Наука в системе социальных ценностей. Этика науки. Социальные ценности и нормы научногоэтоса.
Возникновение науки как специфической формы познавательной деятельности связаны с обоснованием особого аксиологического статуса научного знания, влияющ. на формирование базовых установок образа жизни современных обществ, способств. росту их благосостояния и устойчивому развитию.
Аксиолог. измерения науки как ценности – мировоззренческая (выпол. важн. функции в формир-иисовременного мировоззрения) и инструментальная ценности науки (Ф. Бэкона).
Выделяют два основных вида мировоззренческой оценки науки: Сциентизм – философско-мировоззренческая ориентация в оценке науки, исходящая из абсолютизации ее позитивной роли в решении актуальных проблем познания и преобразования реальности (природ., соц. и духовно-психической). Г. Спенсер, Р. Карнап, Д. Белл и др. В рамках сциент. ориентации выделяют 2 типа: аксиологический сциентизм (наука – высшая культурная ценность, и ее прогресс является необход. предпосылкой прогрессивного изменения общества в целом) и методологический сциентизм (методологический арсенал математических и естественных наук является универсальным и может обеспечить рацион.познание не только объектов природы, но и феноменов социокультурного мира). Антисциентизм – философско-мировоззренческая ориентация в оценке науки, которая преуменьшает (либо полностью отрицает) позитивную роль науки в развитии общества и культуры. Представители антисциентизма (М. Хайдеггер, Т. Роззак, Э. Фромм и др.) подчеркивают факт невозможности свести социальную реальность к ее научно-рациональным моделям и интерпретациям, настаивают на иррациональной природе общественной жизни и на принципиальной ограниченности науки в делах познания и понимания человеческого бытия.
Различают три основные формы антисциентизма:
1) антропологическую (обосновывается мысль о принципиальной невозмож-типостичь феномен человека и выразить особенности его бытия в мире средствами научно-рационального познания)
2) гуманистическую (критич.отношение к науке и ее конструктивно-созидательным возможностям в обеспечении социальной стабильности и духовно-нравственного развития личности в современном обществе)
3) иррационалистическую (позиционирует себя как наиболее радикальная форма критики науки и научного мировоззрения).
Одной из актуал.проблем ценностного измерения современной науки является вопрос о взаимосвязи и опосредовании когнитивных ценностей и социальных ценностей. Когнитивныеценностипредст. собой совокупность нормативных предписаний и институциональных императивов, которые выпол. функции организационной интеграции различных научных сообществ и регулируют характерные для них формы исследовательской деятельности. Сов-ть этих ценностей составляют основу этоса науки, как комплекса нормативных правил и предписаний, свободно принимаемых сообществом ученых в качестве обязательных презумпций их совместной деятельности в сфере науки – концепция «нормативного этоса науки», представленная в 40-е годы Р. Мертоном.Социальные ценности укоренены в культуре общества и детерминируют важнейшие императивы социальной жизни. Свои функции они реализуют в форме полит.религ., правовых, моральных, эстет.взглядов и убеждений, разделяемых членами науч. сообщества.
Со вт.пол. 20 в. в европ.культуре оформляется сложная матрица аксиолог.хар-к науки, в кот. отчетливо просматривается суперпозиция двух базовых ценностей: принцип свободы науч. иссл-ия, требование соц. ответственности науч. сообщества не только за непосредственный результат исслед.поиска, но и за практ.егоиспольз. в разл. подсистемах общества и соц. жизни.
Интерес к проблемам соц. ответств-ти науки стимулировал развитие разл.стратегийиссл-ия ее социокульт.детерминации. Одной из самых актуальных таких стратегий является разработка этики науки как нормативной системы принципов и регламентаций научно-познавательной деятельности, учитывающих специфику морального регулирования поведения и деятельности человека.
В проведении науч. иссл.в таких предметных областях, как атомная энергетика, экология, молекулярная биология, биомедицина, генетика и генная инженерии, психология должны быть использованы фундаментальные этические принципы.