Словарь основных понятий и тесты
Словарь основных понятий и тесты
для студентов всех специальностей всех форм обучения
Арзамас 2011
УДК 113/119(075)
ББК 87я7
М42
Печатается по решению кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Арзамасского политехнического института (филиала) НГТУ им. Р.Е.Алексеева по заказу Центра образовательных услуг и технологий Арзамасского политехнического института (филиал НГТУ им. Р.Е.Алексеева).
Научный редактор: профессор М.Ф. Балакин, зав. кафедрой «Экономика и управление в машиностроении» Арзамасского политехнического института (филиал НГТУ им. Р.Е.Алексеева).
Методическое пособие по дисциплине «Философия». Словарь основных понятий и тесты / АПИ НГТУ; Сост.: М.В. Егошина, Арзамас, 2011. – 112 с.
Работа включает в себя словарь персоналий, словарь терминов и тесты по философии. Пособие помогает студентам ознакомиться с учебным материалом, получить представление об основных школах и течениях философии, о наиболее видных философах. Тесты, данные в конце пособия, дают возможность студентам проверить свои знания самостоятельно.
Данное пособие предназначено для подготовки к зачету, экзамену (тестированию) по курсу «Философия».
Предназначено для студентов всех специальностей всех форм обучения.
Компьютерный набор и верстка Егошиной М.В.
Подп. к печ. 11.11.11. Формат 60´84 1/16. Бумага газетная. Печать
офсетная. Печ. л. 9. Уч.-изд. л. 6,5. Тираж 100 экз. Заказ ___.
Участок офсетной печати:
607220, г. Арзамас Нижегородской области, ул. Севастопольская, 15.
Ó Егошина М.В.., 2011
Ó ОО «Ассоциация ученых» г. Арзамаса Нижегородской области, 2011
Ó Арзамасский политехнический институт (филиал) Нижегородского
государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, 2011
Оглавление
Введение 4
Словарь персоналий 5
Словарь терминов 25
Тесты по философии 57
Список литературы 105
Введение
Данное пособие предназначено для подготовки к зачету, экзамену (тестированию) по курсу «Философия». Оно включает в себя словарь персоналий, Словарь терминов и тесты по философии ( в т.ч и по истории философии). Структура пособия помогает студентам ознакомиться с учебным материалом, получить представление об основных школах и течениях философии, о наиболее видных философах. Тесты, данные в конце пособия, дают возможность студентам проверить свои знания самостоятельно и объективно оценить их уровень.
СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
Философия средних веков.
Периодизация средневековой философии: 1. – патристика (II-VIII в.в.)(восточная и западная); 2.- схоластика,подразделяемая на ранний (IX-ХII вв.) и поздний (XIII-ХIV вв.) периоды.
Апологетика (от греческого «апология» - «заступничество», «оправдание») - течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения в период борьбы с язычеством(I-Vв.в.). Наиболее выдающиеся представители Иустин (Юстин), Татиан, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген. Теология(от греч. theos - Бог и logos - учение) - богословие, учение о Боге.
Ориген(185-254) - представлял греческую апологетику. В трактате «О Началах»утверждал, что Бог - это действующее провидение, Христос - не избавитель, а образец; Святой Дух является своеобразным посредником между Христом и миром, человечеством, осуществляющим новое превращение Святого Духа в Бога. Был сторонником неизбежности полного спасения всех душ и духов, включая дъявола и, соответственно временности адских мук. Эта идея впоследствии была осуждена церковью.
Тертуллиан(160-220) - представлял латинскую апологетику. Его труды «Апологетика», «О душе», «О плоти Христа», «Против Маркиона».Он сделал многое для подготовки идеи триединства Бога, первым заговорил о различии римской и греческой христианской церкви. Считал, что язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразумны: «Верую, потому что нелепо».
