племени хазрадж во времена джахилии и в Исламе.] из своей среды. Кто-то сообщил об этом совете Умару ибн Хаттабу, Умар разыскал Абу Бакра, по дороге к месту сбора ансаров к ним присоединился еще и Абу Убайда ибн аль-Джаррах. Когда Умар и Абу Бакр пришли, то проповедник ансаров говорил: «О ансары! Вам принадлежит первенство в религии и добродетель в Исламе, чего нет ни у одного из арабских племен. Мухаммад более десяти лет призывал свой народ поклоняться Аллаху, однако, из его народа уверовали лишь немногие. Они оказались неспособными защитить Посланника Аллаха и сделать могучей его религию. Они даже не смогли защитить самих себя от притеснений. Мы — помощники Аллаха и отряд Ислама. Вы, о мухаджиры, лишь группа людей, живущих среди нас. Вы отделились от своего народа. Ясно, что вы без нас хотите решить вопрос о выборе халифа, тогда как мы более достойны сделать это». Позже Умар объяснял: «Таким образом они хотели лишить нас нашего корня (то есть, сделали вид, как будто принадлежность к курайшитам ничего не значит) и отнять у нас власть. Я хотел им возразить, но Абу Бакр сказал: «Не горячись, Умар!» Начал говорить Абу Бакр, ибо он знал больше меня и был солиднее. Он сказал: «Все то, что вы говорили о себе хорошего, — вы этим обладаете, но Аллах особо выделил первых мухаджиров из племени Посланника Аллаха, которые поверили ему и уверовали в него, вместе с ним переносили все невзгоды и притеснения со стороны своих соплеменников. Мухаджиры — первые люди на земле, которые начали поклоняться Аллаху и уверовали в Аллаха и Его Посланника. Они — преемники Посланника и его соплеменники. Они — самые достойные, чтобы решить вопрос о заместителе Пророка. Тот же, кто будет претендовать на это из других людей — узурпатор». Встал аль-Хубаб ибн Мунзир и стал отстаивать права ансаров, перечислил их достоинства, сказал об их многочисленности, опыте, богатстве, но когда увидел, что мухаджиры не соглашаются с ним, предложил: пусть будет эмир от вас и эмир от нас. На это Умар сказал: «Арабы не захотят, чтобы их руководителем стал один из вас, тогда как их Пророк из другого племени. Но арабы не против, чтобы ими руководил тот, из племени которого был Пророк». Аль-Хубаб говорил, чтобы ансары не слушали Умара, и пригрозил, что если мухаджиры не дадут ансарам долю власти, то они выселят их из своей страны. Умар сказал «Да разразит тебя Аллах!» Ал-Хубаб ответил: «Да разразит Он тебя!» Тут вмешался Абу Убайда: «О ансары, вы были первыми кто помогал и поддерживал, не будьте же первыми кто изменил и поступил неверно». К его словам прислушался один из ансаров и призвал своих соплеменников признать превосходство курайшитов. Тогда Абу Бакр сказал: «Это — Умар, а это — Абу Убайда, присягните тому из них, кому хотите!» Но Умар и Абу Убайда ответили: «Мы не примем это дело, когда есть ты. Ты самый достойнейший и заместитель Посланника Аллаха на молитве. Протяни свою руку, и мы присягнем тебе». Их опередил Башир бин Саад и присягнул Абу Бакру. Когда ауситы увидели, что Башир присягнул, а хазраджиты требовали присяги Сааду ибн Убаде они сказали друг другу: «Если хазраджиты возьмут это дело (халифат) в свои руки, то они никогда не выделят нам долю в нем. Поднимайтесь на присягу Абу Бакру!» Умар и Абу Убайда присягнули Абу Бакру, вслед за ними ему стали присягать и другие. Так завершилась первая присяга, данная под навесом.
