Организация игрового пространства, реквизит

Игру лучше всего проводить не в традиционно обставленных классах и не в помещениях, разделенных на сцену и зал, а создать доверительную атмосферу общения уже самой обстановкой, в которой каждый мог бы видеть каждого. Для этого можно поставить полукругом стулья, оборудовать игровые места так, чтобы они располагались лицом к зрителям (в качестве игровых мест, как правило, используются стулья и журнальные столики). Здесь же в рамках общего полукруга следует поставить столик для Совета Мудрейших и для ведущего. Таким образом, пространство между зрителями и игроками будет играть роль сцены, в то же время, не будет препятствовать спокойной беседе – на равных, глаза в глаза, а не сверху вниз, как в случае со зрительным залом с обычной сценой. Ведь игра построена на общении, которое составляет стержень всего игрового процесса.

При наличии технических средств можно оборудовать каждое игровое место компьютером с магнитным экраном, использовать видео- и аудиоаппаратуру и многое другое, так игра будет выглядеть ярче и привлекательнее, однако, у меня никогда и нигде не было возможности использования чего-либо кроме бумаги, ручек, фломастеров, пары микрофонов и иногда магнитофона, элементов костюмов. Данная игра предполагает возможность привлечения новейших компьютерных и других современных технологий. Можно легко себе представить, как на огромном экране высвечиваются нужные нам тексты, как мелькают портреты писателей и философов, как созданные в процессе выполнения игровых заданий рисунки проецируются на тот же большой экран и т.п. Появись возможность применить все это, игра окажется не только интересной для ее участников, но и зрелищной, а прибавь костюмирование театральных конкурсов, красочные отличительные признаки команд (мы используем разноцветные бейсболки) – и готово теле-шоу. Однако смысл и значение игры останется прежним, она начинается для того, чтобы участники могли думать, высказывать без опаски свою точку зрения, проверять свои оценки, сверяя их с оценками других людей. Итак, это игра, где не должно быть зрителей, все – участники, участие может быть активным и пассивным, как правило, человек, впервые попадающий в клуб, не спешит высказаться, хотя дети, наоборот, очень часто, не понимая основных принципов нашего общения, спешат сказать хоть что-нибудь. Но это проходит со временем, если появилось желание вновь прийти, значит, человек принял для себя правила игры, и его первоначальное «молчание» и высказывания «не по делу» скоро превратятся в заинтересованное участие.

Мне кажется целесообразным заострить внимание на использовании микрофона, если есть такая возможность. Даже когда аудитория маленькая, и всем хорошо слышно, лучше говорить в микрофон - ведь, он, помимо всего прочего, акцентирует внимание на говорящем, усиливает значимость его слов чисто технически, что очень важно в играх, использующих слово в качестве основного инструмента. Любой преподаватель знает, как трудно говорить в аудитории, где стоит постоянный гул, от того, что кто-то обсуждает друг с другом пусть даже основную тему и т.п. Во время учебного занятия или конференции можно, не нарушая общей рабочей атмосферы, попросить внимательно слушать говорящего. В пределах игрового пространства, «призывать к порядку» таким образом нетактично, поэтому лучше сделать так, чтобы общий шумовой фон не мешал, а в подобного рода развлечениях он неизбежен.

Необходимы также знаки отличия для играющих. Мы используем шапочки разных цветов, как уже говорилось выше, что позволяет и зрителям, и Мудрейшим быстро ориентироваться и отличать игроков друг от друга, можно использовать также разноцветные эмблемы, знаки или какие-то другие формы, это зависит от Вашей фантазии и той реальности, в которой вы проводите свои игры. Можно предложить называть участников игры – круглыми, квадратными, треугольными и прямоугольными, придумав соответствующий материальный отличительный знак, шапочку, значок на груди, жилетку и т.п.; или липовыми, дубовыми, осиновыми, березовыми (допустим, если Вы работаете в рамках какой-либо экологической программы) и т.п.

