Тема занятия: Человек как предмет философского исследования
Цель занятия:раскрыть философские подходы к определению сущности человека, дать определение понятию «антропосоциогенез», рассмотреть единство природного и социального в человеке, раскрыть особенности социализации личности, выявить роль ценностных ориентаций в формировании личности.
Организационная форма занятия: семинар- презентация
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Историко-философские подходы к определению сущности человека.
2. Единство природного и общественного в человеке.
3. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность, права и обязанности личности.
Методические рекомендации
Основные понятия, необходимые для усвоения темы: человек, личность, антропосоциогенез, индивид, индивидуальность, свобода, ответственность, права, обязанности, саморазвитие личности, ценностные ориентации.
При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть историко-философские интерпретации сущности человека, выявить особенности раннефилософских подходов к проблеме человека и указать на их отличие от новоевропейских и современных; обозначит проблемы, которые рассматриваются философской антропологией. Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел6,гл1; Фролов И.Т. Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.- ГЛ7.
Во втором вопросе занятия важно уяснить, что человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеятельности – от физиологической до социальной. Необходимо раскрыть основные предпосылки существования человека и выявить роль мышления и языка в процессе его развития. Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел6,гл1; Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
В третьем вопросе необходимо раскрыть содержание понятий человек, индивидуальность, личность и указать на их различие; рассмотреть основные философские учения о личности (С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев); показать, каким образом происходит становление личности, раскрыть содержание понятия «социализация». В этом вопросе также необходимо рассмотреть проблему ценностей человеческого существования, объяснить смысл терминов «смысл жизни», «свобода», «ответственность»; показать роль нравственных, эстетических и религиозных ценностей в процессе становления личности.Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел6,гл1; Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
Литература
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2012.
2. Губин В.Д. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2011.
3. Демина Л.А., Бучило Н.Ф. Философия для бакалавров (юристов) М.: Проспект, 2012.
4. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
5. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. Философия права : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" – М. : Юрайт, 2011.
6. Спиркин А. М. Философия. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.
7. Философия: учебник / Под. Ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
Дополнительная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.
2. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
3. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.
4. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml
5. Электронная гуманитарная библиотека. Философия познания и науки // http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml
6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН.
Задания для развития и контроля владения компетенциями
1. Каковы причины нарастания к антропологической проблематике?
2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?
3. Какие проблемы рассматриваются в философской антропологии?
4. Какие теории антропосоциогенеза вам известны?
5. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?
6. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека?
7. Что такое ценности? Как называется часть философии
изучающая ценности?
8. Почему только в XX веке появилось развитое учение о ценностях?
9. Каково содержание «золотого правила нравственности»?
10. Что изучает эстетика? Что вы считаете прекрасным и почему?
11. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди? Аргументируйте свой ответ.
12. В романе «Тошнота» Ж.-П.Сартр писал: «Ад – это другие…» как, по вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?
Темы для подготовки презентаций
1. Образ человека в философии.
2. Роль личности в истории.
3. Смысл человеческой жизни.
4. Человек в сфере культуры.
5. Наука и нравственность.
6. Искусство как высшее выражение творческих способностей человека.
7. Образ человека в искусстве.
8. Человек в мире нравственных отношений.
9. Рационализм и свободомыслие.
10. Религия как явление мировой культуры.