Возникшем среди людей, и о том, кто его проявил
Да будет тебе известно, что первым сомнением в вере, возникшим среди людей, было сомнение Иблиса [Иблис (отчаявшийся, потерянный). Другие его имена — Сатана, Шайтан, Люцифер. Упоминания о нем во множестве присутствуют в Коране. По убеждениям мусульман, Иблис является джином, а не «падшим ангелом», как об этом говорится в других религиях. Он многие тысячи лет поклонялся Аллаху, жил среди ангелов в раю. Когда же Аллах сотворил первого человека — Адама — и приказал всем созданиям поклониться ему, ангелы исполнили приказ Аллаха, а Иблис, душа которого была исполнена гордыни, высокомерия и зависти, отказался. Он сказал: «Я лучше Адама, ведь я сотворен из огня, а он из глины». После этого Аллах лишил его Своей милости и изгнал из рая, пообещав навечно поместить его в ад. С этого момента главная цель Иблиса — любыми путями отвратить человека от поклонения своему Создателю — Всевышнему Аллаху — и направить его на путь ослушания Господа, путь, который приведет к тому, что человек также будет лишен милости Аллаха и брошен в ад. Таким образом Иблис пытается отомстить человеку за то, что якобы из-за него он стал неверным и был изгнан из рая.] — да проклянет его Аллах! Источником сомнения Иблиса стало то, что он противопоставил собственное мнение Божественному приказу, предпочел собственное желание повелению Аллаха и стал превозносить вещество, из которого он был создан (огонь), перед веществом Адама (глиной).
Из первого сомнения в вере появились еще семь сомнений. Они проникли в умы людей и стали выражаться в еретических учениях. Об этих сомнениях говорят толкования к четырем Евангелиям, упоминаются они и в Торе. Примеры их рассеяны по Библии в виде споров, происходивших между Иблисом и ангелами после того, как Аллах повелел им поклониться Адаму, и все ангелы поклонились; не поклонился лишь Иблис, бывший из числа джиннов.
До нас дошло, что он сказал: «Я признаю, что Создатель Всевышний действительно мой Бог и Бог всего сотворенного. Он Всезнающ и Всемогущ, и Его не спрашивают о Его могуществе и Его желании совершать то, что Он желает. Что бы Он ни захотел, Он скажет тому “Будь!”, — и оно возникнет. Он Премудрый, но к Нему есть вопросы в связи с тем, как Он пользуется Своей мудростью». Ангелы спросили: «Какие вопросы и сколько их?» Иблис — да проклянет его Аллах! — сказал: «Этих вопросов семь.
Первый. Еще до того, как сотворить меня, Он знал, чтó из меня выйдет и чтó из меня получится. Так зачем же Он сотворил меня? Какая мудрость в том, что Он это сделал?
Второй. И если Он сотворил меня по Своей воле и желанию, то зачем Он приказал мне уверовать в Него и поклоняться Ему? Какая мудрость в этом приказе, ведь Ему нет пользы от моего повиновения, также как не страдает Он от моего ослушания?
Третий. Если Он сотворил меня и приказал мне уверовать в Него и поклоняться Ему, и я уверовал и поклонялся Ему, то зачем же Он приказал мне поклониться Адаму? Какая мудрость в этом приказе, учитывая, что это не увеличивает мою веру в Него и мое поклонение Ему?
Четвертый. Ну а раз Он сотворил меня, и приказал поклоняться Ему, а потом приказал поклониться Адаму, то почему же Он проклял и изгнал меня из рая за то, что я не поклонился Адаму? Где же здесь мудрость? Ведь я не совершил ничего плохого, кроме того, что сказал: “Я поклоняюсь только Тебе”?
Пятый. Если Он сотворил меня, и приказал поклоняться Ему, а потом приказал поклониться Адаму, но я не выполнил этот приказ, и Он проклял и прогнал меня, то зачем же тогда Он дал мне путь к Адаму, после чего я вернулся в рай, совратил его своим искушением, и он, вкусив от запретного дерева, был изгнан из рая вместе со мной? Какая же в этом мудрость? Если бы Он закрыл от меня рай, то Адам не пострадал бы от меня и пребывал бы в раю вечно?
