Тема 1. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ И РАЗВИТИИ


Сущность диалектики и ее основные принципы

Определить любой предмет науки, в данном случае диалектики,— значит показать, что она изучает, каковы ее структура, принципы, категориальный аппарат. Диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, т. е. всего сущего, во-первых, является в силу этой всеобщности и уни­версальности методологией по отношению ко всем частным наукам; во-вторых, ее ядро, суть составляет учение о единстве противоположнос­тей, о вскрытии противоречия и его источника в самой сущности предметов; в-третьих, основными ее принципами являются принцип связи и принцип развития (схема 19).

Схема 19.Структура диалектики Материалистическая диалектика

Тема 1. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ И РАЗВИТИИ - student2.ru

Развития

Перехода количественных изменений в качественные

Причина

Необходи­мость

Следствие

Случайность



Всеобщей

связи

вещей

Единства и борьбы проти­воположностей

Содержание

Сущность

Форма

Явление



Отрицания отрицания

Возмож­ность

Действитель­ность



Единичное

Особенное

Всеобщее

Принципы — это исходные, наиболее общие идеи, лежащие в осно­ве познания, позволяющие объединить законы и категории той или иной научной дисциплины в единую систему знания. Такими осново­полагающими идеями или принципами в диалектике являются прин­цип связи и принцип развития. В диалектике выделяют также принци­пы: объективности, всесторонности, конкретности, историчности.

Если объективная диалектика есть диалектика бытия, то субъек­тивная — диалектика мышления. Наука о законах мышления есть ло­гика. Следовательно, субъективная диалектика, будучи отражением объективной, есть вместе с тем и логика. Но и гносеология (теория по­знания) есть, в сущности, и логика, и диалектика, а диалектика есть и логика, и гносеология.

Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. «alt-ternative» — чередование) — наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимость выбора между ними. Альтернативами диалектики выступают: метафизика, софистика и эклектика.

Диалектика рассматривает универсально всеобъемлющие связи, в то время как метафизика объединяет, упрощает связи, сводит все их многообразие к наиболее простым связям одного типа, как правило, к связям механическим. (В этом смысле правомерно говорить о том, что метафизика отрицает связи.) Софистика — сознательное исполь­зование неправильных доходов и уловок, внешне выступающих как пра­вильные, т. е. происходит вырывание отдельных несущественных свя­зей из взаимосвязей и взаимозависимостей объективной реальности и осуществляется попытка представить их в качестве существенных, оп­ределяющих. Эклектика беспринципно, механически объединяет в еди­ное целое несовместимые между собой идеи, связи, отношения, пре­тендуя при этом на объективность и всесторонность анализа процессов и явлений.

Принципиальное расхождение между диалектической и метафизи­ческой концепциями развития идет по трем линиям: почему, как и куда оно идет. Метафизики, абсолютизируя внешние противоречия, выно­сят источник развития во вне (божественный первотолчок); рассмат­ривают развитие только как уменьшение или увеличение, сводя каче­ственное к количественному; наконец, развитие у них происходит по замкнутому кругу. Диалектики же основной импульс развития видят в борьбе внутренних противоречий, развитие у них осуществляется как переход количества в качество и происходит по спирали. Коренная противоположность этих концепций хорошо показана в работе В.И. Ленина «Философские тетради». Во фрагменте «К вопросу о диа­лектике» В.И. Ленин отмечает, что «при первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — Бог, субъект еtс.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на при­знание источника «самодвижения». Первая концепция мертва, блед­на, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвиже-228

нию» всего сущего: только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву по­степенности», к «превращению в противоположность», к «уничтоже­нию старого я и возникновению нового».

Связь - это такое отношение, при котором наличие или изменение одного объекта есть условие наличия или изменения другого объекта. Связь - это всегда и взаимосвязь, всеобщей формой которой является взаимодействие. Для нее характерны: объективность, всеобщность, универсальный характер. Связь является объективной, так как суще­ствует независимо от субъекта и его сознания, она всеобща, поскольку в мире нет ни одного абсолютно изолированного объекта. При харак­теристике универсального характера связи следует знать, что связи могут быть квалифицированы по многим основаниям: по формам дви­жения материи, по степени общности, по глубине, характеру и т. д.

Закон можно определить как связь - общую, существенную, необ­ходимую, относительно устойчивую и повторяющуюся.

Категории суть понятия, отражающие общие и существенные сто­роны и грани объективной действительности.

Закон есть философская категория для обозначения объективных необходимых, существенных, всеобщих, устойчивых, повторяющихся, внутренне присущих предметам и явлениям связей и отношений (схе­ма 20). Заметим, что термин «закон» употребляется в нескольких смыс­лах, в частности: 1) закон как объективно существующая связь явле­ний (законы развития природы, общества, мышления); 2) законы науки как отражение, формулировка объективных законов. Во втором слу­чае законы науки объективны по своему содержанию.

Схема 20.

ВНУТРЕННЕЙ
НЕОБХОДИМОЙ ЛУСТОЙЧИВОЙ

СУЩЕСТВЕННОЙ ^v у^ ПОВТОРЯЮЩЕЙСЯ

Наши рекомендации