Отборочный конкурс: Назвать как можно больше имен русских полководцев.

Участники получают карточки с описанием исторических событий, из произведений великого русского историка С.М. Соловьева. Задание: опираясь на предложенное историческое описание, придумать былину (сказание, эпос) о событиях того периода, которая помогает понять, что такое «русский дух».

Тексты:

1. 1552 г. Взятие Казани. «Узнавши, что Казань в его руках, царь велел служить молебен под знаменем своим, собственными руками вместе с духовником водрузил крест и велел поставить церковь». С.М.Соловьев

2. Взятие Астрахани. После взятия Астрахани царь Иоанн ответил своему помощнику, хану Измаилу, который попросил его выдать ему астраханских князей – врагов его: «…Как взяли мы Астрахань, то астраханским князьям свое жалованное слово молвили, чтобы от нас рабою и убийства не боялись, так, чтобы в других местах не стали говорить: вера – вере недруг, и для того христианский государь мусульман изводит. А у нас в христианских книгах писано: не велено силою приводить к нашей вере. Бог судит…кто верует право, кто направо, а людям судить того не дано». С.М.Соловьев

3. Покорение Сибири началось с похода волжского казака Ермака Тимофеевича в 1581 году, когда был покорен стольный град хана Кучума. К концу 17 века русские дошли уже до реки Колымы. «…В то время, как старые русские поселения за Уральскими горами подверглись опасности от восстания туземцев, подкрепляемых калмыками, в то время, когда поднимались против русских людей старые подданные российского великого государя – башкирцы, чуваши и мордва, в то время русские люди искали в далеких пределах Северной Азии новых землиц для поселения, новых народцев, на которых можно было бы наложить ясак 9дань), новых торговых путей». С.М. Соловьев

4. 6 января 1654 г. в Переславле гетман малороссийский Богдан Хмельницкий, так сказал собравшимся на Раду: «…Собрали мы Раду явную всему народу, чтобы вы выбрали себе государя, кого хотите… Первый – царь турецкий…, второй – хан крымский…, третий – король Польский…, четвертый есть православный Великой России государь и великий князь Алексей Михайлович…, единого с нами благочестия, единого исповедания, едино мы тело церковное с Великой Россией, главу имея Иисуса Христа».» Тут весь народ завопил: «Волим под царя восточного, православного». А посланник царя, боярин Бутурлин ответил им: «Великий государь изволил вас принять под свою высокую руку по великому челобитий, и вам государскую милость надобно помнить». С.М. Соловьев

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки: 1) Беседа со зрителями: «Русская душа» и «душа России» – это одно и то же? Где живет душа России?

2) Игра со зрителями:

1. Игра в ассоциации на тему русской души, ведущий предлагает ассоциации, например, если бы русская душа была девушкой, рекой и т.п., какой это была бы девушка, река и т.п.?

2. Продолжи фразу, после слов, «потому, что», Начало фраз: «Русским быть почетно…», «Русским быть стыдно…», «Русским быть страшно….», «Я горжусь, тем, что я русский».

Тур 3. Русский фольклор

Участникам предлагается начало русской народной сказки: «Однажды спорила Кривда с Правдою: чем жить лучше – Кривдой или Правдой. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит Кривда: «Пойдем к судье, как он решит?».

Задание: придумать продолжение этой сказки, разыграть его в театре кукол (куклы – сами участники), можно использовать русские народные песни. Участвуют все желающие. Время на подготовку – 3 минуты.

Аукцион идей, идея «русская душа»

Магазин

***

ИГРА «О духе и душе»

Вводная беседа: Где живет душа? Можно ли ее увидеть? Как она выглядит? Кто хозяин души?

Тур 1. “О душе и теле”

Отборочный конкурс - продолжить фразу: “Иметь душу, значит... ”

Участники получают карточки, на которых написаны две противоположные точки зрения на соотношение души и тела.