На следующий день люди собрались в мечети. Абу Бакр сел на минбар. Встал Умар и сказал: «О люди! Я вчера сказал вам то, чего не было, и я не нашел этого в Книге Аллаха. Посланник Аллаха мне это тоже не завещал. Но я думал, что Посланник Аллаха будет устраивать наши дела [То есть всегда будет с нами, и всегда будет указывать нам на верное решение.]. Аллах оставил среди вас Свою книгу, при помощи которой Аллах наставлял Пророка на истинный путь. Если вы будете придерживаться этой книги, то Аллах наставит вас на путь праведный, также, как Он вел Пророка по нему. Аллах возложил власть над вами на лучшего из вас — сподвижника Пророка, второго из двоих, когда они были в пещере [Умар напомнил о том, что именно Абу Бакр сопровождал Пророка при переселении в Медину. Тогда они вместе прятались от преследующих их курайшитов в одной из пещер недалеко от Мекки. Об этом ниспослан аят в Коране.]. Встаньте и присягните ему!» В этот момент люди принесли Абу Бакру общую присягу.
После этого стал говорить Абу Бакр: «О люди! Я стал вашим правителем. Но я не самый лучший из вас. Если я буду поступать хорошо, то помогите мне, а если я буду поступать плохо, то поправляйте меня. Правдивость — это верность, а ложь — это предательство. Повинуйтесь мне, пока я повинуюсь Аллаху и Его Посланнику. Если я ослушаюсь Аллаха и Его Посланника, то вы вправе не подчиняться мне».
Позднее, уже став халифом, Умар говорил: «Поистине, присяга Абу Бакру была внезапной, однако Аллах защитил нас от ее вреда. Кто бы не присягнул другому человеку, не посоветовавшись с мусульманами, — нет присяги ни ему самому, ни тому, кому он присягнул, и их надо убить». Действительно, выборы были поспешными и очень многие из главных сподвижников Пророка не приняли в них участия, что привело к первому разногласию в вопросе имамата.
Достоверно известно, что Али первоначально не дал присягу Абу Бакру, так как считал себя более подходящим претендентом на халифат, принимая во внимание свое первенство в Исламе [Али был вторым человеком, принявшим Ислам, после жены Пророка Хадиджи.], свои достоинства, близость к Посланнику Аллаха, а также свои ни с кем не сравнимые заслуги в Исламе. На его сторону встали родственники Пророка: аз-Зубайр, Аббас, Фадл бин Аббас, а также такие сподвижники как Аммар ибн Ясир, Абу Зарр аль-Гифари, Микдад ибн аль-Асвад, Салман аль-Фарси, Халид ибн Саид, Бара бин Азиб, Убай бин Кааб, и другие. Сторонники Али сказали: «Али более других достоин быть халифом, нам следует снова обсудить это дело и признать недействительной присягу под навесом». Еще они говорили: «Если мухаджиры обосновали свои права тем, что они близки к Пророку, то Али — самый близкий из всех людей к нему». После этого Али и его сторонники собрались в доме Фатимы [Фатима аз-Захра — младшая дочь Пророка Мухаммада и жена Али.]. Вскоре туда пришли Умар и его люди и потребовали, чтобы Али присягнул Абу Бакру, но Али отказался. Затем к Али пришел Абу Суфьян ибн Харб [Абу Суфьян ибн Харб — долгие годы был предводителем врагов Ислама в Мекке, до того момента как большое войско мусульман подошло к городу. Поняв бесперспективность сопротивления, Абу Суфьян сдал город без боя.] и сказал: тельной присягу под навесом, илифом, нам следует сново обсудить это дело и признать недействительной присягу под навесом, иАлл «Протяни руку, и я присягну тебе. И если хочешь, я дам тебе людей и лошадей против Абу Бакра». Но Али не хотел вносить раскол в ряды мусульман, создавать смуту, требуя для себя должность халифа, и тем более, он не хотел иметь ничего общего с Абу Суфьяном. Али сказал: «Ты обманывал Ислам и мусульман, но не принес им никакого вреда, нам не нужны твоя конница и солдаты». Известно, что через некоторое время Али и его сторонники присягнули Абу Бакру. По наиболее точным данным присяга состоялась через несколько дней после смерти Пророка.
Этот факт указывает на то, что это были действительно свободные выборы, где каждый имел свое мнение и приводил свои доводы. При этом ни разу Али не ссылался на то, что он имеет право на халифат в силу Божественного приказа, а говорил лишь о своих достоинствах и близости к Пророку.