Патристика(от лат. Раtег-отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в.в., которых принято называть «святыми отцами (и учителями) церкви». В русской традиции термину «патристика» соответствует термин «святоотеческая литература». К числу наиболее известных авторов патристики относятся Ориген, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Низианзин (Богослов), Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Аврелий Августин (Блаженный).Основными темами патристики явились: тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах - Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; христологическая тема, т.е. учение о сочетании в Христе двух природ - божественной и человеческой; тема соборности (кафоличности); тема богопознания, т.е. учения о путях познания Бога; обобщение практики духовной жизни монахов и христианских подвижников.
Аврелий Августин (Блаженный)(354-430) - представитель латинской (западной) патристики, епископ Гиппонийский. В поисках истины обращается к трактатам Цицерона, манихейцев, неоплатоников. Главные работы «Исповедь»,в которой подверг критике свои ранние языческие взгляды, «О Троице»,где систематизированы его теологические воззрения, «О граде Божием»,в котором содержатся историко-философские взгляды. Он считал, что «К изучению наук ведет нас двоякий путь - авторитет и разум..».
Боэций(480-524), его называют «последний римлянин», автор произведения «Утешение философией»,написанного в тюрьме в ожидании казни. Несмотря
на свои христианские убеждения он был предан античной философии. Создал классификацию 7 свободных искусств, которые он разделил на 2 раздела. Первый раздел - грамматика, риторика, диалектика («Трехпутье»); второй раздел - арифметика, геометрия, астрономия, музыка («Четырехпутье»). Появившиеся в XII в. университеты обязательно наряду с теологией включали их в образовательную программу.
Схоластика( IX-XIVв.в. от лат. Schole - ученая беседа, школа) - средневековая латинская теологическая философия, разрабатывающаяся и преподававшаяся в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем в университетах Западной Европы. Как правило философы-схоласты были докторами теологии. Идейные истоки схоластики восходят к неоплатонизму и патристике. Период формирования западной схоластики связан прежде всего с деятельностью Эриугены(810-877), который с помощью философии обосновал христианскую религию, что в дальнейшем стало характерной чертой схоластики.
Ансельм Кентерберийский(1033-1109), глава английской католической церкви. Основные теологические произведения «Почему Бог вочеловечился?», «Монолог», «Прибавление к рассуждениям».Его называли в Англии «вторым Августином»,он оказал огромное влияние на своих современников, сказав, что стремится размышлять не для того, чтобы помочь своей вере, а верит для того, чтобы понимать.
Петр (Пьер) Абеляр(1079-1142). Трагическая история его любви описана в книге «История моих бедствий».Его философские труды: «Диалектика», «Схоластическая теология», «Да и Нет», «Этика или познай самого себя», «Апология или символ веры».Он полагал, что любой человек находится на пути к Богу как высшему благу, природа человека должна рассматриваться в моральном аспекте. Был осужден на Саннском соборе (1140), приговорен к вечному молчанию, а его трактаты были сожжены.
Фома Аквинский(1225-1274) принадлежал к знатному роду, но вступил в орден доминиканцев. В своих двух фундаментальных трудах «Сумма теологии» и «Сумма философии»пытался систематизировать современные ему воззрения на все стороны человеческого бытия и духа. Выдвинул пять доказательств бытия Бога. Для Фомы было сверхзадачей сблизить теологию и философию. Практический разум, ведая этическими проблемами, на опыте распознает добро и зло. Все, что соответствует разуму - добро, что противоречит ему - зло. Фома Аквинский полагал, что религия обретает свои истины в разуме. Также он утверждал: общие понятия существуют «до вещей» в божественном уме, «в самих вещах» как их сущность и «после вещей» как результат деятельности человеческого ума.
Роджер Бэкон(1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец. Современники называли его «удивительным доктором». Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Наиболее известное произведение «Большой труд».За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии».Сторонник отделения теологии от светских наук. Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Призывал ученых, перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от споров к опыту, от книг к природе.
