Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Для Ф. в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами.

В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культу ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками.

В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной Ф. характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической Ф. рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Культуру принято разделять на материальную и духовную.

Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства- материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной.

Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.

Религия мораль итд итп

Ф. и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.

Начало Ф. можно определить, как попытку ответить Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере. Это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и объясняющее мир естественными причинами. Ф. рефлексивна (зная что-то, философ должен знать себя, познающего что-то).

Искусство и Ф. схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а Ф. – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Ф. ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение.

Мораль характеризуется различием сущего и должного. Ф. не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее. Ф. занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.

-Позитивизм: Ф. – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.

-Натур Ф. – Ф. природы. Конкретные науки не являются важными.

-Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.

Диалектико-материалистическая Ф. должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию. К моменту возникновения Ф. человечеством был пройден большой путь. Появление Ф. – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры

59)Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.

Техника – сов-ть мат средств практической деятельности, которые создаются ч-ком для осуществления проц-ов пр-ва или обслуживания непроиз-нных потребностей ч-ка.(машины, инструменты, строения, тр с-ва, системы и с-ва упр-я, добычи, хр-ния и т.п.). изобретая и изготовляя тех приспособления, ч-к целенаправленно в соответствии со своими потребностями, интересами видоизменяет природу. Техника – новый искусственный мир, кот. имеет свои законы развития. Их содержание опр-ся главным предназначением техники – служить для достижения цели с мин затратами.(з-н симметрии, з-н кореляции параметров ТО и тп) Совокупность проблем, касающихся обсуждения места и роли техники в чел обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся т.н. философией техники. В её разработку внесли серьёзный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, Маркс и др. мыслители. Внимание учёных к исследованию феномена техники обусловливается тем, что она «превратилась» в часть бытия человека (Хайдеггер). Большая часть человеческих знаний о мире заключена в технической деятельности. Техника предстаёт – как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой, цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести ему форму окружающей среды (Ясперс). Современная техника не измеримо расширяет социальное пространство свободы человеческих действий. Многие представители Ф. Техники убеждены, что безграничное развитие производительных сил – подлинное благо человечества и условие возрастания его свободы, фундамент счастливого будущего. Для других техника – угроза дегуманизации общества и демон уничтожения цивилизации. Техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления внеприродной программы, т.е. осуществление самого себя.

60) Движущие силы и субъекты исторического процесса

Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышленях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан сдругими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Субъект ист. процесса- личность, действ. сознательно и ответственная за свои действия. Группа тж. может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность. Т.е. в данном случае группу можно рассматривать как социальн. субъект, в кач-ве кот. могут выступать та или иная соц. группа, народ, чел-во. Основные соц. субъектами исторического процесса явл. обществ. классы. Борьба классов была движ. силой общ. развития на определенной его стадии. Роль соц. субъекта могут играть тж и такие историч. общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, кот. и в этом случае остаются осн. движ. силами и субъектами ист. процесса. В совр. мире проблема субъекта ист. процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего чел-ва, всего мирового сообщества в субъекта ист. процесса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими матер. возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития о-ва. Сл. в развитии производит. сил следует искать объ. критерий общ. прогресса. Высшим и всеобщим объ. критерием общ. прогресса явл. развитие производит. сил, включая развитие самого человека

Наши рекомендации