Тема занятия: Философское учение об обществе

Цель занятия:раскрыть основные понятия социальной философии, проанализировать подходы к исследованию общества; выявить соотношение общества и природы; рассмотреть исторические типы развития общества; выявить критерии общественного прогресса; дать определение общественно-экономической формации и типов общественно-экономической формации; раскрыть основные сферы жизни общества.

Организационная форма занятия: семинар

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Общество как саморазвивающаяся система. Соотношение общества и природы.

2. Исторические типы общественного прогресса.

3. Основные сферы жизни общества.

Методические рекомендации

Основные понятия, необходимые для усвоения темы: общество, социум, субъект исторического процесса, общественно-исторический процесс, прогресс, общественно-экономическая формация, экономическая, социальная, политическая духовная сферы общества, стадия роста, цивилизационный подход.

В первом вопросе необходимо проанализировать философский подход к рассмотрению общества, дать определение понятиям «общество», «социум», уяснить, что общество рассматривается как система и как процесс; раскрыть особенности взаимосвязи общества и природы.Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел 7,гл1; Фролов И.Т. Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.- ГЛ7; Спиркин А. М. Философия. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

Во втором вопросе следует уделить внимание на такие понятия, как: общественно-историчесикй процесс, прогресс; раскрыть критерии прогресса; рассмотреть основные типы общественного прогресса; рассмотреть эволюцию и революцию как формы общественного развития; выявить сущность формационного (К.Маркс) и цивилизационного (Н.Данилевский) подходов к изучению общественно-исторического развития.Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел 7,гл1; Фролов И.Т. Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.- ГЛ7; Спиркин А. М. Философия. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

При ответе на третий вопрос важно проанализироватьосновные сферы жизни общества: экономическую (область осуществления хозяйственной дечтельности общества, область создания материальных благ), социальную (область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей), политическую (область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом), духовную (область создания и освоения духовных ценностей).

Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел 7,гл2; Фролов И.Т. Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.- ГЛ7; Спиркин А. М. Философия. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

Литература

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2012.

2. Губин В.Д. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2011.

3. Демина Л.А., Бучило Н.Ф. Философия для бакалавров (юристов) М.: Проспект, 2012.

4. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

5. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. Философия права : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" – М. : Юрайт, 2011.

6. Спиркин А. М. Философия. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

7. Философия: учебник / Под. Ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

Дополнительная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

3. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.

4. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.

Интернет-ресурсы

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml

5. Электронная гуманитарная библиотека. Философия познания и науки // http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml

6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН.

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Чем различаются философский и социологический подход к изучению общества?

2. Что такое общественно-исторический процесс?

3. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли?

4. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе.

5. Перечислите основные представления системного подходов к изучению общества.

6. Какие существуют сферы общества?

7. Дайте характеристику своеобразия каждой из сфер духовной жизни, таких как мораль, право, религия, искусство, наука. Приведите примеры сочетания материальных и нематериальных компонентов в каждой из этих сфер.

8. Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития из истории человечества, цивилизаций, этносов.

9. Дайте сравнительную характеристику формационного и цивилизационного подходов.

Наши рекомендации