Иоанн Дуне Скотт(1265-1308) - «тончайший доктор». Развивал концепцию «двойственной истины», считал, что теология должна распространяться прежде всего на мораль, т.е. она практична, а философия – теоретична, поэтому истины одной могут не совпадать с истинами другой.
Уильям Оккам(1300-1349) продолжает спор Аристотеля с теорией идей Платона. «Эйдосы» - это не что иное, как вещи, созданные Богом. Знаменитая «бритва Оккама»также проникнута аристотелевским духом: «То, что можно
объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего», «без необходимости не следует утверждать многое», «одна и та же истина не может быть получена в разных родах знаний». «БритваОккама» требовала удалять из науки понятия, не поддающиеся проверке в опыте.
Французские просветители.
ХVIII век вошел в историю как век Просвещения.Идея перестройки жизни на разумныхоснованиях, унаследованная от Локка и Лейбница, была подхвачена рядом мыслителей Англии, Германии, Франции и других европейских стран. Эта перестройка мыслилась как результат распространения положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей. Главную задачу просветители видели в критике христианства и борьбе с религиозными догмами.
Особенно ярко дух Просвещения проявил себя во Франции, где мыслители-просветители идеологически подготовили революцию 1789-1793 гг. В центре просветительской теории была теория естественного права и общественного договора, согласно которой каждый человек обладает «естественным», т.е. природным правом, правом на жизнь и на свое место в мире. Личный интерес должен быть подчинен общественному. Для идеологии просвещения была характерна вера в силу человеческого разума.
Монтескье Шарль-Луи(1689-1755) - французский философ-просветитель, писатель, историк, сотрудник «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро. Главное философское произведение «О духе законов».Философская концепция основана на принципах деизма и механического материализма, которые выводятся из самой природы вещей. (Деизм- направление считающее безличного Бога первопричиной мира, который развивается затем по своим собственным законам). Целью государственного правления является благо общества в целом, достичь его можно с помощью прогрессивных законов. Законы государства обязательны для всех граждан, законы религии - для верующих, если они не противоречат законам государства.
Вольтер Аруэ Француа Мари (1694-1778) – французский философ, просветитель, писатель. Вольтер - деист. Его Бог – великий инженер, cоздавший физический миропорядок и вечные заповеди. Сотворив мир, Бог «удалился» от дел, предоставив человека «свободной воле». Считал философию великим орудием разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Не отрицая религии как таковой, он требует религиозной свободы. Критикует католическую церковь, считая ее врагом прогресса.
Руссо Жан-Жак(1712-1778) - французский философ-просветитель, писатель, композитор, теоретик искусства. Активный сотрудник «Энциклопедии».Наиболее известные философские произведения: Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права»,автор педагогического трактата «Эмиль, или о воспитании»,романа «Юлия, или Нолвая Элоиза»,стихов, опер, романсов. Ответив отрицательно на конкурсный вопрос Дижонской академии: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», - получил премию и приобрел репутацию оригинального мыслителя. Его идеи стали основой революционной программы Робеспьера. Он призывал: «Назад кприроде!», т.к полагал ,что простые и честные нравы дикарей предпочтительнее культуры, ибо ее развитие сопровождается падением нравственности, заблуждениями, предрассудками.
Дидро Дени(1713-1748) - французский философ, просветитель, руководитель и главный редактор «Энциклопедии»,писатель. Почетный член Петербургской Академии наук и Академии художеств. По приглашению Екатерины II работал в Петербурге над проектами реформ. В начале философского пути был деистом, затем материалистом и атеистом. Считал материю единственной субстанцией, выводя все многообразие форм бытия из присущего ей движения.
Ламетри Жюльен Офре де(1709-1751) - французский философ-материалист, естествоиспытатель, врач. Умер во время испытания на себе нового метода лечения. Философия Ламетри - первое последовательное построение системы механического материализма. Его книги Трактат о душе», «Человек-машина»были публично сожжены.
