ДЕ: Религии и религиозная картина мира
Религия – миропонимание, основанное на вере в существование сверхъестественного, священного Абсолюта (Бога), который признается верховным началом мира, жизни и нравственности. Основными атрибутами развитых религий являютсявероучение(религиозная доктрина о Боге, мире и человеке),церковь (религиозная организация священнослужителей и верующих) икульт (религиозные ритуалы, обряды, таинства). К основным мировым религиям относятся христианство, ислам, буддизм, к национальным – индуизм, синтоизм, иудаизм и др.
Эсхатология – религиозное учение о конце света, о конечных судьбах человека и мира, Страшном суде и загробном воздаянии за дела людей.
Теизм – представление, согласно которому Бог является единым творцом и управителем мира.
Теоцентризм – религиозно-философское представление, согласно которому главным предметом познания должен быть Бог, как центральное звено мироздания, причина и цель всего существующего. Т. характерен для средневековой философии.
Теология – систематизированное вероучение определенной религии о Боге.
Патристика – направление средневековой философии, разрабатывавшиеся «святыми отцами» церкви и заключавшееся в обосновании средствами философии догматов христианского вероучения (учения о троичности Бога, т.е. его единстве в трех лицах: Бога – отца, Бога – сына и Бога – святого духа, учения о сочетании в Христе двух природ: божественной и человеческой, учения о путях познания Бога и др.). К наиболее известным представителям П. относятся Аврелий Августин (Блаженный), Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и др.
Политеизм и монотеизм – понятия, означающие многобожие, характерное для языческих религий, и единобожие, характерное для мировых религий.
Пантеизм –мировоззренческая позиция, согласно которой Бог тождествен миру, природе, а не является некой вне мира существующей личностью. Пантеистический характер присущ учениям Дж. Бруно, Б. Спинозы и др.
Даосизм –философское учение, основанное в VI в. до н.э. в древнем Китае знаменитым мудрецом Лао-Цзы (трактат «Дао-дэ-цзин»). Исходной идеей даосизма является учение о Дао, которое понимается как первооснова мира, его всеобщий закон, источник и путь развития. Главным принципом Д. является следование Дао, которое определяет естественную природу вещей, регулирует мировые процессы, указывает их направление. Следование Дао позволяет достичь Мудрости, Истины, Благодати. Идея следования Дао дополняется в Д. идеей «недеяния» («у-вэй»), требующей ненарушения естественной природы вещей.
Конфуцианство –этико-политическое учение, основанное мыслителем древнего Китая Конфуцием (551-479 г.г. до н.э.). Основу К. составляют проблемы достижения гармоничных отношений человека и общества. К основным категориям К. относятся «жэнь» (человеколюбие, гуманность), «ли» (ритуал, традиции), «цзюнь-цзы» (благородный муж), «сяо жэнь» (мелкий человек) и др.
Индуизм – одна из крупных современных религий, вобравшая в себя многообразные религиозно-философские идеи древней Индии. Сформировался в первом тысячелетии н.э., соединив в себе идеи брахманизма, буддизма, джайнизма и других религиозно-философ-ских учений с социально-этическими ценностями индийского образа жизни. Ряд философских представлений и мифов индуизма содержатся в эпических сказаниях «Рамаяна», «Махабхарата» и др.
Ислам –одна из основных мировых религий, возникшая в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове. Основатель И. – пророк Мухаммед, которому Бог, согласно исламскому вероучению, сообщил священный текст Корана. Мусульмане –приверженцы вероучения ислама. К основным требованиям ислама к мусульманину относятся: вера в единого Бога («Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его»); обязательная молитва (намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время; пост (ураза) раз в году в месяц рамадан; налог в пользу бедных и неимущих (закят); паломничество хотя бы раз в жизни в Мекку (хадж).
Христианство –мировая религия наряду с буддизмом и исламом. Существуют три основные направления Х.: православие, католицизм, протестантизм. Основу Х. составляет вера в Иисуса Христа, который рассматривается как Богочеловек, сочетающий в себе божественную и человеческую природу. Христос рассматривается как спаситель, посланный Богом – отцом на Землю, чтобы своими страданиями искупить грехи людей. Основу вероучения Х. составляет Библия («священное писание»), включающая Ветхий Завет и Новый завет. Христианство возникло в I веке н.э. среди части еврейского населения Палестины; в IV веке стало государственной религией Римской империи. 988 г. принято считать годом принятия Х. на Руси. Для Х. характерна триада духовных ценностей «любовь, вера, надежда».
Карма –закон воздаяния, предопределяющий жизнь человека и его судьбу. Согласно представлениям древних и современных индийских религиозно-философских систем карма человека определяется суммой добрых и злых деяний, совершенных им в его прошлых воплощениях и настоящей жизни. К. предопределяет судьбу дальнейших воплощений души.
Теодицея – богословское учение, стремящееся оправдать Бога, несмотря на существующее в мире зло.