Философия античности классического периода.

Период расцвета афинской демократии и культуры. В условиях активной публичной политической жизни изменяется статус философии. Философ превращается из мудреца-созерцателя в софиста. Софисты – учителя мудрости, помогающие за деньги своему ученику овладевать тонкостями ведения дискуссии, доказывать свою правоту в политической борьбе. Представители: старшие (Протагор, Горгий, Гиппий), младшие (Фразимах, Критий, Алкидам). Софисты впервые создали науку о слове: нарушая еще не открытые законы мышления, они способствовали их открытию в будущем («Рога», «Собака и отец»). «Мы готовим хороших граждан, умеющих аргументировать и выступать». Основные идеи софизма:

- Релятивизм, принципиальная непознаваемость мира. Протагор: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому».

- Принцип «человек есть мера всех вещей» - человек воспринимает мир таким, каким он видится сквозь призму человеческих качеств способностей.

- Относительность истины: что принято за норму гражданами полиса, то и истина Конвенционализм.

Сократ близок к софистам критикой традиционных форм мышления. У Сократа, как и у софистов наблюдается поворот от натурфилософских проблем к антропологическим. Однако он не признает их релятивизм. Сократ указывает на цель человеческого существования – общественное благо как предпосылку счастливой жизни; ее нельзя достигнуть без разума, без углубленного самопознания. Поэтому главная задача его учения – поиск истины путем самопознания. Свидетельством этого является кредо Сократа: “Познай самого себя”. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с выказанной им точкой зрения (сократовская ирония), а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.

Согласно Сократу, только самопознание приводит к мудрости, только знания открывают человеку истинные ценности: Благо, Справедливость, Истину, Красоту. Мораль, таким образом, отождествляется со знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и одновременно залог счастья. Главными добродетелями Сократ считал умеренность (умение укрощать страсти), мужество (умение преодолевать опасность), справедливость (способность соблюдать божественные и человеческие законы). Сократ создал фундамент моральной философии, в его творчестве философия начинает оформляться как рефлексивная теория, в которой гносеологическая проблематика занимает почетное место.

Сократические школы (киренаики, киники, мегарцы и т.д.).

Платон (427-347) – ученик Сократа. Многочисленные диалоги.

Философские взгляды Платона инспирированы рассуждениями Сократа об этических понятиях и его поисками абсолютных определений их. Как, с точки зрения Сократа, в сфере морали человек ищет образцы добра и справедливости, так, по мнению Платона, он ищет и все другие идеи ради постижения мира. Платон впервые в истории философии сформулировал положение, согласно которому всякая вещь и все, что существует, имеет свою идею. Если допустить, что идей нет, тогда вся действительность может превратиться в хаос. Идея вещи есть указание на совокупность ее существенных свойств, на их устроение, назначение и смысл.

Разделение мира на мир идей и мир вещей. Идеи – объективно существующие сущности всех вещей. Они – причина предметного мира, источник космической гармонии, условие существования разума в душе и души в теле. Это мир подлинных ценностей, нерушимого порядка, мир, независимый от человеческого произвола. Вещи причастны идеям. Иерархия идей. Эманация. Высшая идея – идея блага, демиург, созидающий мир. Благо выступает в виде трех идей – красоты, истины, соразмерности.

Это делает Платона основателем объективного идеализма, философского учения, согласно которому мысли и понятия существуют объективно, независимо от воли и сознания человека и являются причиной и условием существования мира.

Платон различаетчувственное и интеллектуальное знание. Разновидностью чувственного знания является «вера» и «подобие». Интеллектуальное знание включает в себя мышление и рассудок. Познание чувственных вещей оставляет нас в мире недостоверного знания или «мнения». В знаменитом мифе «О пещере» Платон сравнивает этот род познания с попыткой узнать вещь по ее тени, которую она отбрасывает на стену пещеры. Истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. В диалоге «Менон» Платон рассматривает знание как припоминание виденного в потусторонней жизни. Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, считает Платон, а основным средством воспоминания является метод диалектики, беседа.