Задание - 1) сравнить эти две точки зрения, выбрать или выработать на их основе собственную позицию и обосновать ее; 2) изобразить в пантомиме свое понимание соотношения души и тела.

Время на подготовку 10 минут, высший балл 10 флясиков

Тексты:

1. “Душа есть некое тело (состоящее из атомов)... душа ... имеет разумную часть, помещающуюся в груди, и неразумную часть помещающуюся по всему телу, душа смертна она уничтожается вместе с телом”. Демокрит

2. “...душа есть некая гармония, а что гармония есть смешение и сочетание противоположностей... тело также составлено из противоположностей” (душа бессмертна). Пифагор

Во время подготовки ведущий ведет с залом беседу по цитате из “Дхамападды”: “Однажды достопочтенный Ананда так сказал владыке: “О благой - мир это пустота, ... В том смысле, что он лишен души и всего, что относится к душе. Что же лишено души и всего, что относится к душе? Глаз, Ананда лишен души, и всего, что относится к душе. Формы лишены души и всего, что относится к душе. Ухо лишено души и всего, что относится к душе. Звуки лишены души и всего, что относится к душе. Запахи лишены души и всего, что относится к душе...” и т.д. (Ранний буддизм)

После чтения текста раннего буддизма, ведущий просит всех прокомментировать отрывок, задавая один вопрос - Пуст ли мир без души и почему? Или нет? Почему глаз, ухо и т.п. лишены души?

Тур 2. “Душа в пути”

Отборочный конкурс: ответить на вопрос одним словом (не считая предлогов) - Куда душа может идти? Ответы не должны повторяться.

Все участники получают карточки, на которых дан отрывок из высказывания Геродота по поводу пифагорейцев. Задание: Придумать и разыграть сценку путешествия души, иллюстрирующую эту идею и отражающую собственную точку зрения на идею переселения душ.

Текст: “Египтяне первые высказали учение, что душа человека бессмертна, что с разрушением тела она вселяется в другое животное, которое рождается в то же самое время; обошедши всех животных - земных, морских и пернатых, душа вселяется снова в нарождающееся тело человека; круговращение совершается в течение трех тысяч лет. Учение излагали некоторые эллины как собственное” .

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки ведущий играет со зрителями в игру “У меня есть душа”. Зал делится на две половины, представители одной половины делают утверждение “У меня есть душа, потому что...”, другой - опровержение, начинающееся со слов “У тебя нет души, потому, что...”, затем меняются заданиями

Тур 3. “Душа и дух”

Первый вопрос к залу - Что больше - душа или дух?

Отборочный конкурс: всем претендентам предлагается продолжить фразу “Духовен тот, кто...”

Задание участникам - Все участники получают карточку с написанной на ней цитатой из того или иного философа.

ЗАДАНИЕ -1) прокомментировать эту фразу 2) составить стихотворное описание души и духа, опираясь на следующие рифмы

Просто - роста

Календарь - тварь

Вожатый - сжато

Взгляд - велят

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Тексты:

1.“... Бог проявляется как живая действующая сила во всем творении, или как Дух Святый”. Владимир Соловьев.

2. “Души вообще суть живые зеркала или отображения мира творений, а духи, кроме того, суть отображения самого божества... и способны познавать систему вселенной и подражать ему кое в чем своими творческими попытками”. Готфрид Вильгельм Лейбниц

3. “Материя и дух в сущности своей равно неизвестны, и мы не можем определить, какие свойства присущи той или другому”. Дэвид Юм.

4. “В земных вещах скрыты причины событий как жатва в посеве. Вот почему философы говорили, что, то, что скрыто в душе мира, как в клубке, развертывается и принимает свои размеры благодаря такому движению. Дух, о котором мы говорим ... Его-то и называют природой”. Николай Кузанский

P.S. Рифмы взяты из стихотворения Марины Цветаевой, которое рекомендуется потом прочитать

Я счастлива жить образцово и просто:

Как солнце - как маятник - как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой - как всякая Божия тварь,

Знать: дух - мой сподвижник, как луч и как взгляд.