Организация игрового пространства, реквизит - student2.ru

Таким образом, для проведения игры требуется весьма несложный и всем доступный инструментарий, повторю: помещение с расставленными полукругом стульями, двумя столами (один – для жюри, другой – для игроков); бумага, ручки, карандаши, фломастеры, стенд (или обычная классная доска), микрофон, песочные часы, карточки с заданием (написанные или напечатанные) и специальные «деньги», изготовленные, как правило, при помощи ксерокса.

Деньги»

 
  Организация игрового пространства, реквизит - student2.ru

Для того, чтобы избежать присуждения каких бы то ни было мест, вручения неравнозначных призов, что, как правило, болезненно воспринимается, особенно детьми, вызывая проявление нежелательных негативных эмоций (обиды, зависти), но в то же время сохранить соревновательность (которая, как известно, хорошо стимулирует творчество), мы ввели специальные «деньги» - ФЛЯСИКИ. Количество баллов, присужденных Мудрейшими тому или иному участнику, превращается в такое же количество флясиков. По окончании игры эти флясики реализуются в открываемом здесь же «магазине», где каждый покупает, что хочет, т.е. сам выбирает себе призы в соответствии с количеством заработанных «денег». Таким образом, во время игры на призах внимание не акцентируется и игра идет не ради призов, а ради самой игры, но сознание того, что будут еще и призы очень важно психологически для игроков, особенно, для детей. После игры открывается специальный «магазин», единственное место на Земле, где можно купить самые разные вещи за «флясики»: сладости, книги, игрушки, канцелярские принадлежности и др.

Магазин должен быть заранее подготовлен и желательно до окончания игры «скрыт» от ее участников. Важность этого завершающего аккорда, мы каждый раз понимает, когда наблюдаем, как дети срываются со своих мест и опрометью бросаются к роялю. У нас «торговая точка» называется «Магазин на рояле», потому, что рояль (настоящий Стэйн Вэй) – это единственное место в выставочном зале ЦДРИ, похожее на прилавок, да простят нас музыканты, для которых это, наверное, звучит кощунственно.

Работа с залом

 
  Организация игрового пространства, реквизит - student2.ru

Самая сложная задача организаторов игры, а главное ведущего, заключается в том, чтобы никому не было скучно. Поэтому помимо конкурсных заданий каждого тура специально продумываются беседы, мини-конкурсы и т.п., играемые с теми, кто не участвует непосредственно в конкурсе. Каждый в зале должен иметь возможность высказаться и заработать флясики, даже если он не попал в число игроков. Задача этих конкурсов – сохранить динамику и накал игры, непрекращающееся стремление каждого к выигрышу. А т.к. выигрыш зависит от удачной мысли, доказательства, любых видов творчества (очень хорошо всегда получается «буриме»), т.е. объективно каждый участник включается в общую атмосферу непрекращающегося поиска ответов на самые животрепещущие вопросы (о судьбе, жизни, счастье, любви, истине и т.д.), то, соответственно, каждый момент игры «работает» на общую цель.

Аукцион идей

 
  Организация игрового пространства, реквизит - student2.ru

Аукцион идей является неотъемлемой частью каждой игры, ее завершающим аккордом. В начале каждому предлагается написать собственное определение понятия, которое вынесено в название и является темой игры. Мудрейшие выбирают из всех ответов наиболее интересные (не более 3-4) и предлагают их для продажи. Ведущий обращается к авторам идей за их согласием на продажу. Само согласие обязательно, дабы, во-первых, не нарушать международную конвенцию об авторских правах, а, во- вторых, и это главное, чтобы обратить внимание на то, что идеи являются интеллектуальной собственностью, поэтому распоряжаться ими может только сам собственник, то есть автор. «Торги» ведутся по всем правилам аукциона, за реальные деньги (не флясики), все полученные средства за идею получает ее автор.