Человек являет собою единство души и тела, в основе которой лежит душа. Тело же – лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений. «Забота о душе», очищение ее возможны лишь путем рационального познания, приводящего к нравственному преображению. Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой – тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления. Стремление к освобождению от тела у мудрецов.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной – это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция – управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься философы, так как они знают высшие ценности блага и справедливости, ибо обладают разумной душой.

Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Третий тип души – вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами – крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Отсутствие семьи, собственности (для философов и воинов). Таким образом, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонии в обществе. Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из слоев и граждан своего природного и законодательного предназначения. Тоталитарная утопия.

Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана). Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания.

Аристотель (384-322).

Своего наивысшего расцвета античная философия достигает в творчестве Аристотеля. Он не только систематизировал накопленные античностью знания, но и разработал все основные разделы философии. Его мышление разворачивалось во всех направлениях и охватывало логику и метафизику, физику и астрономию, психологию и этику, он заложил основания эстетики, риторики, знаменитой поэтики и политики. Большое внимание Аристотель уделял методологии исследования, способам и средствам аргументации и доказательства. Та система категорий, которую разработал Аристотель, на протяжении всего историко-философского процесса использовалась философами. Именно в творчестве этого мыслителя философия обрела свою классическую форму, а ее влияние на европейскую философскую традицию невозможно переоценить. Философия Аристотеля, благодаря ее глубине и системности, на долгие времена определила направления развития философского мышления. Можно сказать, что без Аристотеля вся западная философия, теология и наука развивались бы совсем иначе. Его энциклопедическая философская система оказалась настолько значительной и важной, что вплоть до XVII века все научные поиски европейского разума опирались именно на аристотелевские труды.

Метафизика Аристотеля. Критика идей Платона: Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может; идеи не могут существовать вне предметов. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение бытия, но не бытия как “вот того” или “вот этого”: конкретного человека, конкретной вещи, конкретной мысли, а бытия самого по себе, бытия как сущего. Философия должна отыскать нематериальные причины сущего, обосновать вечные сущности. Сущее, как единство материи и формы, есть субстанция. Становление субстанции является процессом перехода от материи как “бытия потенциального” к форме как “актуальному бытию”, который сопровождается снижением потенциальности материи посредством детерминации ее формой. Эта актуализация потенциальности (возможности) осуществляется посредством действия четырех видов причин: материальная, формальная (первообраз, то, во что превращается вещь), движущая (источник движения), целевая (то ради чего вещь существует, конечная цель). Все четыре причины стремятся к самореализации. Это дает основание характеризовать учение Аристотеля как концепцию динамической и целесообразной природы. Материя – чистая возможность (потенция). Чистая форма, форма форм, чистая действительность (акт) – Бог, перводвигатель (мысль о мысли, мышление, делающее предметом самое себя, свое самопознание). Бог вечен и неподвижен, но он – источник движения и оформления мира, воплощение единства и устойчивости мира.

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание, общего (познание формы). Отсюда опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Знание же законов мышления (логики) Аристотель сопоставлял с мудростью. Диалектика и логика (аналитика).

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия, с которым сталкивается знание на уровне единичного. Сущность не может быть противоречивой, по Аристотелю. Поэтому на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика есть низший уровень логики и связана она с движением от знания единичного к знанию общего. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика).

Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. При этом если Сократ основной принцип нравственности искал в «душе» человека, Платон – в мире божественных идей, то Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон – несправедлив.

Разумные и этические добродетели. Первые относятся к интеллектуальной деятельности, вторые – к характеру человека. Первые формируются путем обучения, вторые – как результат привычки. Идеал Аристотеля – умеренность.

Социально-политическая концепция. Критика платоновского государства. Человек рассматривается как общественное животное., которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его, как разросшуюся семью.

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Счастье Аристотель отождествлял с «хорошей жизнью». «Счастлив тот, кто доволен», – говорил он. Государство есть естественный способ бытия людей, «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Здесь философ ведет речь только о свободных гражданах. Рабы же «по природе» предназначены повиноваться, считал он, полагая, что система рабовладения справедлива.

Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и
три – неправильными: тиранию, олигархию и демократию.

Аристотель завершил классический этап в развитии античной философии. Полисная демократическая Греция вступила в полосу длительного и тяжелого системного кризиса, который завершился падением полисной демократии.

Наши рекомендации