Жить, так как пишу: образцово и сжато, -

Как Бог повелел, и друзья не велят.

Аукцион идей. Понятие для определения – «душа».

Магазин

***

ИГРА «ЯЗЫК»

Эпиграф – "Язык – дом бытия" (М. Хайдеггер)

Вводная беседа: Можно ли обойтись без языка? Из чего складывается Язык? Откуда берутся слова? Почему существует много языков? Почему можно переводить с одного языка на другой?

Тур 1. Что такое язык? Происхождение языка.

Отборочный конкурс: спеть фрагмент песни, где употреблялись бы слова – "язык", "слово".

Всем участникам раздаются карточки со следующими высказываниями философов. Задание: 1. Прокомментировать цитаты; 2. Представить себе "язык" в виде младенца, юноши, мужчины, старца (на выбор, объяснив при этом свой выбор), придумать и разыграть его путешествие в мире людей.

Тексты:

1. "Язык – установитель имен" (Античная мифология)

2. "Ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства ... они только проявления действительной жизни".( К. Маркс).

3. "Сам язык можно назвать одним из видов алгебры и, наоборот, алгебра есть не что иное как язык". ( Гартли).

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки игра со зрителями – интеллектуальная эстафета: Формируются две команды из зрителей, на листе ватмана, разделенном надвое, необходимо записывать с одной стороны – «родителей» Языка, с другой – «детей». Время эстафеты две минуты, побеждает та команда, которая успела написать больше понятий, при условии, что мудрейшие примут эти слова.

Затем обсуждение и объяснение – почему именно «это» названо «детьми» или «родителями языка», если есть совпадения (детей и родителей), выяснение – почему так получается.

Тур 2. Что может слово? (функции языка)

Отборочный конкурс – назвать как можно больше однокоренных слов понятия "слово".

Всем играющим дается карточка с цитатами из Конфуция.

Задание – один из участников команды должен взять на себя роль Конфуция, другой – его ученика. Придумать и разыграть диалог Конфуция и ученика о силе и значении слова, опираясь на полученные высказывания.

Тексты:

1. "Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов".

2. "В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах".

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки игра со зрителями – закончить фразу: 1. Слово сильнее.......... (чего-то) потому, что...; 2. Слово слабее-----(чего-то)-, потому, что...

Тур 3. «Язык – дом бытия».

Ведущий обращает внимание всех присутствующих на эпиграф вечера и просит его прокомментировать. Затем объявляет условия третьего тура.

Всем желающим предлагается стать архитекторами и построить из «живого материала» "Дом бытия", которым является Язык.

Время на подготовку – 3 минуты

Аукцион идей, понятие для определения – «язык».

Магазин

ИГРА «Встреча с Сократом»

Вводная беседа – краткий рассказ о Сократе, его жизни, учении и смерти.

Тур 1. «Знакомство с Сократом».

Отборочный конкурс - “Познай самого себя” - таков лозунг, начертанный на храме богини Афины в Дельфах, задание - задать как можно больше вопросов по этой теме, начинающихся со слова “Почему?”.

Всем игрокам раздаются карточки с отрывком из книги Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”, со ссылкой на то, что говорил Сократ. Задание - придумать и разыграть диалог с Сократом, начинающийся или заканчивающийся этими словами, раскрывающий тему (один из членов команды - Сократ, другой - его собеседник).

Тексты:

1. «Он говорил, что только одно благо - знание и одно только зло – невежество».

2. «Он говорил, что знает только то, что ничего не знает».

3. «Он говорил, те, кто задорого покупают скороспелое, наверное, не надеются дожить до зрелости».

4. «На вопрос, в чем добродетель юноши, он ответил: “ В словах: ничего сверх меры».

Время на подготовку - 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки Игра со зрителями. Им зачитывается еще один отрывок из Диогена Лаэртского: “Однажды Алкивиад предложил ему большой участок земли, чтобы выстроить дом; Сократ ответил: “Если бы мне нужны были сандалии, а ты предложил бы мне целую бычью кожу, разве не смешон я был бы с таким подарком?”

