Общество и культура. Основные направления философского анализа культуры
В Древнем Риме этим термином обозначали возделывание», «обработку» почвы, «разведение» сельскохозяйственных растений. Содержание понятия «культура» вбирало в себя все «искусственное», созданное трудом человека и в этом смыслеотличное от «естественного», природного. Оно означало процесс освоения, гуманизации, облагораживания человеком не только природы, но и всего того, что он находит естественноданным, стихийно возникшим в себе самом. Термин «культура» отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнениек природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики.
Смысловые проекции понятия «культура»:
1) специфический способ организации деятельности, а также совокупность продуктов материального и духовного труда человека, результатов его социальной практики;
2) определенные качества и способности личности, которые положительно оцениваются обществом и самим индивидом, - качества ума, характера, воображения, памяти, полученные в процессе воспитания и образования;
3) совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих построение деятельности, а также общественные установления, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений;
4) мир языков культуры.
Основные функции:
1) информационная – культура в целом и каждый её фрагмент является носителем определенного объема социально значимой информации;
2) коммуникативная – средство восприятия, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры;
3) аксиологическая – выработка и трансляция набора ценностей, идеалов и норм, как основополагающих регуляторов человеческой деятельности;
4) социализаторская – происходит включение индивида в набор социальных отношений или социализация – подключение к многообразному набору культурных образцов.
Основные философско-методологические подходы к исследованию культуры:
1) Аксиологический подход (60 – 70-е гг. ХХ в.) (Г. Г. Карпов, А. А. Зворыкин, Г. П. Францев, А. И. Арнольдов, Э. А. Баллер,Н. С. Злобин, В. М. Межуев и др.). Культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданныхчеловечеством.
2) Системно-деятельностная концепция (70-е гг. ХХ в.) (М. С. Каган, Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Э. С. Маркарян, В. С. Стёпин). Культура определяется как специфический способ человеческой деятельности, акцентирует внимание на технологическом аспекте общественной жизни.
3) Структурно-семиотический подход (Ф. Де Соссюр, Р. О. Якобсон, Р. Барт, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида). Культура – это универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества.
4) Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд,К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно). Культура предстаёт как внутренне противоречивый феномен, сфера символической объективации извечного конфликта Эроса и Танатоса, инстинктов жизни и смерти.
5) Экзистенциально-герменевтическое понимание культуры (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г.-Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, П. Рикер).Культура рассматривается как уникальный способ человеческого существования. Основными характеристиками культуры являются: историчность, целостность, неповторимость, духовность, трансцендентность, укоренённость в языке, межличностное общение.
6) Игровая концепция культуры ( Й. Хейзинга, Г.-Х. Гадамер, Г. Маркузе, Р. Барт и др.). Игра рассматривается как основание и механизм развития культуры. Все основные феномены культуры: язык, религия, мораль, право, искусство, философия,наука – обнаруживают свои корни в игре.
Структура культуры: культура 1-материальная- материальная включает в себя все созданные человеком материальные объекты; 2- духовная- представляет собой систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества.
Формы культуры: Элитарная – формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает стройную иерархию ценностей и норм, наличие кодифицированных культурных текстов, а также детально разработанных и жёстко регламентированных культурных практик, церемоний, обрядов, ритуалов, норм светского этикета.
Народная (или популярная) вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, крестьянского быта.
Массовая представляет собой тиражируемую и распространяемую СМИ и другими институтами «культурной индустрии» социальную информацию, обращённую к многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей усреднённой и стандартизированной культурной продукции.
Субкультура – культура специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличаются от общепринятых стандартов и норм.
Совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляют пространство маргинальной культуры.
Общими условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, «перестройка»), изменение социальной структуры, появление новых социальных групп. Контркультура – такая субкультура, которая не просто отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой. Отвергает или опровергает характерные для неё систему ценностей, образ жизни, нормы и правила поведения.
61Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания. Классическое естествознание. Возникновение дисциплинарного естествознания.
В основе философии и естествознания лежит один объект познания «summarerum» - «мир в целом». Поэтому между ними всегда существовала и взаимосвязь, и взаимопроникновение (как у материалистов, так и у идеалистов). «Философия, которая не опирается на частные науки, это призрак, метафизика, идеализм», - считал Герцен. Можно выделить следующие подходы к взаимосвязи философии и естествознания: мировоззренческий (и философия, и наука стремились выработать общую картину миропонимания; философия давала общую форму, естествознание наполняло конкретными вещами), методологический (философия показывает путь для наук и методов познания), оценочный (оценка делается с точки зрения мировоззрения), прогностический (философия предсказывает то, что затем появляется в науке).
Парадигма – картина мира, которая складывалась в течение долгого периода времени.
1 парадигма. Начало связи философии и естествознания относится к Античности. Фалес, Героклид, Демокрит стремились осмыслить окружающий мир (макрокосм). Писали труды о природе. Сегодня мы оцениваем эту парадигму как наивный, стихийный материализм (естествознание). В Средние века познание природы запрещено. В эпоху Возрождения, Нового времени и Просвещения формируется классическое естествознание (до конца XIX века). Основной установкой при обосновании научных знаний о природе была идея абсолютной суверенности познающего разума, которая как бы со стороны познавая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. Идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. Классическая научная картина мира была основана на достижениях Галилея и Ньютона. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. Естественнонаучной базой данной модели была ньютоновская Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим положение дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого. Зарождаются новые элементы науки. Экспериментаторы – Бэкон, Оккам. Развитие производства требовало новых знаний, но мешала схоластика (определённый метод изложения материалов, когда аргументация носит чисто словесный характер).
2 парадигма. Господство натурфилософии (впервые слово употребил Сенека) – совокупность стремлений толковать и объяснять природу с целью объединения всех знаний и подчинения их философским идеям. Такая парадигма характерна для Дидро, Гольдбаха, Фейербаха.
3 парадигма. Отказ от понимания природы как чего-то застывшего и неизменного. Сформировалось диалектическое понимание природы (всё постоянно меняется, в мире нет постоянства, мир саморазвивается, Гегель «Закон единства и борьбы противоположностей»).
В конце XIX века новые открытия в естествознании позволяют по-новому осмыслить мир как целое. Новая 4 парадигма. Зарождается неклассическое естествознание (конец ХIX – первая половина ХХ вв.). Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Переход характеризуется пониманием относительной истинности картины природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и харак-ми метода, посредством кот.осваиваются объекты. Мир сложен по своей структуре.
«Идеализм есть пустоцвет, но пустоцвет, растущий на вечнозелёном древе познания», - Ленин. В книге «Материализм и империокритицизм» оценивая новые открытия, Ленин показал, что они не противоречат материализму, а только подтверждают его.
Во второй половине XX века зарождается 5 парадигма – на смену неклассическому естествознанию приходит постнеклассическое естествознание. Образ постнеклассической картины мира разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. На этом этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР, складываются новые структуры философских оснований естествознания. Они характеризуются осмыслением исторической изменчивости идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте соц. условий ее бытия и ее соц. последствий, обоснованием необходимости включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (теорет. описание эколог.процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.). Порождениями НТП являются "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", "киборг-отношения". Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Наука ещё более глубоко связана с философией. Философия и естествознание развиваются в союзе.