Словарь терминов
ДЕ 1: Что есть философия?
Мировоззрение –система общих представлений о мире, месте человека в мире и его отношении к миру. М. может быть научным и ненаучным, например религиозным. Научное мировоззрение вырабатывается как философией, так и конкретными науками. Философское М. отличается предельной обобщенностью, всесторонностью, целостностью, обращенностью к человеку.
Натурфилософия –особый подход к истолкованию природы, основывающийся главным образом на методе философского умозрения. Для натурфилософских концепций характерно стремление к созданию всеобъемлющих картин мироздания, рассмотрение философии как «царицы наук», играющей главную роль в развитии теоретического знания, и уже упомянутая опора главным образом на умозрение в построении картины реальности. Натурфилософский характер присущ учениям Дж. Бруно, Парацельса, Шеллинга, Гегеля и др.
Вульгарный материализм –философское течение, сводящее духовные явления, мышление, сознание к чисто материальным, физиологическим, физическим и химическим процессам. Характерным для В.м. является тезис представителей этого течения второй половины XIX века Л. Бюхнера и Я. Молешотта о том, что «мозг выделяет сознание так же, как печень выделяет желчь». Тем самым В.м. отрицал специфику сознания и сводил его к материи. Разновидностью В.м. является вульгарный экономизм, согласно которому материальные, экономические отношения общества якобы непосредственно определяют его духовную жизнь, культуру, общественное сознание. В.э. искажал позицию классиков марксизма, в учении которых идеи определяющей роли материально-экономических отношений в обществе сочетались с признанием качественной специфики духовных явлений, их относительной автономности, самостоятельности.
Онтология –философское учение о бытии. О. изучает природу бытия, происхождение и сущность его основных сфер: природы, общества «второй природы», человека.
Гносеология(теория познания) – раздел философии, изучающий природу и закономерности научного познания, его формы и методы, критерии истины и т.п.
Праксиология – философское учение о человеческой деятельности, труде, практике, источниках и факторах их эффективности.
Аксиология –философское учение о ценностях человека и общества.
Антропология философская –философское учение о природе человека. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о человеке, его происхождении и развитии, человеческих качествах, познавательных, коммуникативных, деятельностных возможностях, особенностях человеческого образа жизни, места и роли человека в мире.
Эстетика – философская дисциплина, изучающая свойства и закономерности художественной деятельности. Упрощенно Э. можно определить как учение о прекрасном.
Этика – философская дисциплина о морали. Э. изучает нормы и правила морали, моральные отношения в обществе, нравственное сознание и нравственные ценности человека.
Логика –наука о формах мысли и их влиянии на процесс рассуждения. Главной задачей Л. является изучение форм мысли, обеспечивающих достижение истины в познании. Л., как наука, состоит из двух частей: общая (формальная) логика и диалектическая логика. Формальная логика изучает условия (требования), обеспечивающие истинность форм построения знания. Диалектическая логика изучает условия, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижения объективной истины.
Научная картина мира –совокупность философско-мировоззренческих представлений о характере и свойствах определенных сфер действительности (неживой природы, живой природы, общества и др.) или мира в целом. Н. к. м. обобщает множество теорий, относящихся к данным сферам, и является опосредствующим звеном между философией и конкретными науками. В ходе развития науки сформировались физическая, химическая, геологическая, биологическая и другие картины мира. Научная картина мира эволюционирует вместе с наукой. Так, например, в развитии физики последовательно сменяли друг друга механическая, электромагнитная и квантово – релятивистская картины мира.
ДЕ 2: История философии
ДЕ 3: Диалектика бытия
Бытие –реально существующая действительность. Философский смысл понятия Б. заключается в предельно широком охвате действительности, осмыслении ее разнообразия, первооснов, способов существования.
Свойство – характеристика объекта, проявляющаяся в его отношении к другим объектам.
