Анализ результатов исследования.
Так, стабильный рост психической активации характерен для всех возрастных групп: средние показатели до начала игры и высокие непосредственно по её завершению, причём дети существенно опережают родителей. Налицо связь психической активации с сохранением уровня напряжения, поскольку включение в игру требует определённых умственных усилий, активизации творческого мышления, внимания и памяти. Умеренные показатели напряжения соответствуют атмосфере «мозгового штурма» и здоровой конкуренции команд в конкурсах. Низких показателей, свидетельствующих о пассивности, нет даже у более уравновешенного старшего поколения. Изначально довольно высок эмоциональный тонус, а в процессе игры очевидна тенденция к его дальнейшему росту: общение и совместная деятельность участников улучшает настроение и даже самочувствие. Интерес к игре отличается стабильностью на всём её протяжении. Данные показатели определяются степенью увлечённости и внимания игроков, более высокой у детей. В сравнении результатов новичков и опытных игроков –«ветеранов» клуба последних отличает большая ровность показателей: им знакомы общие правила и сама ситуация философской игры, потому и уровень комфортности – выше среднего. Отрадно, что и новички, осваивающие этот непростой и незнакомый пока им процесс в реальном времени, ощущают себя вполне комфортно – по окончании игры у них высокие показатели данного психического состояния.
Таким образом, наблюдается стабильно-положительная динамика рассмотренных психических состояний при достаточно высокой их выраженности у игроков.
Результаты включённого наблюдения позволяют отметить, что самыми активными участниками философских игр являются младшие подростки (9-13 лет). Кроме того факта, что они представляют собой основную возрастную группу, их игровая деятельность отличается смелостью, открытостью и импровизационностью. В ходе эксперимента мы увидели, как изменяется отношение к игре «новичков», которые от внешних рамок игры, от формального высказывания как участия, постепенно переходят к выражению собственных мыслей, учатся доносить смысл в грамотно выстроенной речи, в рисунке или пластике творческих заданий. В разнообразных конкурсных заданиях актуализируется умение мобилизовать свою память, ассоциативное и логическое мышление – от этого зависит успешность игровой деятельности.
Суммировав данные опросов, мы получили следующую картину.
Показатели психических состояний «новичков» философских игр отличаются стабильностью и положительной динамикой. Так, эмоциональный тонус до начала игры находится на умеренно высоком уровне, что связано с лёгким волнением в незнакомой ситуации, но по окончанию игры наблюдается его абсолютный рост. Средний уровень психической активации до игры и высокий после также свидетельствует о позитивных процессах, о «пробуждении» интеллектуальной активности игрока. Напряжение сохраняет постоянный средний уровень на протяжении игры, так как «новичкам» необходимо прилагать усилия для понимания сути происходящего и оценивать собственные возможности полноценного и активного участия в игре. Показателен неизменно высокий уровень интереса, причём не праздного, как ко всему новому, а активного, познающего. Доказательством этого является тенденция к росту интереса, очевидная при сравнении начальных данных с показателями по окончанию игры. Сохранение высокого уровня комфортности характеризует хорошее самочувствие «новичков» на игре. Приведённые данные свидетельствуют о том, что впервые попавшие на философскую игру подростки адаптируются к её условиям вполне успешно и принимают в ней самое активное участие, сохраняя заинтересованность и азарт на протяжении всей игры. Рост психической активации до высокого уровня показывает, что
Показатели «ветеранов» в сравнении с данными «новичков» отличаются большей стабильностью, так как сама ситуация игры им знакома. Эмоциональный тонус опытных игроков находится на изначально высоком уровне, но продолжает расти с течением игры. Психическая активация, до начала игры средняя, повышается до умеренно высокой. Уровень напряжения средний и имеет незначительную динамику к снижению. В отличие от напряжения-адаптации «новичков», напряжение постоянных участников обусловлено сосредоточенностью на самом процессе интеллектуальной игры, интерес к которой не утрачивает высоких позиций. Значит, для «ветеранов» существуют значимые мотивации для участия в философских играх. Комфортность в игре стабильно высокая.
Обобщая данные «ветеранов» и «новичков», необходимо отметить следующее:
1) эмоциональный тонус имеет изначально высокие показатели с положительной динамикой;
2) психическая активация находится на среднем уровне до начала игры, а в процессе вырастает до умеренно высокой;
3) уровень напряжения стабильно средний, связан с уровнем психической активации, поскольку участие в игре требует сосредоточенности, мобилизации творческого мышления, внимания и памяти. Умеренные показатели напряжения у всех участников свидетельствуют об активной позиции игроков;
4) интерес к игре сохраняется на всём её протяжении и даже имеет слабо положительную динамику;
5) комфортность игроков стабильно высокая, растущая в процессе игры.
В целом – умеренно высокие показатели психических состояний с положительной динамикой свидетельствуют о том, что процесс философствования способствует активизации психических состояний младших подростков. Суммируя данные опроса с результатами включённого наблюдения, можно отметить позитивное влияние философских игр на развитие активной позиции игроков.