ИГРА «В поисках справедливости»

Вводная беседа: Чем схожи и отличны понятия: Справедливость и равенство, справедливость и закон, справедливость и совесть, справедливость и мудрость и т.д.?

Тур 1. «В поход за справедливостью».

Отборочный конкурс: назвать как можно больше понятий, выраженных одним словом, отвечающих на вопрос: «Что может быть справедливым?»

Всем участникам раздаются карточки с высказыванием того или иного философа. Задание – придумать сказку о походе за справедливостью, которая начинается словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…» Обязательными участниками сказки должны быть: Иванушка – Дурачок, Фома Неверующий, Василиса Премудрая и тот философ, чье высказывание написано на карточке.

Тексты:

1. «Справедливость сама по себе есть ничто, но в отношениях между людьми всегда ОНА есть некоторый договор, чтобы некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда» (ЭПИКУР)

2. У БОГА ПРЕКАРСНО ВСЕ, И ХОРОШО И СПРАВЕЛИВО, ЛЮДИ ЖЕ СЧИТАЮТ ОДНО НЕСПРАВЕДЛИВЫМ, ДРУГОЕ – СПРАВДЕЛИВЫМ» (ДЕМОКРИТ)

3.«Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности « (АРИСТОТЕЛЬ)

4.«СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНЫ,…ДО ЗАКОНА НЕТ НЕСПРАВДЕЛИВОСТИ» (ГИЛЬВЕЦИЙ)

Время на подготовку 10 минут, высший балл –10 флясиков

Во время подготовки, игра со зрителями: игра в ассоциации, ведущий называет понятие и спрашивает, какой был бы этот предмет, если бы он был «справедливостью», например: «Какой была бы река, если бы справедливость была рекой?»

Тур 2. «Справедливый суд»

Отборочный конкурс: назвать рифмы к слову «справедливость», всем желающим предлагается записать рифмы, чтобы создать стихотворения о справедливости по принципу «буриме».

Все участникам предлагается карточка с цитатой из И. Канта.

Задание – составить либо обвинительную, либо защитительную речь в адрес любого из следующих исторических и литературных персонажей: князь Владимир – креститель Руси; Понтий Пилат; Иван Грозный, Адам и Ева, Прометей, Гамлет – принц Датский, Кот Матроскин, Карлсон, который живет на крыше, опираясь на идеи Канта.

Текст:

«Строжайшее право – это величайшая несправедливость… Но на пути права этому злу ничем нельзя помочь, … потому что справедливость относится только к суду совести» (Иммануил Кант).

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Во время выполнения задания весь зал превращается в зал заседаний суда ­– зрители – присяжные, мудрейшие – судьи, игроки ­– адвокаты и обвинители, соответственно, зрители открытым голосованием решают, виновен или нет представленный игроками персонаж.

Во время подготовки, беседа и игра со зрителями «Критерии справедливости»: Вопросы: Есть ли у справедливости границы? Существует ли высшая справедливость? Может ли быть один и тот же поступок справедливым и несправедливым одновременно?

Зал делится на две команды – одни приводят пример несправедливости, другие отыскивают в нем черты справедливости и наоборот.

Тур 3. «Торжество справедливости»

Всем желающим предлагается представить проект «площади Справедливости» в Москве ( в любом другом населенном пункте) с центральной скульптурой, обосновав место ее нахождения и архитектуру ( на словах).

Аукцион идей, понятие для определения – «справедливость».

Магазин

***

ИГРА «ОБЩЕСТВО»

Вводная беседа: Почему люди живут в обществе? Можно выжить в одиночку? Жить в обществе – это хорошо или плохо?

Тур 1. «Зачем нужно общество?»

Отборочный тур: стихи, песни, крылатые выражение, где говорилось бы о необходимости общества

Участники получают карточки с цитатами из произведений Вольтера. Перед началом тура ведущий рассказывает о Вольтере и его переписке с русской императрицей Екатериной Второй или просит сделать это кого-то из присутствующих. Задание: сочинить письмо Вольтера к императрице Екатерине Второй о роли общества, включив в него эту фразу.

Цитаты:

1. Все люди, которых до сих пор открыли в самых диких и ужасных странах, живут обществами, как бобры, муравьи, пчелы и многие другие виды животных. Вольтер

2. У каждого животного есть свой инстинкт. Инстинкт человека, укрепленный разумом, влечет его к обществу, так же как к еде и питью.

3. Потребность в обществе не только не развратила человека, но его портит, наоборот, его портит удаление от общества. Тот, кто жил бы совершенно один, вскоре потерял бы способность мыслить и изъясняться. Он стал бы в тягость самому себе. Он дошел бы до того, что превратился бы в животное. Вольтер

4. Некоторые дурные шутники злоупотребляли своим разумом до такой степени, что осмелились выдвинуть удивительный парадокс о том, что человек первоначально был создан для того, чтобы жить в одиночестве и что общество извратило природу. Вольтер

Для выполнения задания из числа зрителей выбирается кто-нибудь на роль императрицы, а кто-то – княгини Дашковой, которые должны обсудить полученное письмо и устно ответить на него, можно для «каждого Вольтера» выбирать свою «Екатерину», чтобы в игре приняло активное участие как можно больше присутствующих.

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки - игра со зрителями «На необитаемом острове»: Всем предлагается ситуация кораблекрушения, несколько человек остаются на необитаемом острове, кому- то удается найти какие-то предметы (их названия написаны на карточках: пистолет, шоколадка, топор и т.п., и вытаскиваются по жребию). Вопросы – Что бы Вы сделали с этим предметом? Что вы бы сделали остальные, узнав, что у вас это есть? Что бы сделал кто-то другой, найдя этот предмет?

Затем – обсуждение цитаты из Гоббса, о «тяготах» естественного состояния, с обязательной «привязкой» этой мысли к ситуации необитаемого острова. Цитата: «Там, где нет власти, способной держать всех в подчинении, люди не испытывают никакого удовольствия (а, напротив, значительную горечь) от жизни в обществе». Т. Гоббс

Тур 2. «Что нам грозит в обществе?»

Вопросы: угрожает ли общество свободе? Обсуждение фразы – «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?»

Отборочный тур - назвать как можно больше однокоренных слов к слову «общество».

Участники получают карточки с цитатами из произведений просветителей 18 века. Задание – сравнить и прокомментировать эти высказывания, придумать и разыграть ситуацию, подтверждающую или опровергающую верность этих идей.

Тексты:

«На нашей несчастной планете невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса: богатых, которые повелевают, и бедных, которые им служат». Вольтер

«Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать – «Это мое» – и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества». Руссо.

Высший балл – 10 флясиков, время на подготовку – 10 минут.

Во время подготовки - обсуждение темы – что общество нам дает, что отнимает? Игра в ассоциации.

Тур 3. «Человек общественный»

Всем желающим предлагается высказаться по теме является ли человек существом общественным, а затем представить «живую картину» на заданную тему.

Время на подготовку – 2 минуты.

Аукцион идей

Магазин

***

ИГРА «Судьбы власти»

Вводная беседа: Власть – это много или мало… Что больше, чем власть? Что значит иметь власть? Хорошо иметь власть? Кто хочет иметь власть? Какая бывает власть?

Наши рекомендации