Необходимо - задать вопрос Сократу, начинающийся со слова - “Почему?”, по этому поводу. Мудрейшие записывают лучшие вопросы, на них всем присутствующим предлагается ответить.

2. тур. Диалоги Сократа.

Отборочный конкурс – назвать как можно больше песен, стихов, крылатых выражений о пользе и вреде беседы (диалога, разговора).

Всем участникам раздаются карточки с отрывком из диалога Платона “О справедливости”, демонстрирующий метод Сократа, необходимо продолжить этот диалог (разыграв его) и ответить на вопрос, что значит, знать?

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Текст:

Сократ. Скажи, что ты считаешь справедливым лгать или говорить правду?

Друг. Конечно, говорить правду.

Сократ. Ну а что справедливо - вводить в заблуждение или нет?

Друг. Не вводить, разумеется.

Сократ. Далее, справедливо вредить или приносить пользу?

Друг. Приносить пользу.

Сократ. Следовательно, говорить правду, не вводить в заблуждение и приносить пользу - справедливо, а лгать, вредить и вводить в заблуждение - несправедливо?

Друг. Несомненно, клянусь Зевсом.

Сократ. То же самое по отношению к врагам?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки - игра со зрителями. Зачитывается мысль Сократа из сочинения Диогена Лаэртского: “Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: “Сколько есть вещей, без которых можно жить”. Зал делится на две команды - одни называют абсолютно необходимые вещи, другие доказывают, что без них можно жить.

Тур 3. Суд над Сократом

Отборочный конкурс - продолжить фразу - “Мудрый не боится смерти, потому что...”

Участникам раздаются карточки с текстом обвинения против Сократа из сочинения Платона «Апологии Сократа». Одни из них берут на себя роль обвинителей другие - защитников. Задание составить обвинительную или защитительную речь. Время на подготовку 7 минут.

Текст:

год 399 до н.э. Афины

Обвинение(исходило от поэта Мелета, кожевника Анита, оратора Лекона): «Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за это смерть” (Мелет)

Защитительную речь написал для Сократа Лиссий, но Сократ от нее отказался, его попытался защитить Платон, но судьи не стали слушать его из-за молодости (ему тогда было 28 лет).

Некоторым зрителям раздаются карточки, на которых написаны фрагменты речи Сократа, они выступают в суде от имени Сократа, дополняя по своему усмотрению полученные фразы.

1. “Мне-то ведь не будет вреда ни от Мелета, ни от Анита - да они и не могут мне повредить, потому что я не думаю, чтобы худшему было позволено повредить лучшему ....”

2. “...Правду им не очень-то хочется сказать, я думаю, потому, что тогда, обнаружилось бы, что они только прикидываются, будто что-то знают...”

3. «... В самом деле, если вы думаете, что умерщвляя людей, вы заставите их не порицать вас за то, что вы живете неправильно, то вы заблуждаетесь».

Все остальные - судьи. Им предлагается написать на листочке один вопрос - к защите, обвинению или Сократу. Мудрейшие отбирают лучшие вопросы, и они зачитываются на суде. Те, чьи вопросы вошли в сценарий - получают 1 флясик.

В конце судебного заседания, все его участники отвечают на вопросы, потом проходит голосование – виновен ли Сократ?

Аукциона идей нет.

Магазин

***

ИГРА «В поисках счастья»

Ведущий начинает первую беседу с вопросов:

· Счастье достижимо?

· Что значит быть счастливым?

· От чего зависит счастье?

· Можно быть несчастным и счастливым одновременно?

· Можно не знать своего счастья?

· Почему большинство сказок рассказывают о поисках счастья?

После того как большинство присутствующих включились в беседу, предлагается отборочный конкурс для желающих участвовать в первом туре.

Тур 1. «Индийские мудрецы»

Отборочный конкурс: назвать как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений и т.п. о счастье и несчастье.