Шестое разногласие касалось судьбы Фадака и права Фатимы получить наследство Пророка. Фатима требовала, чтобы ей отдали в качестве наследства Фадак, но ее отстранили от этого, сообщив, что Пророк говорил: «Мы — Пророки, нам не наследуют. То, что мы оставляем после себя в наследство, является милостыней».
Фадак — богатый оазис восточнее Хайбара. Его история вкратце такова: после того, как армия мусульман захватила до этого считавшиеся неприступными крепости Хайбара, жители соседнего оазиса Фадак отправили послов к Пророку. Стороны сошлись на том, что иудеи отдадут половину Фадака Пророку. Таким образом, Фадак стал собственностью Пророка Мухаммада, так как он достался без боя. Часть собираемого в оазисе урожая получали члены семьи Пророка (его жены, дочь Фатима) и другие люди. В Фадаке находились их представители. После того, как халифом стал Абу Бакр, он приказал представителям Фатимы освободить Фадак, а весь его урожай передать на нужды мусульманской общины. Из-за этого у Абу Бакра и Фатима произошел спор. Фатима требовала вернуть ей права на Фадак. Абу Бакр сослался на хадис Посланника Аллаха: «Мы — Пророки, нам не наследуют…», — но Фатима не признавала данный хадис, она ссылалась на аят: «Сулейман наследовал Дауду» [Коран, сура 27 «Ан-Намль», аят 16. Сулейман и Дауд были Пророками.] и аят: «Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует мне и семейству Йакуба» [Коран, сура 19 «Марьям», аят 5–6. Здесь приведены слова Пророка Закарии.] — и утверждала, что согласно Корану Пророки имеют право оставлять наследство. Но Абу Бакр не согласился с ее доводами, и права на Фадак не были возвращены. Фатима разозлилась на Абу Бакра и больше никогда с ним не общалась. В дальнейшем Фадак переходил из рук в руки, некоторые халифы отдавали его потомкам Фатимы, другие снова забирали, и так происходило несколько раз.
Седьмое разногласие возникло из-за позиции относительно тех, кто отказывался выплачивать закят [Закят — очищение. В Исламе — налог на имущество, взимаемый с обеспеченных граждан.]. Одни сподвижники говорили: «Нам нельзя воевать с ними так, как бы мы воевали с неверными», — другие возражали им: «Нет, мы должны с ними воевать», — пока Абу Бакр не сказал: «Если эти люди откажут мне даже в козленке, которого они приносили Посланнику Аллаха, то я буду воевать с ними и за это». И он начал войну против неплательщиков, и все сподвижники согласилась с этим. Но когда халифом стал Умар, он освободил пленных и вернул им их имущество.
Эта история произошла после смерти Посланника Аллаха. Многие племена послали своих представителей в Медину и заявили новоизбранному халифу Абу Бакру о том, что они будут молиться, но выплачивать закят не будут. Абу Бакр не согласился с этим, так как считал, что закят является одним из столпов Ислама, и объявил непокорным племенам войну. Но Умар не был согласен с Абу Бакром, сказав: «Как ты собираешься воевать с ними, ведь Посланник Аллаха сказал: «Мне повелели сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют: “Нет Бога, кроме Аллаха”, — те же, кто скажут это, получают личную безопасность, а их имущество становится неприкосновенным для меня». Умар считал, что каждый человек волен выбирать — платить ему закят или нет; это вопрос отношения человека с Аллахом. Но у Абу Бакра был свой взгляд на данную ситуацию. Он собрал армию и жестко подавил отказников. Но, видимо, Умар так и остался при своем мнении, став халифом он отпустил пленных, вернув им их имущество и права.
Восьмое разногласие возникло по причине того, что перед смертью Абу Бакр четко указал на Умара как на своего преемника. Часть людей говорила: «Ты назначил нам в правители грубого и жестокого человека». Эта смута улеглась после того, как Абу Бакр сказал: «Если Господь мой спросит меня в День воскресения, то я скажу, что назначил им в правители лучшего из них».
