Теоретическое знание и его структура. Методы теоретического исследования
На уровне же теор. познания происходит выделение сущностных связей в «чистом» виде, в форме закона.
В теор. познании отсутствуют средства материал., практич. взаимодействия с изучаемым объектом. В качестве основного средства теор. исследования выступают так наз. теорет. объекты. Это - особые абстракции; их примерами могут служить материальная точка, абсолютно твердое тело и т.д. Задачей теор. исследования явл-тся познание сущности в чистом виде. Введение в теорию абстрак., идеализиров. объектов как раз позволяет решать эту задачу. Результатом теоретического исследования являются: теоретические модели; теории различной степени общности; научная картина мира как результат обобщения фактов и взаимосвязи нескольких теорий.
Основ.формами теор. науч. познания явл-ся идея, проблема, гипотеза, теория и др. Идея – понятие, обознач-е смысл, значение, сущность вещи. Идея выступает в кач-ве принципа объяснения явл-ий, отражает ценностное отношение к сущему, намечает выход за пределы наличного знания.
Проблемывырастают из потребностей практ. деят-тичел-ка в ходе стремления к новому знанию. Проблемы возникают либо как следствие противоречия в отдел.теории, либо при становлении двух различ. теорий, либо в рез-те столкновения теории с наблюдениями. Постановка проблемы вкл-т в себя предвар. знание путей ее решения. Разрешение одной науч.проблемы ведет к появлению нов. проблем, ибо расширение круга знаний сопровож-ся увеличением области неизведанного. Решить проблему означает обосновать выбор более истинной (эмпирически богатой, логически совершенной) теории.
Гипотеза – знание, в основе кот.лежит предположение, еще не доказанное теор. рассуждение. Одни гипотезы носят предварит. хар-р, служат для первонач. систематизации фактов, другие исп-тся для более глубокого объяснения фактов и со временем, после подтверждения их практикой, могут стать достоверными теориями. Одним из методов теор. исследования является гипотетико-дедуктивный. Он основан на выведении (дедукции) заключений из системно связанных м/усобой гипотез и др. посылок, истинное значение кот-х неизвестно. Заключение, полученное на основе данного метода, носит вероятностный характер.
Обоснование и доказ-во гипотезы превращает ее в теорию. Теория – органически целостная непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, в обобщенной форме раскрываются существенные свойства и закономерные связи объективной действительности, на основе которых достигаетсяобъяснение и предсказание явлений.
Большинство исследователей выделяют в качестве основополагающих компонентов в структуре теории следующие формы знаний:а) математический формализм;б) абстрактные или идеализированные объекты;в) модели или теоретические схемы;г) базовые принципы или аксиомы теории;д) теоретические законы.
Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.
Формализацияпредполагает использование знаков, формул, позволяя уточнять вводимые понятия, придавать им строгую логич. форму. При этом переходят от неявного их смысла к явному и строго определ.
Метод моделирования – прием познания, кот.позволяет посредством одной системы воспроизвести другую, более слож. сис-му, явл-ся объектом иссл-ния.
Идеализация – мыслит.процедура, связ. с образованием абстр. объектов, не сущ-щих в действ-сти («точка», «идеальный газ» и т.д.)
В концепции акад. В. С. Степина выделяется два компонентав структуре теоретического знания: частные теоретические схемы (модели) и фундаментальную теоретическую схему.
Частная теоретическая схема, составленная из определ. сов-ти идеализированных объектов, описывает, как правило, достаточно огранич. область исследуемых явлений. Фундаментальная теоретическая схема задает концептуальное пространство развитых научных теорий, в которых частные теорет. схемы (законы) выводятся как следствия из фундаментальных постулатов и принципов.
Таким образом, теоретическое знание можно свести к трем уровням:
1) формально-математическая часть;
2) идеализированная модель действительности;
3) слой частных теоретических схем.