Шестой. И если Он сотворил меня, дал мне приказ, которого я ослушался, проклял меня и изгнал из рая, затем дал вернуться в рай, и между мной и Адамом был спор, то зачем же Он дал мне власть над потомками Адама, так что я их вижу, а они меня нет, мое искушение действует на них, но на меня не действуют ни их сила, ни их способности и возможности? Какая в этом мудрость? Если бы Он сотворил людей неподвластными моему искушению, безгрешными, послушными и покорными, то это было бы лучше для них. Это было бы более мудрым решением.
Седьмой. Я признаю, что Он сотворил меня, дал мне приказ поклоняться Ему, потом приказал поклониться Адаму, но так как я не повиновался, то Он проклял и изгнал меня, когда же я захотел вернуться в рай, Он дал мне такую возможность и открыл мне дорогу, а после того, как я совратил Адама, Он вновь изгнал меня, но затем дал мне власть над людьми. Зачем же, когда я сказал: “Дай мне отсрочку до Дня, когда они будут воскрешены” [Коран, сура 7 «Аль-Араф», аят 14.], — Он ответил: “Воистину, ты — из тех, кому будет отсрочено до Дня назначенного времени” [Коран, сура 15 «Аль-Хиджр», аят 37–38.] В чем же здесь мудрость? И если бы Он погубил меня в тот же миг, то Адам и остальные люди не страдали бы от меня, и в мире не осталось бы зла. Не лучше ли было сохранить мир в добре, чем смешивать его со злом?»
И затем Иблис сказал: «Вот это и есть мои вопросы».
Толкователи Евангелия говорят: «Аллах Всевышний сказал ангелам: “Скажите ему: В своем первом утверждении, что Я твой Бог и Бог всего сотворенного, ты был неправдив и неискренен, потому что если бы ты считал истинным, что Я — Бог миров, то ты не обращался бы ко Мне со своим "почему". Я Аллах, нет божества, кроме Меня, Меня не спрашивают о том, что Я делаю, спрашивают людей”».
Размышляющему станет понятно, что все сомнения в вере, существующие в настоящий момент среди людей, выросли именно из сомнений проклятого шайтана, из его искушений и лжи. И как у него было семь сомнений, так и все сомнения в вере, существующие в настоящее время, можно свести к семи. Пусть сомнения эти выражены другими словами, а названия учений, на них основанных, отличаются одно от другого, — это лишь внешнее различие, а по сути все они являются разновидностями самых первых сомнений.
Основа всех сомнений в вере — отказ следовать Божественному приказу уже после того, как человек уверовал в Аллаха, и желание противопоставить свое мнение решению Аллаха.
Все, кто отказался признать Пророками Нуха, Худа, Салиха, Ибрахима, Лута, Шуайба, Мусу, Ису и Мухаммада, — мир им всем! — последовали проклятому шайтану в проявлении своих сомнений, суть которых сводится к отказу от выполнения религиозных обязанностей и непризнанию Посланников Аллаха, потому что нет разницы между их словам: «Неужели люди поведут нас верным путем?» [Коран, сура 64 «Ат-Тагабун», аят 6.] — и его словами: «Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал из глины?» [Коран, сура 17 «Аль-Исра», аят 61.] Главная причина сомнений указана в словах Всевышнего: «Удерживает людей уверовать, когда пришло к ним верное руководство, только то, что они говорят: “Неужели же послал Аллах человека Посланником?”» [Коран, сура 17 «Аль-Исра», аят 94.]
То, что мешает человеку искренне уверовать, открывается нам в следующих словах Аллаха: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?» Он сказал: «Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» [Коран, сура 7 «Аль-Араф», аят 12.].
Так проклятый Иблис позволил своему разуму суждения, на которые не имел никакого права. А впоследствии либо рассуждение о Творце переносилось на сотворенное, либо рассуждение о сотворенном переносилось на Творца. Первое является преувеличением сотворенного, а второе — умалением Творца.
Предисловие четвертое,