ДЕ: Эпохи в истории и в философском мировоззрении
Ренессанс – эпоха Возрождения (XV – XVI в.в.), характерной особенностью которой было стремление ряда мыслителей и гуманистов возродить идеалы и достижения античности. К наиболее заметным идейным течениям Р. относятся гуманизм (Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др.), неоплатонизм (Н. Кузанский), аристотелизм (П. Помпонацци), натурфилософия (Л. да Винчи, Телезио, Н. Коперник), социальный утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и др.
Реформация – религиозное движение в Европе XVI – XVII в.в., направленное против духовного вырождения католической церкви, искажения ею христианского вероучения. В ходе Р. возникло новое направление христианства – протестантизм,обеспечившее духовно – этические условия развития капитализма. Идейными вождями Р. были М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер и др.
Просвещение– течение, охватывающее ряд европейских стран в 17-18 в.в, ставящее целью изменить мировоззрение, основывающееся на религиозном и политическом авторитете на воззрения, которые базируются на разуме. В философии выступало против метофизики, содействовало развитию национализма, в науке – развитию естествознания. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало гуманизм, освобождение человека от несправедливости, равенство всех перед законом. Представители Просвещения: Ф.Бэкон, Гоббс, Локк, Юм (в Англии), Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтеснье (Франция); Лессинг, Кант, Гердер (Германия) и т.д. Просветители верили в могущество человеческого разума, его способность справиться со всеми проблемами. Считали, что существует исторический прогресс, т.е. история человечества является развитием в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию.
«Осевое время»- период VIII-II в.в. до н.э, время возникновения ценностей современной цивилизации, эпоха зарождения греческой философии и философско – религиозных систем Азии. В этот промежуток времени в различных регионах возникают мощные духовные движения , связанные в Китае с деятельностью Конфуция и Лао – цзы, в Индии с идеями Будды, в Иране – Заратустры, в Палестине – пророков, в Греции – философов (начиная с элейцев и милетцев, заканчивая Сократом, Платоном, Аристотелем) и трагиков (Эсхил…). Этап на котором возникает современный нам человек со всеми представлениями о своих возможностях и возложенной на него ответственности. В это время происходит становление мировой истории человечества, тогда как до этого существовали лишь локальные истории, т.е идет процесс объединения людей.
Неолитическая революция (неолит – новый каменный век) – исторический период (около 8го – 3го тысячелетия до н.э) – время перехода от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей (земледелие, скотоводство). В это время человек научился использовать огонь, изобрел колесо, возникло прядение, ткачество, появилась глиняная посуда; орудия из камня шлифовались, сверлились. Переход к оседлому образу жизни ( у земледельцев) способствовал развитию строительной техники, архитектуры. Родовые общины сменились соседскими, потребовалось средство обеспечения порядка (государство и система законов). Появились зачатки письменности. К обыденному сознанию прибавилось мифологическое и мистико–религиозное.
Тема 1: «Философия как ядро духовной культуры общества»
Какие из нижепреведенных высказываний верно характеризуют идеализм?
а) идеализм – это признание значимости научных идеализаций в познании;
б) идеализм – это стремление к высоким идеалам;
* в) идеализм – это признание того, что духовное начало (идеи, сознание, Бог) является первичным началом в мире, определяющим материю;
г) идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, стремление отвлечься от «прозы жизни».
Какой из этапов в духовной эволюции человечества был назван немецким философом К. Ясперсом «осевым временем»?
а) эпоха возникновения языческих религий древности;
* б) эпоха становления античной философии и философско-религиозных учений Востока (даосизм, конфуцианство, буддизм и др.);
в) эпоха Нового времени;
г) современная эпоха.
3. Выделите признаки, обязательные для философского знания:
а) наглядность;
* б) рефлексивность;
в) экспериментальная обоснованность;
* г) базирование на рациональных понятиях.