Разумеется во взрослой аудитории или в чисто детской, аукцион идей можно заменить «парадом» идей, который может быть сведен к прочтению перед всеми лучших идей и признанием их авторов победителями конкурса идей с вручением соответствующих, пусть символических, призов ( для студентов – это могут быть баллы рейтинга в вузах, работающих по рейтинговой системе). По мере накопления опыта, мы пришли к тому, что оптимальна синтетическая форма, т.е. часть идей участвуют в «параде», и не больше 3-х – в аукционе. Участники парада награждаются аплодисментами и признанием зрителей, а участники аукциона – продают свою идею за реальные деньги. Надо сказать, что высоко оцениваются, как правило, глубокие и оригинальные идеи. Давайте совершим небольшой экскурс в мир идей, прошедших конкурсный отбор в нашем клубе.

Одной из завершающих тем 71–го сезона в ЦДРИ, стала тема «свободы», о которой мы решили поговорить перед началом летних каникул. Как же современные дети понимают свободу?

Аполосова Анастасия (9лет). «Свобода – это когда человек может жить своей жизнью, выражать свои мысли». Что стоит за этим демократическим призывом? Врожденный страх перед тоталитаризмом, или просто авторитарный учитель, боязнь быть не как все среди сверстников – отсюда и «тоска» по «своей жизни»? Оставим эти вопросы открытыми.

Базовкина Анна (10 лет). «Свобода – это счастье или горе. Свобода – это, когда Бог воскресил тебя, и ты свободен от своих грехов». Откуда у юного создания, растущего отнюдь не в религиозной семье, такое глубокое переживание человеческой греховности, которое не одно столетие питает и вдохновляет богословский и религиозно-философский поиск?

Москвичева Ксения (11лет) «Свобода – это чувство абсолютной власти над собой». НЕ есть ли это учение Спинозы об аффектах?

Плетнева Александра (12 лет) «Свобода – это полет мыслей, ее можно найти везде: в душе, в мире». Трудно комментировать столь показательный, почти картезианский тезис.

Так получилось, что о свободе ярче и интереснее высказались девочки, это видно по составу авторов, а вот тема «Веры и Надежды» дала нам «мужское» видение феномена.

Балашов Павел (13 лет). «Вера и надежда – это семейное богатство, на которое можно рассчитывать». Надо заметить, что Павел выбрал себе роль молчаливого мыслителя в нашей игре, он редко высказывается вслух, не спешит участвовать в отборочных турах, которые предваряют каждый конкурс, но его идеи очень часто появляются в аукционе. Представленная здесь мысль, в которой соединены идея семьи с идеей веры и надежды, может быть интерпретирована и как конфуцианская сыновня почтительность, и как розановское «обожествление» семьи, но в любом случае, она есть акт философствования.

Даниил Вайгер (12 лет). «Надежда – это внутренний росток, а вера - это солнце, которое взращивает ее и питает. Вера дает человеку внутреннюю силу, а надежда – уважение и доверие к людям и жизни». Важно отметить, что мы приветствуем и поощряем метафорические высказывания, что хорошо усвоил мальчик, принимая участие в конкурсе идей. Оставим саму мысль без комментариев, она весьма объемна и хорошо представлена.

72-й сезон в ЦДРИ, а для школьников новый 2001/2002 учебный год мы решили начать с гносеологической тематики. Для первой встречи была выбрана тема «Знание», для второй – «Ум». И вот какие «откровения» нас ожидали.

В метафорической форме, на этот раз, высказывался уже упоминавшийся Павел Балашов, вот его определение знания: «Знание - это будущий путь по извилистой и ступенчатой дороге, которая не имеет конца, но имеет начало – рождение жизни на Земле», в этот раз от него не «отстала» и его мама – Балашова А.Г., которая предложила понимать знание как «мысли, чувства, открытия одного человека, подаренные другим людям».

И вот уже 15-летный Павел Балашов в нынешнем 73-м сезоне, придя на заседание клуба уже не с мамой, а с партнершей по бальным танцам, поведал миру, что «Искусство – это мир созданный человеком, причем этот мир может посетить каждый желающий».