В те времена было много споров по таким житейским вопросам как наследование деду, братьям, дальним родственникам, возмещение за повреждение пальца, выкуп за выбитые зубы, установление наказания за некоторые проступки, относительно которых не было ясного указания. Однако, важнейшим делом того времени была борьба с византийцами и военные походы против персов. И Аллах даровал победы мусульманам. И распространился призыв к Исламу, появилось единство, покорились бедуины и стали кроткими персы.
Суть этого разногласия состоит в том, что Абу Бакр самочинно назначил Умара своим преемником, что не согласовалось с тем путем, каким халифат перешёл к Абу Бакру. Остановимся на этом назначении подробнее.
Абу Бакр заболел и был не в состоянии руководить молитвой мусульман. Он позвал Абдуррахмана ибн Ауфа, и спросил его: «Что ты можешь сказать мне об Умаре?» Абдуррахман ответил: «О халиф! Клянусь Аллахом, он лучше, чем ты о нем думаешь, но он жесток и груб». Абу Бакр сказал: «Ваша беда в том, что он считает меня мягким человеком. Если бы правление перешло к нему, то он изменил бы многое из того, что есть сейчас. Наблюдая за ним, я заметил, что если я сердит на человека, то он демонстрирует ему свою благосклонность. Если же я благоволю человеку, то он показывает свою строгость к нему». Потом Абу Бакр позвал Усмана ибн Аффана и сказал: «Расскажи мне об Умаре». Он сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что его душа лучше, чем внешний образ. Равных ему среди нас нет». Тогда Абу Бакр сказал Усману: «Пиши. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Нижеследующим Абу Бакр ибн Абу Кухафа объявляет свою волю мусульманам в том, что…», — в этот момент Абу Бакр потерял сознание, и Усман сам написал дальнейшее: «… я оставляю вам своим преемником Умара ибн аль-Хаттаба, лучше которого никто не будет опекать вас…» Очнувшись, Абу Бакр сказал: «Прочитай мне вслух то, что ты написал». Усман прочитал. Абу Бакр воскликнул: «Велик Аллах! Я вижу, ты очень испугался, что в народе будут разногласия, если я в обмороке отдам душу! Да наградит тебя Аллах добром за твою преданность Исламу и мусульманам!» Некоторые сподвижники (например Тальха, Абдуррахман) были недовольны этим назначением, утверждая, что Умар — грубый, жестокий человек, и мусульмане будут страдать при его правлении. На эти претензии Абу Бакр ответил: «Я уполномочил руководить вами лучшего человека, по моему мнению. Каждый из вас стремится стать преемником. Но народ согласился с моим решением».
В период правления Абу Бакра и Умара исламское государство существенно расширило свои границы. Сначала мусульмане покорили бедуинов Аравии, затем в ходе завоеваний были приведены к покорности Всевышнему последовательно Шам [Шам — историческая область, объединяющая территорию современных Сирии, Иордании, Ливана, Палестины.], Египет, бóльшая часть Персии. В нескольких битвах мусульмане разгромили превосходящие силы своих главных противников в регионе — Византии и Персии.
Девятое разногласие — относительно совета. Мнения в нем были различны, пока все не сошлись присягнуть Усману.
