Политический идеал Платона в диалоге «Государство»
Платон(427—347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.
Первый проект идеального государствакак воплощение вечных идейправды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство».
Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
В идеальном государстве:
—>разумному началу соответствует совещательное;
—>яростному — защитное;
—>вожделеющему — деловое.
Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сословиях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и
земледельцах).
Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сословий занималось своим делом:
—> править должны философы, которые будут обязаны
принимать участие в управлении государством и будут использованы для укрепления государства;
—> защищать полис должны воины, которые подчиняются философам;
—> философы и воины вместе управляют производителями.
Платон выступает сторонником жесткой иерархии, замкнутости и наследственности сословий. Он допускает проникновение из второго сословия в первое, но против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, поскольку считает, что это приведет к гибели государства.
Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основного тезиса о том, что править должны философы:
• Править должны те, кто не стремится к занятию государственных должностей. Для Платона это истинные философы, которые традиционно далеки от политики.
•Согласно мифу боги подмешали в души людей при их рождении разные металлы: в души философов вложено золото, в души воинов — серебро, в души ремесленников и земледельцев — медь и железо. И Платон делает вывод, что, имея в душе божественное золото, философы не нуждаются в золоте человеческом, т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.
•Только философы способны постигать истинное добро и справедливость. Поэтому в идеальном государстве законов не требуется: «Таким, записанным на бумаге законам, не будут ни подчиняться, ни охранять их».
Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Философы и воины должны посвятить свою жизнь исключительно служению общему благу государства-полиса.
Поэтому для этих двух сословий необходимо упразднить институты частной собственности и индивидуальной семьи. «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий». Средства для существования философов и воинов поставляет третье сословие. Жены и дети у философов и воинов общие: «...Пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец». Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей должно государство.
Итак, в институтах семьи и частной собственности Платон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу.
Форма правления государства, необходимая для перехода к идеальному государству. Платон считал тираниюединственно возможной формой правления для перехода кидеальному государству: «Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будет молод, памятлив, способен к учению, мужествен и от природы великодушен...».
Классификация форм государства. Платон различает испорченные государства по степени их удаленности от идеального:
1) тимократия —правление военных, бесконечные войны;
2) олигархия —правление немногих богатых, вражда богачей и бедняков;
3) демократия —правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жребию;
4) тирания —власть одного, худшего, окруженного толпой негодяев.
Источник смены форм государства Платон видел в порче человеческих нравов.
Политическое учение Аристотеля в трактате «Политика»
Аристотель(384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, основатель античной политической науки. В 336 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу. С именем Аристотеля связывают начало формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.