Атрибут –существенное, необходимое, неотъемлемое свойство объекта. Противоположным А. является понятие акциденции, означающее несущественное, случайное, преходящее свойство объекта.
Взаимодействие –взаимное влияние и воздействие объектов друг на друга.
Биосфера –живая оболочка нашей планеты. Б. включает в себя все живые организмы (в том числе и человека), их сообщества (экосистемы, биоценозы, популяции) и среду обитания.
Витализм –учение о принципиальных отличиях живой природы от неживой. Следует различать материалистический и идеалистический В. Материалистический В. противостоит механицизму и физикализму, пытающимся свести жизненные процессы к законам механики и физики. Он настаивает на целесообразной функциональности, организмичности, «немашиноподобности» живых систем. Идеалистический витализм сводит сущность жизни к наличию в живых системах особых сверхъестественных «жизненных сил»: «жизненного порыва», «энтелехии» и т.п.
Субстанция – первооснова всего существующего, порождающая все многообразие вещей и явлений мира. Такой первоосновой Фалес считал воду, Гераклит – огонь, Пифагор – число, Анаксагор – гомеомерии, Демокрит – атомы, Гегель – абсолютную идею, а современная наука рассматривает в качестве С. всеобщее взаимодействие.
Генезис –понятие, характеризующее происхождение, возникновение и становление объекта. Генетический метод предполагает анализ исходного состояния и становления объекта в качестве основания для выведения из него последующих состояний. Г.м. сложился в науке на рубеже XVIII – XIX в.в.
Гармония –понятие, характеризующее соразмерность, пропорциональность, взаимодополняемость, взаимосодействие частей в целом.
Космология –наука, изучающая законы возникновения и развития Вселенной.
Всеединство –философский принцип, согласно которому гармоничное устройство мира основано на таком соединении его частей, когда их существование в едином целом достигается не за счет ущемления отдельных частей, а напротив – за счет полноты их самореализаций и проявлений. Понятие В. развивалось во многих философских учениях: в неоплатонизме у Плотина, в патристике (учениях христианских мыслителей, «святых отцов» церкви), в концепциях русской философии Вл. Соловьева, С. Булгакова, Л. Карсавина и др. В. Соловьев трактовал В. как единство истины, добра и красоты, как систему цельного знания о мире, достигаемого соединением эмпирического, рационального и мистического знания.
Атомизм –учение, согласно которому элементарной первоосновой всех вещей в мире являются атомы, т.е. мельчайшие неделимые частицы, из которых состоят все предметы. Идея А. и натурфилософские представления о природе атомов были впервые выдвинуты в древнегреческой философии Демокритом и Левкиппом, затем развивались Эпикуром и его школой. Впоследствии концепция А. приобрела естественнонаучное значение в химии, в физике и других науках. В настоящее время А. является одним из фундаментальных принципов естествознания.
ДЕ 4: Диалектика
Диалектика –учение о наиболее фундаментальных, коренных качествах бытия и обусловленных ими методах познания и деятельности. К основным
принципам Д. относятся: противоречивость бытия, познания, человеческой жизни; всеобщая связь явлений; развитие; системность. Д. противостоит метафизика,являющаяся ее антиподом, либо искажающая ее основные принципы.
Догматизм и релятивизм.Под Д. понимается некритический тип мышления, при котором выдвигаемые представления рассматривается как абсолютные, вечные истины, пригодные во все времена, во всех условиях и т.п. Характерными примерами Д. являются положения религиозных вероучений, которые преподносятся как вечные, священные истины, не подлежащие критическому обсуждению и требующие слепой, беспрекословной веры. Догматик –это человек, для которого характерно слепое доверие авторитетам, некритический подход к действительности, консерватизм и инертность ума. Релятивизм –противоположен догматизму. Если Д. абсолютизирует некритичность, неизменность, статичность подходов и представлений, то Р., наоборот преувеличивает относительность, недостоверность, зыбкость как бытия, так и познания. С точки зрения крайнего Р. действительность лишена какого-либо устойчивого субстанционального ядра, а наука являет собой совокупность заблуждений. Крайности Д. и Р. преодолеваются диалектикой, соединяющей в своих представлениях устойчивость и изменчивость явлений, абсолютность и относительность знания.
