Политический идеал Платона в диалоге «Государство»

Платон(427—347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.

Первый проект идеального государствакак воплощение вечных идейправды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство».

Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.

В идеальном государстве:

—>разумному началу соответствует совещательное;

—>яростному — защитное;

—>вожделеющему — деловое.

Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сословиях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и

земледельцах).

Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сословий занималось своим делом:

—> править должны философы, которые будут обязаны

принимать участие в управлении государством и будут использованы для укрепления государства;

—> защищать полис должны воины, которые подчиняются философам;

—> философы и воины вместе управляют производителями.

Платон выступает сторонником жесткой иерархии, замкнутости и наследственности сословий. Он допускает проникновение из второго сословия в первое, но против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, поскольку считает, что это приведет к гибели государства.

Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основного тезиса о том, что править должны философы:

• Править должны те, кто не стремится к занятию государственных должностей. Для Платона это истинные философы, которые традиционно далеки от политики.

•Согласно мифу боги подмешали в души людей при их рождении разные металлы: в души философов вложено золото, в души воинов — серебро, в души ремесленников и земледельцев — медь и железо. И Платон делает вывод, что, имея в душе божественное золото, философы не нуждаются в золоте человеческом, т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.

•Только философы способны постигать истинное добро и справедливость. Поэтому в идеальном государстве законов не требуется: «Таким, записанным на бумаге законам, не будут ни подчиняться, ни охранять их».

Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Философы и воины должны посвятить свою жизнь исключительно служению общему благу государства-полиса.

Поэтому для этих двух сословий необходимо упразднить институты частной собственности и индивидуальной семьи. «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий». Средства для существования философов и воинов поставляет третье сословие. Жены и дети у философов и воинов общие: «...Пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец». Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей должно государство.

Итак, в институтах семьи и частной собственности Платон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу.

Форма правления государства, необходимая для перехода к идеальному государству. Платон считал тираниюединственно возможной формой правления для перехода кидеальному государству: «Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будет молод, памятлив, способен к учению, мужествен и от природы великодушен...».

Классификация форм государства. Платон различает испорченные государства по степени их удаленности от идеального:

1) тимократия —правление военных, бесконечные войны;

2) олигархия —правление немногих богатых, вражда богачей и бедняков;

3) демократия —правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жребию;

4) тирания —власть одного, худшего, окруженного толпой негодяев.

Источник смены форм государства Платон видел в порче человеческих нравов.

Политическое учение Аристотеля в трактате «Политика»

Аристотель(384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, основатель античной политической науки. В 336 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу. С именем Аристотеля связывают начало формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.

Наши рекомендации