4 пары участников занимают игровые места. Ведущий объясняет, что на протяжении всей игры будет создаваться новая сказка про “Синюю птицу”, по мотивам уже изветсной сказки Метерлинка, для этого на каждый тур будут выбираться сказочник и главные героев - мальчик Тиль-Тиль, и девочка Метиль. Эти три персонажа возьмут на себя труд рассказывать о ситуации, в которую они попали, перенесясь по мановению волшебной палочки в разные эпохи в поисках птицы счастья, задавать вопросы, встретившимся там мудрецам. Исполнители этих ролей меняются на каждом туре, выбираются по желанию из зала.

Всем игрокам раздаются карточки, на которых написаны цитаты из Дхамападды (священной книги буддистов). Задание: на основании полученной цитаты описать Тиль-Тилю и Метиль путь, по которому им надо отправиться в поисках птицы счастья.

Время на подготовку -5 минут, высший балл – 7 флясиков

Тексты:

1. “Тронутые счастьем или же горем, мудрецы не показывают ни того, ни другого. Ни ради самого себя, ни ради другого не возжелает он ни сына, ни богатства, ни царства.” (Дхамападда 4 в. до н.э.)

2. “ Одни возвращаются в материнское лоно, делающие зло попадают в преисподнюю, праведники на небо, лишенные желаний достигнут нирваны.” (Дхамападда)

3. “ Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста”. (Дхамападда)

4. “ Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем ненависть; нет несчастья большего, чем тело, нет счастья равного спокойствию”. (Дхамападда)

Во время подготовки ведущий играет с залом в игру - "Портрет счастья”. Всем присутствующим предлагается словами написать зрительный образ счастья, каждое последующее высказывание дополняет предыдущее, кто-то один изображает на бумаге каждый дальнейший ход описания.

Тур 2. Китайские мудрецы.

Отборочный конкурс: назвать антонимы к слову “счастье”.

4 пары участников занимают игровые места, выбираются новые “путешественники”.

Все участники получают карточки, на которых написано высказывание Лао-Цзы из книги Дао-дэ-цзин. Задание – изобразить на бумаге “Дерево счастья” и предложить “путешественникам” - один или несколько плодов его и объяснить, почему они именно эти «плоды» произрастают на дереве, исходя из мысли отрывка.

Текст:

“Несчастье - в нем заключено счастье. Счастье - в нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства”. (Лао-Цзы)

Время на подготовку - 5 минут, высший балл – 7 флясиков

Во время подготовки ведущий играет с залом в игру “наоборот”: он называет понятие, утверждая, что это явление - счастье, или несчастье, присутствующим необходимо опровергнуть его высказывание (например, любовь – это счастье, болезнь – это несчастье и т.п.).

Начинается выполнение задания с рассказа “путешественников” о том, как они сюда попали и что они здесь увидели, они продолжают рассказ, начатый путешественниками в первом туре.

Тур 3. Древняя Греция. Эпикур. 4-3 вв. до н.э.

Отборочный конкурс: вспомнить как можно больше песен о счастье.

4 пары победителей занимают места за игровым столом, выбираются новые путешественники. Все присутствующие “переносятся” в Древнюю Грецию, где встречаются лично с Эпикуром.

Все участники получают карточки, на которых написаны разные высказывания Эпикура. Задание - предложить “путешественникам” “Рецепт счастья”, используя мысль Эпикура, дополнив ее.

Время на подготовку - 5 минут, высший балл – 7 флясиков

Во время подготовки ведущий продолжает с залом игру “наоборот”.

Тексты:

1. “Кто говорит, что еще не наступило или прошло время заниматься философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени.” (Эпикур)

2. “... глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причинит страдание, когда придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалится, когда оно только ожидается... Таким образом, смерть не имеет ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют.” (Эпикур)

3. “ Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда мы обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность”. (Эпикур)

4. “Голос плоти - не голодать, не жаждать, не зябнуть. У кого есть это и кто надеется иметь это и в будущем, тот даже с Зевсом может поспорить о счастье”. (Эпикур)

Ведущий предлагает всему залу придумать конец новой сказки, лучшие «концовки» награждаются флясиками.