Синергетика –наука о природе самоорганизации и ее законах. С точки зрения С. спонтанные процессы самоорганизации наиболее вероятны в открытых, неравновесных, нелинейных системах большой сложности, получающих из среды энергию или вещество, богатое энергией.
Софистика – применение в спорах или доказательствах ложных доводов – софизмов, –замаскированных внешней формальной правильностью. К основным приемам С. относятся вырывание представлений об отдельных сторонах объекта из их связи с другими, подмена действительных связей вымышленными, передергивание фактов, искажение смысла понятий, подмена главного второстепенным и т.п.
Эклектика – способ мышления, состоящий в бессистемном рассмотрении объекта, представлении его как механической суммы сторон. С позиций Э. объект отображается беспорядочно, нецелостно, без единого основания, без учета различий между главным и второстепенным, что приводит к безрезультатности в теории и на практике.
Эвристика – методология поисковой, изобретательской деятельности человека в сложных, нестандартных ситуациях.
ДЕ 5: Философия сознания
Сознание – способность человека к идеальному, осмысленному отражению действительности. С. является социальным качеством человека, т.е. формируется только в обществе. К основным качествам С. относятся способность к мышлению, идеальность, идеаторность, рефлексивность, интенциональность,активность, материализация в языке и речи.
Самосознание –познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и действующего субъекта. Самоанализ, самооценка, самокритика, присущие мыслящему субъекту, характеризуются также понятиемрефлексия.
Рефлексия – самоанализ, самопознание, обращение сознания к собственным предпосылкам.
Бессознательное –совокупность глубинных пластов и процессов человеческой психики, несознаваемых человеком. Различают индивидуальное бессознательное, изучавшееся в теории психики З. Фрейда, и коллективное бессознательное, изучавшееся его учеником К.Г. Юнгом.
Вера –это жизненная позиция или установка сознания, выражающая убежденности человека в истинности или святости определенных представлений о мире. В. предполагает принятие таких представлений как самоочевидных, независимо от их обоснованности. Вера может быть не только религиозной, но и рациональной. Элементы рациональной веры всегда присутствуют в науке (доверие к тем или иным подходам, концепциям, аксиомам науки, личностям и т.п.). Религиозная вера основана на откровении, иррациональной убежденности в святости религиозного вероучения, на безусловном поклонении всему, что связано с Богом.
Дух и душа. Под духом в философии понимается идеальное объединяющее начало, придающее цельность, внутреннюю силу, творческие потенции душевному миру человека или какой-либо общности людей (например, «дух народа»). Согласно Н. Бердяеву дух есть Божественное начало в человеке, выражающееся в любви, справедливости, долге, свободе, творчестве. Душа –глубинный внутренний мир человека, связанный с его телом, одухотворяющий его телесные потенции. Согласно Платону Д. содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее – разумное начало, среднее – волевое и низшее, более всего приверженное телу – вожделеющее.
Архетипы –древние бессознательные психические образы, отражающие коллективный опыт человеческого рода. Согласно К.Г. Юнгу, предложившему данное понятие для объяснения бессознательной сферы человеческой психики, А. являют собой архаичные типы понимания мира, выкристаллизовавшиеся в итоге многократных повторений типичных переживаний, повторяющихся жизненных ситуаций, типов судьбы и т.п. Архетипы составляют содержание коллективного бессознательного. Примерами А. их являются образы Родины – матери, Героя, побеждающего дракона, Сына, нашедшего своих родителей, Мудрости в образе старика и др.