Перед смертью Умар ибн аль-Хаттаб назначил совет из шести человек, которые после совещания должны были выбрать из своего числа халифа, причем, под угрозой смерти сделать это они должны были единогласно. В случае же, если по истечении трех дней они не придут к согласию, Умар приказал казнить выборщиков, а выборы передать мусульманам. В число выборщиков вошли: Али ибн Аби Талиб, Усман ибн Аффан, Саад ибн Аби Ваккас, Абд ар-Рахман ибн Ауф, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, и Тальха ибн Убайдуллах (которого на тот момент не было в Медине). Наблюдателем был назначен Абдаллах, сын Умара. Место совещания охраняли 50 человек. Собрался совет, Саад, аз-Зубайр, и Абд ар-Рахман отказались от притязаний на халифат. Осталось два кандидата на этот пост. Усман считал, что правом на халифат обладает именно он, обосновав это высказыванием Пророка: «Надежный хранитель на Земле будет надежным хранителем на небе». После него высказался Али, он напомнил собравшимся о своем положении среди мусульман, своей близости к Пророку и своих достоинствах. Али напомнил присутствующим такие изречения Пророка как: «Я город знаний, а Али его врата», «Али для меня подобен Харуну для Мусы, только после меня не будет Пророков» и другие. После этого за Усмана высказался Саад, а за Али — аз-Зубайр. Все мог решить голос Абд ар-Рахман, но тот не решался высказаться ни за одного из кандидатов и решил посоветоваться со сподвижниками, военачальниками и другими уважаемыми мусульманами. Люди собрались в мечети, началась дискуссия. Аммар ибн Ясир и Микдад ибн Асвад высказались за Али, Абдаллах ибн Аби Сарх [Про Абдаллаха ибн Аби Сарха см. ниже.] — за Усмана. Начался горячий спор между сторонниками хашимитов [Хашимиты — род, к которому принадлежал Пророк Мухаммад и Али.] и сторонниками умаййядов. Тогда Абд ар-Рахман обратился к Али: «Готов ли ты править, следуя Корану, Сунне Пророка и сунне Абу Бакра и Умара?» Сторонники Али обрадовались, думая, что Абд ар-Рахман привел его к присяге. Но Али ответил: «Я буду править на основе Корана, Сунны Пророка и своей сунны». Он не желал во всем руководствоваться образцом правления Абу Бакра и Умара, так как по некоторым вопросам имел свое мнение. Тогда Абд ар-Рахман обратился с тем же вопросом к Усману. Усман ответил утвердительно. Тогда Абд ар-Рахман сказал: «Я привожу тебя к присяге, и присягаю тебе как повелителю правоверных». Али и его сторонники были недовольны этим решением, Али сказал: «Уже не впервые вы выступаете против нас». Абд ар-Рахман напомнил Али о том, что если он откажется присягать Усману, то, согласно распоряжению Умара, его казнят. После этого Али тоже принес присягу Усману. Когда Тальха приехал в Медину, то согласился с советом и присягнул Усману.
Таким образом, разногласия были улажены, призыв к Исламу при Усмане продолжался, завоевания были большими, казна наполнилась. Усман обращался с народом уважительно, славился своей щедростью, однако, его родственники из Умаййадов приготовили ему пропасть, и она поглотила его. Они поступали несправедливо со всеми, поступили несправедливо и с ним. В то время возникло множество разногласий, и во всех нововведениях, вносимых Умаййадами, обвиняли Усмана.
Вот что вызывало особенно много нареканий:
1. Усман вернул в Медину аль-Хаккама ибн Умаййу, прозванного «изгнанником Посланника Аллаха» после того, как Мухаммад выгнал его. В период правления Абу Бакра, и Умара Усман просил их простить аль-Хаккама, но они не согласились на это, а Умар даже выслал аль-Хаккама с места его нахождения в Йемене дальше на сорок фарсахов [Фарсах — мера длины, равная примерно 6 км.].
Аль-Хаккам ибн Умаййа — дядя Усмана. Он был одним из самых ярых врагов Пророка. После завоевания Мекки Пророк, который простил практически всех своих мекканских противников, сослал его вместе со всей семьей в Таиф. Усман просил Абу Бакра и Умара, чтобы они разрешили аль-Хаккаму вернуться домой, но они ответили, что не они его выгнали и не им его прощать. Когда Усман стал халифом, он все же вернул своих дядю и двоюродного брата Марвана.
2. Он изгнал Абу Зарра в ар-Рабзу.
