Тема занятия: Учение о развитии
Цель занятия:рассмотреть сущность, основные черты и исторические формы диалектики; охарактеризовать принципы, законы, категории диалектики; выявить различие между диалектикой и метафизикой; уяснить особенности синергетики.
Организационная форма: семинар
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие развития в философии. Философская трактовка диалектики.
2. Структура диалектики.
3. Диалектика и метафизика как альтернативные учения о развитии.
4. Становление синергетической парадигмы.
Методические рекомендации
Основные понятия, необходимые для усвоения темы: развитие, диалектика, метафизика, синергетика, принципы, законы, категории диалектики, синергетическая парадигма, порядок, хаос, детерминизм, случайность, односторонность.
В первом вопросе необходимо охарактеризовать понятия «развитие» и движении, выявить их особенности и формы. При рассмотрении диалектики необходимо раскрыть исторические формы диалектики. Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой:Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел4,гл2; Фролов И.Т. Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.- ГЛ7, разд.2.
Во втором вопросе необходимо охарактеризовать принципы, законы, категории как структурные элементы диалектики. Важно выяснить особенности законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, закона отрицания отрицания. Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел4,гл2; Фролов И.Т. Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.- ГЛ7, разд.2.
В третьем и четвертом вопросах студенту необходимо уяснить особенности метафизики и синергетики как альтернативных способах развития, выявить их особенности, указать на роль синергетической методологии в исследовании философских проблем современности.Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Фролов И.Т. Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.- ГЛ7, разд.2.: хакен Г. Синергетика. – М.,1980.
Литература
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2012.
2. Губин В.Д. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2011.
3. Демина Л.А., Бучило Н.Ф. Философия для бакалавров (юристов) М.: Проспект, 2012.
4. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. Философия права : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" – М. : Юрайт, 2011.
5. Спиркин А. М. Философия. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.
6. Философия: учебник / Под. Ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
Дополнительная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.
2. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.
3. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.
4. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
5. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.
6. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml
5. Электронная гуманитарная библиотека. Философия познания и науки // http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml
6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН.
Задания для развития и контроля владения компетенциями
1. Какой способ освоения действительности наиболее приемлем для характеристики современности?
2. Назовите законы диалектики, которые помогают ответить на следующие вопросы:
- что является источником развития?
- каков механизм развития?
-в каком направлении происходит развитие?
3. В чем заключается особенность метафизики? Используется ли метафизика как метод в современных научных исследованиях?
4. В чем принципиальное отличие диалектического принципа всестороннего рассмотрения явлений от эклектики?
5. Используя достижения современного естествознания, докажите научную ценность синергетики.
6. Каким образом можно использовать синергетическую парадигму в юрисрпруденции?