Философские идеи раннего периода античности. Натурфилософия.
Натурфилосо́фия - философия природы, понимаемая как целостная система самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.
1ый период античной философии VI – VII в.до.н.э. В этот период мыслители обратились к изучению природы и стали искать ее первоначало возникновения мира.
Первой философской школой является милетская (основатель Фалес). Эта школа относится к натурфилософскому направлению. Фалес считал что праматери, из которых все произошло, была вода, а все предметы произошли из-за ее сгущения или разжижения.
Анаксимандр – ученик Фалеса, считал что первоосновой мира является нечто беспредельное (Апейрон -- это абстрактная, неопределенная материя, вместо “предельной” воды сущностью всего существующего объявляется “беспредельное”).
Основатель другого философского учения в Древней Греции был Пифагор. Он разработал учение о числе, числовой гармонии. Согласно учению первоосновой мира являются числа. В основании всего лежит Единица( некий центр), но для того, что –бы что-то возникло – необходима Двойка. Но Двойка это противоположность Единице, поэтому должно быть что-то, что приведет их в гармонию (1+2=3) Гармония есть единство многообразного и согласие разногласного. А самая сильная гармония – единство противоположности ( тьма- свет, жизнь – смерть). Пифагор верил в переселение душ и считал, что когда душа переходит в другое тело, оно забывает все что знала раньше.
Гераклит (плачущий) считал что основой мира является огонь.
Парменид – бытие вечно, неделимо, неизменимо.
Гераклит – бытие вечно, изменяемо, движимое.
Демокрит – в основе мира лежит нечто неделимое (атом), т.е. он принимал сторону и Гераклита и Парменида.
6.Атомистическое учение Демокрита.
Демокрит первый ввёл в науку понятие атомов, неделимых частиц материи. Атомы беспрерывно движутся в пустоте. Они неизменны, неделимы, но отличаются по форме, размерам и положению относительно друг друга. Однородные атомы притягиваются друг к другу, образуя различные предметы окружающего нас мира, в том числе и людей.
По мысли Демокрита, атомы движутся в пространстве беспорядочно (хаотично). Он считал, что весь мир состоит из мельчайших неделимых частиц (атомов), которые разделены небытием. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и, как таковое, непознаваема. Демокрит говорит что только бытие познаваемо.
Демокрит различает мир атомов — как истинный и потому познаваемый только разумом — и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить.
Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытии»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.
Поворот греческой философии к антропоцентризму. Софистика. Жизнь и учение Сократа.
В 6-5 веке появились странствующие мудрецы или софисты. Так же они являются первыми преподавателями искусства убеждения - обладали в древ. Греции властью. Софисты считали человека мерой всех вещей. Сократ – один из самых известных философов. Он считал божественную истину мерой всех вещей. Сократ говорил, что выразить мысль невозможно так точно как в разговоре, поэтому он никогда не записывал свои мысли.
Сократ разработал метод ведения договора- диалектика, помогающий достичь истину. Сократический метод достижения истины делится: на иронию(учёного незнания) и майевтику (повивальное искусство) способствует рождению истины; на индукцию – этап проверки общего утверждения путём поиска контрпримеров.
Одним из главных противоречий между Сократом и софистами было существование истины. Последние утверждали, что объективной истины не может быть, и что правда у каждого своя. Сократ же придавал истине большое значение, считал ее основой, на которой строится развитие личности и разумная деятельность человека. Софистов с Сократом объединяло то, что они также придавали значение попыткам человека познать себя, стремиться к раскрытию собственной природы
Учение Платона об «идеях».
Учение Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму.
Согласно Платону, в основе чувственно воспринимаемого мира, т. е. мира вещей, который текучий и изменчивый, находятся бестелесные идеи.
Идеи – это вечные, неизменные, умопостигаемые прообразы вещей, которые и являются единственной подлинной реальностью (бытием).
Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным.
Весь мир состоит из двух начал: мир идей и мир вещей.
Иерархия идей:
1)идеи высших ценностей(благо, истина, прекрасно)
2)идеи физических явлений(цвет,звук)
3)идеи различных разрядов существ(человек,рыба и т. д.)
4)идеи предметов, созданных человеком (стол,стул и т. д.)
5)идеи отношений(равенство).