Мышление –высшая форма отражения реальности и управления человеческой деятельностью. М. состоит в целенаправленном, активном отражении существенных связей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях, концепциях, теориях и т.п. Опираясь на чувственные восприятия, М. преодолевает их ограниченность и способно выходить за пределы чувственного опыта, выявлять сущностные законы бытия, творить новое, прогнозировать будущее и т.п.
Разум – высшая форма человеческого мышления, позволяющая отражать закономерные связи и качества вещей в рациональном знании. Р. проявляет себя в формах познания, целеполагания, организации, деятельности. Философским обобщением познавательного опыта Р. является методология и логика.
Рассудок – форма человеческого мышления, относящаяся к сфере обыденного, повседневного сознания, ограниченного рамками «здравого смысла».
Творчество – достижение качественно новых результатов в процессе человеческой деятельности.
Антропосоциогенез –процесс становления социальной природы человека и общества. Основу А. составляет процесс выделения общественного человека из животного мира, длившийся по разным данным от 2,8 до 5 млн. лет. Процесс А. изучается такими науками как археология, антропология, этнография, биология, философия, культурология.
ДЕ: Будущее человечества
Глобальные проблемы современности –совокупность проблем, нарастание которых несет угрозу самому существованию человечества. К основным Г.п.с. относятся проблемы предотвращения мировой войны с применением оружия массового уничтожения; экологическая проблема (катастрофическое загрязнение и разрушение биосферы и геосферных оболочек планеты); демографическая (сочетание стремительного роста общей численности населения планеты с «депопуляцией» в ряде стран); нарастание разрыва в экономическом уровне и доходах граждан развитых и развивающихся стран, приводящего к росту масштабов нищеты, голода и неграмотности на земном шаре; международного терроризма и др. Глобальный характер этих проблем обусловлен тем, что они несут угрозу всем странам и народам планеты, а также тем, что их разрешение возможно только объединенными усилиями всего мирового сообщества.
Футурология – совокупность социальных учений и представлений о будущем человеческого общества, перспективах социальных изменений.
Что изучает онтология?
а) вопросы смысла жизни и смерти;
б) проблемы сознания;
в) проблемы ценностей и интересов;
* г) основополагающие проблемы бытия.
16. Какой из подходов наиболее верно отражает связь философии с конкретными науками:
а) «Философия – обобщает экспериментальные данные конкретных наук и формирует общие теории»;
б) «Философия не влияет на развитие конкретных наук. Обобщать свои знания они могут и без философии»;
* в) «Философия обобщает положения конкретных наук и формирует научное мировоззрение»;
г) «Философия формирует конкретно-научные методы».
17. Подчеркните среди перечисленных черт ту, которая характерна для религии:
а) рациональное осмысление бытия;
* б) убежденность в непреложной истинности провозглашаемых утверждений;
в) доказательность утверждений;
г) экспериментальная обоснованность.
Тема 2: «История философии»
1. Господствующим типом философского мировоззрения в эпоху Средневековья являлся:
а) наукоцентризм;
б) антропоцентризм;
* в) теоцентризм;
г) космоцентризм.
2. Мыслитель XIX века, высказавший идеи о том, что «прошлое России пусто, настоящее невыносимо, а будущего у нее нет»:
а) А. Хомяков;
* б) П. Чаадаев;
в) Н. Данилевский;
г) А. Герцен.
3. Первым древнерусским философом считается…
* а) Илларион;
б) Никон;
в) Филофей;
г) Мономах.
4. Идея «конца истории» была сформулирована в работах - …
а) А. Панарина;
б) Д. Белла;
* в) Ф. Фукуямы;
г) С. Хантингтона.
5. Согласно Шопенгауэру, основой всего существующего являются…
а) ощущение субъекта;
б) воля к власти;
в) мировой разум;
* г) мировая воля.