Аукцион идей, понятие для определения – «счастье».

Магазин

***

ИГРА «ЖЕЛАНИЕ»

Вводная беседа: Каким бывает желание? Кто нам подсказывает наши желания? Что лучше – иметь желания или не иметь их?

Отборочный конкурс: назвать как можно больше синонимов к слову «желание»

Прежде, чем начнется подготовка к конкурсу, ведущий рассказывает участникам легенду о возникновении буддизма, и его основные положения, поясняет, что такое реинкарнация.

Всем участникам раздаются карточки с отрывками из Дхаммападды (священной книги буддистов) и харарктеристика буддизма, данная Ф.Ницше. Задание – представить себе, что Будда воплотился в одного из героев новогодней сказки (любой), рассказать эту сказку по-новому, пояснить, как и почему изменился сюжет, отношения героев, конец и т.д. (при желании сказку можно разыграть, привлекая к своей постановке добровольцев из зала)

Тексты:

1. Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти. Там, где барахтаются глупцы у мудрого нет привязанности! Дхаммападда

Буддизм – не та религия, в которой чают совершенства; совершенство – это норма. Ф.Ницше

2. Дар дхаммы превосходит всякий дар; сладость дхаммы превосходит всякую сладость, радость дхаммы превосходит всякую радость; уничтожение желаний побеждает всякую печаль. Дхаммападда

P.S. Дхамма – вечная сущность (нирвана)

Буддизм – не та религия, в которой чают совершенства; совершенство – это норма. Ф.Ницше

3. Пока у мужчины не искоренено желание к женщинам - пусть даже самое малое – до тех пор его ум привязан подобно теленку, сосущему молоко матери. Дхаммападда

Буддизм – не та религия, в которой чают совершенства; совершенство – это норма. Ф.Ницше

3. Одни возвращаются в материнское лоно, другие попадают в преисподнюю, праведники – на небо, лишенные желаний - достигают нирваны. Дхаммападда

P.S. Нирвана – состояние высшего спокойствия.

Буддизм – не та религия, в которой чают совершенства; совершенство – это норма. Ф.Ницше

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки, ведущий играет со зрителями в игру “свяжи желание” – вызываются два художника, два консультанта которым предлагается нарисовать схему связей желаний, зал делится на две команды, каждая команда подсказывает своим игрокам, рассуждая на тему с чем связано желание и почему, например, с потребностью, любовью, удовольствием и т.п.

Тур 2. «Управлять желаниями»

Вводная беседа: желания управляют нами, или мы управляем желаниями? Что нужно, для того, чтобы «победить» желания?

Отборочный конкурс: Что может желание? Ответ на вопрос одним словом.

Участники получают карточки с цитатами из произведений философов. Задание - придумать и описать модель государства, в котором Желание либо правит, либо подчиняется, призывая в советники автора этих строк.

Тексты:

1. «Мыслить – значит испытывать желание создавать мир (или, что тоже самое, задавать границы собственному миру)». А. Камю

2. «Человек, руководствующийся только аффектами (желаниями) или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо своей воли делает то, чего совершенно не знает; второй следует только самому себе и делает только то, что признает главнейшим в жизни и чего вследствие этого он больше всего желает; поэтому первого я называю – рабом, а второго – свободным». Б.Спиноза

3. «Желание другого да будет моим желанием, ибо желание другого – это мое собственное желание на его месте…. Сущность человека выражает не положение «Я мыслю, следовательно, существую», а положение «Я хочу, следовательно, существую». Л.Фейербах

5. «... от юности своей придайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Как одеждою славы облечешься ею, и возложишь ее на себя как венец радости… если пожелаешь ее, то научишься, и если предашься ей душою твоею, то будешь ко всему способен». Библия. Сирах. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова.