Серьезность этой претензии основана на том, что Абу Зарр, по сути, не совершил никакого преступления и не заслуживал наказания. Абу Зарр аль-Гифари одним из первых принял Ислам (четвертый или пятый) и первым открыто объявил об этом, за что был избит толпой курайшитов. Абу Зарр отличался высокими моральными качествами. Пророк говорил: «Аллах приказал мне любить четырех человек, и известил меня о том, что Он любит их. Среди этих четырех был назван Абу Зарр» [Хадис с таким содержанием приводится в сборнике имама ат-Тирмизи.]. После смерти Пророка Абу Зарр переселился в Сирию. Когда наместником там стал Муавия, Абу Зарр стал активно выражать недовольство его несправедливым правлением, обличал людей, которые занимались только накоплением денег, и призывал их вернуться к учению Ислама. Муавия не решался сам наказать Абу Зарра, так как последний обладал большим авторитетом среди мусульман и был известен крепостью своей веры. Он приказал схватить Абу Зарра и выслал его в Медину, чтобы с ним разобрался халиф. Представ перед Усманом, Абу Зарр вновь изложил свои претензии к власти, и получил ответ: «Эй, Абу Зарр, я сам решу, что мне надо делать, и возьму, что следует, с подданных, и не принуждай их к воздержанию». Усман попросил Абу Зарра прекратить критику, но тот отказался. Тогда халиф приказал Абу Зарру отправиться в ар-Рабзу, где через некоторое время тот и умер.
3. Усман женил Марвана ибн аль-Хаккама ибн Умаййу на своей дочери и передал ему пятую часть [Пятая часть военных трофеев называется хумс. Эту сумму отправляли халифу, чтобы затем он распределил ее среди тех, кому полагается. Согласно Корану долю хумса имеют: Посланник Аллаха, близкие родственники Посланника, сироты, бедняки и путники (Коран, сура «Аль-Анфаль», аят 41).] добычи Ифрикии [Одна из областей северной Африки, современный Тунис.], составившую сумму в двести тысяч динаров.
Марван доводился Усману двоюродным братом. Халиф также назначил его на должность своего секретаря. На момент смерти Пророка Марвану было восемь лет. Он находился в ссылке, пока его не вернул Усман. Мусульмане были недовольны тем, что вчерашние враги Аллаха при Усмане получили высокие должности наместников областей, и из казны мусульман им давались огромные подарки. В 648 г. Марван получил 200 тысяч динаров, а его отец — верблюдов из садаки, собранной Марваном с племени кудаа, хотя по закону они не имели никаких прав на это имущество. В последующем Марван выступил организатором бунта против Али и участвовал в Верблюжьей битве. В 684 г. он стал халифом, продолжив династию Умаййадов.
4. Усман предоставил убежище своему молочному брату — Абдаллаху ибн Сааду ибн Абу Сарху — после того, как Пророк приказал мусульманам убить его. В бытность халифом Усман назначил Абдаллаха ибн Саада наместником Египта и его провинций. Усман назначил Абдаллаха ибн Амира наместником Басры, и тот ввел в ней известные новшества, за которые его осуждали.
История Абдаллаха ибн Саада такова. Он принял Ислам в Мекке и записывал Коран для Пророка, но потом отказался от веры, стал язычником и перешел на сторону курайшитов. Когда мусульмане заняли Мекку, Пророк приказал убить нескольких человек, даже если их найдут под покрывалом Каабы. В их числе был назван и Абдаллах ибн Саад. Но Усман спрятал его, когда же ситуация успокоилась, они вместе пришли к Пророку. Усман попросил пощадить своего молочного брата. Пророк долго молчал, потом сказал: «Ладно». После того, как Усман и Абдаллах ушли, Пророк сказал своим сподвижникам: «Я долго молчал для того, чтобы кто-нибудь из вас подошел к нему и отрубил ему голову».
Военачальниками Усмана были: Муавия ибн Абу Суфьян, наместник Сирии; Саад ибн Аби Ваккас, наместник Куфы; ставшие там наместниками после него аль-Валид ибн Укба и Саид ибн аль-Ас; Абдаллах ибн Амир, наместник Басры; Абдаллах ибн Абу Сарх, наместник Египта. Они все бросили Усмана, и его постигла уготованная ему судьба. Он был убит в своем доме по несправедливости, и из-за этой несправедливости, совершенной против него, возникла смута, не стихшая и по сей день.
История убийства Усмана крайне запутана. Как было сказано выше, в стране стало появляться все больше людей, недовольных правлением Усмана, в частности, его наместниками и мето<