6. Носитель идей Просвещения в Германии - …
* а) Гердер;
б) Вольтер;
в) Гельвеций;
г) Ламетри.
7. Автор произведений «Смысл творчества» и «Истоки и смысл русского коммунизма» - …
а) В. Соловьев;
б) Л. Толстой;
в) Ф. Достоевский;
* г) Н. Бердяев.
8. Автором знаменитой апории «Ахилл и черепаха» был…
а) Платон;
б) Сократ;
в) Аристотель;
* г) Зенон Элейский.
9. «Проблема человека есть основная проблема философии», - утверждал…
а) Н. Кузанский;
б) Г. Гегель;
в) М. Ломоносов;
* г) Н.А. Бердяев.
10. Сценарий «Столкновения цивилизаций в XXI веке» был выдвинут…
а) А. Панариным;
б) Ф. Фукуямой;
в) Д. Беллом;
* г) С. Хантингтоном.
11. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношении к…
* а) религии;
б) этике;
в) эстетике;
г) науке.
12. Земля и Солнце – рядовые небесные тела в бесконечной, одушевленной, наполненной разумной жизнью Вселенной, - утверждал мыслитель Ренессанса…
а) Франческо Петрарка;
б) Мишель Монтень;
в) Данте Алигьери;
* г) Джордано Бруно.
13. Философское учение о неразрывном единстве человека, Земли и Космоса - …
* а) космизм;
б) космоцентризм;
в) геоцентризм;
г) антропоцентризм.
14. Одно из главных понятий философии А. Камю - …
* а) бунт;
б) революция;
в) стабильность;
г) долг.
15. Английский философ Нового Времени Джордж Беркли утверждал…
* а) «Существовать значит быть воспринимаемым»;
б) «Мыслю, следовательно, существую»;
в) «Бунтую, следовательно, существую»;
г) «Понимаю, следовательно, существую».
16. Понятие «воля к власти» ввел в философию…
а) В. Дильтей;
* б) Ф. Ницше;
в) А. Шопенгауэр;
г) Э. Гуссерль.
17. Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем…
а) Эпикура;
б) Парменида;
в) Демокрита;
* г) Сократа.
18. Истоки философии естествознания в России связаны с именем:
* а) М.В. Ломоносова;
б) И.М. Сеченова;
в) В.И. Вернадского;
г) И.И. Мечникова.
19. Образ будущего социалистического общества в романе «Что делать?» дал …
* а) Н. Чернышевский;
б) А. Герцен;
в) В. Ленин;
г) Ф. Достоевский.
20. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был…
а) М.А. Бакунин;
б) Н.Г. Чернышевский;
в) А.П. Герцен;
* г) В.С. Соловьев.
21. IX – XIV вв. средневековой европейской философии называются этапом:
а) патристики;
б) апологетики;
в) софистики;
* г) схоластики.
22. Выдающийся философ Нового времени, сторонник сенсуализма в теории познания - …
а) Р. Декарт;
б) Г. Лейбниц;
* в) Дж. Локк;
г) Г. Гегель.
23. Поиски устойчивых, смысловых структур в языке, культуре, мифологии, - основная задача …
* а) структурализма;
б) герменевтики;
в) психоанализа;
г) экзистенциализма.
24. Какое из приведенных ниже высказываний характерно для диалектического учения Гераклита:
а) атомы составляют первооснову всего сущего;
б) мир идей порождает мир вещей;
* в) все в мире происходит через борьбу;
г) категории – это ступени познания мира.
25. Начало материалистической традиции в русской философии положил…
а) Н.С. Трубецкой;
* б) М.В. Ломоносов;
в) Г.С. Сковорода;
д) С.Е. Десницкий.
26. Представителями эмпиризма в философии XVII века являются…
а) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш;
г) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц;
* б) Ф. Бекон, Г. Гоббс, Д. Локк;
в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах.
27. Выдающийся мыслитель и ученый Античности