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки ведущий просит всех прокомментировать мысль Спинозы и продолжить список его определений (через желания).

Желание есть самая сущность человека, поскольку она представляется к какому-либо действию каким-либо данным ее состоянием. Б.Спиноза.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Чревоугодие есть чрезмерное желание или любовь к пиршествам.

Пьянство есть неумеренное желание и любовь к вину.

Скупость есть неумеренное желание и любовь к богатствам.

Тур 3. «Вершина желания»

Всем желающим предлагается придумать и поставить балет на заданную тему. Время на подготовку – 3 минуты

Аукцион идей.

***

ИГРА «УДОВОЛЬСТВИЕ»

Первая беседа начинается с вопроса о тождестве или различии удовольствия и блага. Ведущий просит всех присутствующих представить себе и сравнить их по цвету, в качестве иллюстрации могут использоваться воздушные шары; вкусу, запаху, звучанию

Тур 1. “Удовольствие и благо”

Отборочный конкурс – назвать как можно больше синонимов к слову “удовольствие”.

Всем игрокам раздаются карточки с цитатами из “Письма к Минекею” Эпикура, на столе разложены разнообразные предметы (книга, ручка, муз, инструмент, часы, и т.д.) Задание – выбрав один или несколько предметов использовать их в качестве примеров для обоснования или опровержения прочитанной на карточке мысли.

Тесты:

1. “... всякое удовольствие по естественному родству с нами есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать”.

ЭПИКУР

2. “Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни”. ЭПИКУР

3. “Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении... но... свободу от телесных страданий и душевных невзгод”. ЭПИКУР

4. “... величайшее благо есть благоразумие. ... оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. ЭПИКУР

Время на подготовку – 5 минут, высший балл – 5 флясиков

Во время подготовки ведущий играет с присутствующими в игру “Найди удовольствие”, зачитываются цитаты из изречений Эпикура, надо объяснить связь этих мыслей с удовольствием, подтверждая примерами.

1. Никому не следует завидовать: хорошие люди не заслуживают зависти, а дурные, чем счастливее бывают, тем более вредят себе.

2. Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.

3. Величайший плод ограничения желаний – свобода.

Тур 2. “Источники удовольствие ”

Отборочный тур – назвать как можно больше антонимов к слову “удовольствие”.

Игрокам раздаются карточки, на которых написаны высказывания Томаса Мора и Августина Блаженного, описывающих, Утопию и Град Божий. Задание – придумать и нарисовать на бумаге, город (схему или рисунок), в котором живут в соответствии с принципом, изложенным в карточке и рассказать об этом городе.

Тексты:

1.“... как скоро ты станешь таким, что ничто земное не будет доставлять тебе решительно никакого удовольствия, ... в тот самый момент ты увидишь, что желаешь”. Августин Блаженный

2 “счастье, по их мнению,... заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и благородном. Утопийцы допускают различные виды удовольствия, признаваемые ими за истинные; именно одни относятся к духу, другие к телу. Духу приписывается понимание и наслаждение, возникающее от созерцания истины. Сюда же присоединяются приятное воспоминание о хорошо прожитой жизни... Телесное удовольствие: это у каждого его здоровье...” Томас Мор. (“Утопия”)

Время на подготовку 10 минут. Высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки ведущий играет со зрителями в скульптуры. Всем желающим предлагается выйти на середину и изобразить в скульптурной форме композицию “Удовольствие И...”, что будет вторым элементом скульптурной композиции – решают сами участники. Когда скульптуры готовы, ведущий расставляет их по залу и просит остальных прокомментировать скульптуры и отгадать, что есть второй элемент композиции.

Тур 3. “Из чего состоит удовольствие?”

Отборочный конкурс – назвать как можно больше стихов, песен, крылатых выражений об удовольствии.

Игроки получают карточки с цитатой из древнего буддийского теста "Дхаммапада”. Задание – используя полученную фразу, придумать и разыграть сценку-диалог, один из участников которого буддийский монах, а второй – литературный герой, по выбору игроков.

