Проблема личности в истории ф-фии. Индивид. индивидуальность. личность. Комплексный характер социализации личности.
Если проблема человека - это проблема его происхождения, биосоциальной сущности, то проблема личности - это раскрытие, опр-ние его сущностного содержания, его места в общ-ве, в деят-ти, проблема свободы и ответственности.
«Индивид» (дословно «неделимая дальше частица какого-то целого»). Этот своеобразный «социальный атом» рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член социальной группы. Это совокупность биологич. свойств человека, связанных с наследованием, рождением. Индивидами мы рождаемся.
«Индивидуальность» - уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личностных качеств и свойств, врожденных и приобретенных. Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.
«Личность» – это человек в аспекте его социально-значимых и индивидуально-психологических характеристик. Личность есть индивид, обладающий устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих его как члена определенной общности, который способен к активной творческой деятельности для удовлетворения как личностных потребностей, так и потребностей других людей.
Структура личности:1.уровень знаний;2.наличие воли;3.умение ставить цель;4.чувства, переживания, стремления.
Социальные типы личности:- деятели- активность напр-на на изм-ние окр. Среды; - мыслители – люди чувств и эмоций; - гуманисты – их задача- заботиться о других; - подвижники- страдающие за других людей.
Структура личности: 1) гносеологический потенциал; 2) коммуникационный потенциал; 3) аксиологический потенциал.
По степени деятельного отношения к культуре личности подразделяются: 1) Талантлив каждый, кто способен к новаторской деятельности в той или иной сфере общественной жизни. 2)выдающаяся личность оказывает влияние на преобразование определенного вида деятельности.3) Великая личность оставляет след в рамках своей эпохи, является как бы ее «визитной карточкой». 4) Гениальная личность налагает печать на человеческую культуру в целом.
Особ-ти личности в 21 в.: автономность, независ-ть (выработка собств. позиции), самост-ть (принятие решений на базе накопл. инф-ции), возрастание активности личности, устремленность личности (постановка цели для себя, а не для всех).
Становление личности происходит в процессе усвоения опыта и ценностных ориентаций социальной среды. Важнейшую роль в социализации играют воспитание, обучение, самообразование.
Социализация – это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни, это процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности.
Основные механизмы социализации как воспитания:
информационно-образовательный - организованная деятельность по распространению и внедрению в сознание человека знаний о нормах поведения, духовных ценностях, традициях, запретах, законах и т.д.;
стимуляционный - призван побуждать человека к деятельности определенной направленности при помощи материального, духовного, а иногда и физического поощрения или наказания;
регулятивно-контролирующий - система должных эталонов, ориентиров, предписаний, которые могут быть деонтическими (императивными, предписывающими) и недеонтическими (неимперативными, "привлекательными", стимулирующими, воодушевляющими);
организационно-регулирующий механизм, основывающийся на социализирующем воздействии прав, обязанностей и полномочий человека в коллективе, вытекающих из его общественного положения, статуса и выполняемых функций.
Все эти механизмы социализации предполагают усвоение общественных знаний, формирование убеждений и ценностных ориентаций. В результате, требования социальной среды приобретают личностный смысл и значение. Такое взаимодействие человека с социальной средой образует субъективные, личностные качества человека, формирует у него опыт такого поведения, который обеспечивает признание его личностью со стороны других.
Кроме того, у человека есть и свои потребности, свои интересы, которые не всегда совпадают с общественными. В этом отношении гармонизация общественных и личных интересов зависит прежде всего от понимания и личностью, и общественным мнением диалектики прав и обязанностей. Личность характеризуется тем, что она обладает как определенными правами, так и обязанностями, которые должны находиться в гармоничном сочетании. Наличие у человека обязанностей без прав - это рабство, деспотизм, уничтожение личности. Наличие у человека прав без обязанностей - это "беспредел", анархия, которые также губят личность.
Поэтому социализация, с другой стороны, - это образование личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий и их объективация в деятельности человека.