По поводу искусства было немало интересных идей.Ксюша Куликова (15 лет), они начали посещать «Школу Сократа», когда ей было 11 лет, а младшей сестренке – Даше – 8, дала такое определение: «Искусство – это нечто всеобъемлющее, вечное, порой бессмертное. Оно вносит в нашу жизнь яркие цвета и определенное настроение, которое зависит и от самого творца, и от того, кто это искусство видит (слышит, чувствует) и воспринимает».

Этот (73-й) сезон у нас получился преимущественно культурологическим, потому что начался он с обсуждения темы «Культура», затем (по логике) – «Искусство», далее – «Традиция», конечно же, в День Святого Валентина – «Любовь», а на Восьмое Марта –«Женщина»,с подзаголовком – «Женское начало в культуре».

Как вы думаете, что такое Женщина?

По мнению 9-летней Маши Куракиной, это «КРАСА ЗЕМЛИ И ГОРДОСТЬ НЕБЕС!»;

А 11-летний Евгений Сухоруков полагает, что это «НЕЖНЫЙ, ТОНКО ЧУВСТВУЮЩИЙ ТЕБЯ ОРГАНИЗМ!»

В разговоре о культуре для подрастающего поколения оказалось нечуждым, так называемое расширительное определение культуры, хотя большинство идей, ограничивались перечислением элементов культуры, причем, как правило, они сводились к произведениям искусства плюс учреждениям культуры в бюрократическом понимании этого слова (театры, музеи и т.п.). Однако Фомичев Анатолий (13 лет), пришедший к нам со съемочной группой детской информационной программы «Ступеньки» (ТВЦ), как ее ведущий, и активно включившийся в жизнь клуба написал: «Культура – все, что сотворено человеком, все картины, здания … Без культуры жизнь потеряла бы радость».

Тема «Традиция» оказалась очень сложной для осмысления, но именно поэтому она дала огромное многообразие идей и мнений, самых неожиданных и не одно-порядковых. Ограничусь калейдоскопом идей без пространных комментариев.

Итак, Традиция – это:

· – привычка, обычай народа, государства, семьи и т.д., которым принято следовать, чаще всего существующие довольно долгий период времени. Это и религиозные праздники, и юбилеи, и семейные традиции (дни рождения и т.д.) РАЙГОРОДСКАЯ МАША 12 лет.

· – соблюдение какого-нибудь дела, праздника, суеверия, которое обычно приносит радость БРИТ СЕМЁН 12 лет

· – религиозная привычка МАША БРИТ 9 лет

· – обычай или правила, но не закон! МИША ЗУБОК 11 лет

· –ОБРАЗ ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА НИКИТА АХМЕТШИН 8 ЛЕТ.

· – уже устоявшиеся обычаи, переходящие из поколения в поколение. Традиции не принято нарушать, это считается пренебрежением к предкам. АЛЯБОВА АЛИНА 12 лет

· – некий устой, который люди стараются сохранять и соблюдать, так как он отвечает их верованиям и мировоззрениям. К сожалению, традиция может быть причиной разрыва между людьми. КОТОВ СЕРГЕЙ 15 лет.

· – Традицыя – 1 Сентября. Идти в школу. Брать цветы. БЛУДОВ ДАНИИЛ 8 лет. Цитата приведена с сохранением орфографии автора.

· – предопределённый порядок проведения быта. В какой-то степени традиции сажают человека в своеобразную клетку, из которой человек может выбраться, лишь не соблюдая их. Но клетка эта настолько комфортна, что для человека выглядит уютным домом. КИРИЛЛ ПОПОЛОВ 15 лет. Это высказывание стало признанным лидером конкурса.

Итак, аукцион завершает игру, общая продолжительность которой не должна превышать 1,5-2-х часов.

Таким образом, Вы познакомились с наиболее общими элементами методики, которые каждый раз наполняются новым содержанием, «оживают» и приобретают смысл в зависимости от темы, выбранной логики игры, привлекаемых первоисточников.

Все дальнейшее описание методики будет дано как краткое представление сценарно-методических разработок тематических игр, которыми Вы можете воспользоваться организуя игры у себя в школе, клубе, лагере, на семейном вечере и т.п.

Наши рекомендации