Текст: “Тот, следуя которому люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению низок и груб, он для обычных людей неблагороден, бесполезен, а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания также неблагороден, бесполезен... следует идти, избегая этих двух крайностей...”

Время на подготовку 5 минут.

Во время подготовки ведущий предлагает зрителям обосновать из чего состоит удовольствие. На плакате изображен круг с множеством секторов. Все предложения обсуждаются и те, которые были наиболее убедительны, заносятся на рисунок, по решению мудрейших. Каждый, чье определение, запечатлено на рисунке получает 1 флясик.

Аукцион идей, понятие для определения – «Удовольствие».

Магазин

***

ИГРА «ЛЮБОВЬ»

Вводная беседа: Кто верит в Любовь? Кто из вас любит? Кто из Вас любим? Любить и быть любимым это одно и то же? Какого цвета Любовь? Где живет Любовь? Как звали богиню любви в Древней Греции? Что вы о ней знаете? О чем ее просят? Что она может сделать?

Тур 1. « В храме Афродиты»

Отборочный конкурс – процитировать стихи со словом «любовь» и однокоренными словами

Всем участникам раздаются карточки с высказыванием великих древнегреческих философов о любви. Задание – используя предложенную мысль создать гимн Афродите и, представив себя жрецами этой богини, изобразить сценку вознесения ей гимнов и молитв в храме.

1. Тема: «Афродита дарящая жизнь»

«Нет никакого рожденья, к5ак нет и губительной смерти,

Есть лишь смешенье одно с размешением другого;

То Любовью влекомое сходится все воедино;

То ненавистным раздором гонится все друг от друга» Эмпидокл 5 в. до. н.э.

2. Тема: Афродита дарящая мудрость

«… мудрость – это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот – это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом». Платон 5-4 вв. до н.э.

3. Тема: Афродита дарящая благо

«Дух мой сомненьем объят: Любовь, из какого ты рода?

То ли назвать тебя богом, из тех, кто первыми в мире были…

Или Киприда тебя родила многоумная? Гея – земля? Ил и ветры?

Такое ты благо приносишь людям м зло, что видишься ты двуликой» Крантор. 5 в. до.н.э.

4. Тема: Афродита, дарящая красоту

«…многотруднейшая для смертного рода,

Краснейшая добыча жизни людской,

За девственную твою красоту

И умереть,

И труды принять мощные и неутомимые –

Завиднейший жребий в Элладе». Аристотель 4 в. до н.э.

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки ведущий обсуждает со зрителями цитату из Послания Апостла Павла к коринфянам, просит привести на каждое из его характеристик любви конкретные примеры:

«Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Библ. Коринф. Желательно, чтобы цитата был написана на плакате, и каждый имел возможность прочитать ее

Тур2. « В поисках любви»

Отборочный конкурс – вспомнить как можно больше отрывков из песен (оперных арий) со словом любовь или однокоренными словами

Все участники получают карточки с цитатами из произведений философов. Заданиепридумать легенду о любви, используя данные фразы:

1. «Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалаобразные части, поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» Платон.

«... благо, истина и красота суть различные образы или виды единства, под которыми для абсолютного является его содержание, или все, – или три различные стороны, с которых абсолютно-сущее сводит все к единству... всякое внутреннее единство... есть любовь» В.Соловьев

2. «Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалаобразные части, поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» Платон.

«Для Бога, например, необходимо любить всех и осуществлять в творении вечную идею блага. Бог не может враждовать, в Боге не может быть ненависти: любовь, разум свобода, для Бога необходимы». В.Соловьев

3. «Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалаобразные части, поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» Платон.

«Любовь – акт творческий, созидающий иную жизнь, побеждающий мир, преодолевающий род и природную необходимость» Н.Бердяев

4. «Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалаобразные части, поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» Платон.

«Любовь половая преодолевает греховное распадение мужского и женского в нездешнем соединении д

Наши рекомендации