Человек: индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии.

Индивид –это понятие подчеркивает, что это просто «один из», некая «особь.

Индивидуальность –это человек в единстве всех его особенностей, биологических, социальных, духовных.

Индивидуальность – предпосылка становления личности. Понятие личности отражает особенности человека как социального существа.

В философии личность – человек в качестве индивида общества, биосоциальное существо, сущность которого в том, что он является совокупностью общественных отношений.

В социологии личность – устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития. Индивид, находящийся в системе социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

В психологии личность– а) человек, обладающий сознанием; б) человек, достигший определенного уровня психического развития.

ЛИЧНОСТЬ– система устойчивых, социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Это понятие акцентирует внимание на определенной целостности его внутре6нних социально-психологических качеств, характеризующих особенности его субъективного отношения к миру.

Человек становится личностью путем усвоения общественного опыта.

2 концепции:

1. личность как ролевая характеристика человека (его социальные роли);

2. личность как сущностная характеристика человека (самосознание человека, его характер).

Личность – совокупность 3-х составляющих:

1.биогенные задатки;

2. воздействие социальных факторов;

3. психосоциальное ядро «Я».

Главное свойство личности – ее мировоззрение. Также – воля к преодолению трудностей. Личность – это всегда творческая личность. Личность всегда сама делает свой выбор и готова нести за него ответственность. Основанием для выбора является система ценностей, убеждений (они невозможны без знаний, а также без чувств, эмоций; важную роль играют нравственные ценности).

Социальная сущность человека выражается понятием ЛИЧНОСТЬ. Человек как личность есть результат социализации индивида в процессе онтогенеза. Личностью человек не рождается, а становится в ходе индивидуального развития, происходящего в обществе. Психолог А.Н.Леонтьев писал: «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека». Т.е. он должен приобщиться к социальному опыту, ценностным ориентациям общества. Для этого служит система образования, воспитания, семья, психологи и т.д.

Соотношение личности и общества:

1. монадный подход. Он исходит из того, что ценность человеческой личности выше любых ценностей – будь то ценности нации, класса, любой социальной группы (еще Кант писал, что человеком нельзя жертвовать даже ради общества…). С этой точки зрения государство, общество обязаны гарантировать соблюдение прав человека как личности.

2. плеядный подход (плеяда – сообщество). Он исходит из игнорирования или принижения прав личности, подчинения ее интересам социальной общности. Это ведет к подавлению прав человека, к признанию его лишь элементом системы.

Вообще важно на каждом этапе общественного развития найти меру, диалектическое единство личного и общественного…

Биологические качества индивида достаточно устойчивая его сторона. Личностные же качества во многом зависят от функционирования человеческого сознания, усвоения общечеловеческих ценностей, норм нравственности (которые делают возможным сознательный выбор человеком своего жизненного пути). Нарушение нормальной деятельности сознания ведёт к полной или частичной утрате личностных черт (что наблюдается у хронических алкоголиков, наркоманов или в случае заболевания мозга). Поэтому важно единство биологического, социального и духовного в человеке.

Личность с философской точки зрения есть степень воплощенности в отдельном человеке сущности человека. Ортега-и-Гассет отмечал, что это – идеал, который никогда не воплощается до конца. Так как человек – существо противоречивое, он, как Сизиф, снова и снова «вкатывает камень в гору», т.е. пытается решить противоречия собственной природы, быть личностью.

Личность есть целостность и характеризуется сознательно-волевыми проявлениями. Слово происходит от слова маска, роль. И сегодня существует ролевая концепция личности (Т.Парсрнс, М.Вебер, Дж.Мид, М.Кун, Ч.Кули).

Личность расслаивается на функционально-ролевое Я и первичное базисное Я. Важно чувство обладания своим Я. Это позволяет дистанцироваться от роли, сохранять способность творческой активности.

Смысл понятия личности раскрывается через понятия свободы, ответственности, поступка, самосознания и саморазвития.

Личность – это всегда субъект своих поступков, а не пешка в чужих руках… Субъект не боится сам принимать решение, т.к. не боится нести за свой выбор ответственность.

Личность в философии связывается с поиском своей целостности. Большую роль здесь играет поиск смысла жизни, осмысление своей судьбы, размышления о жизни и смерти, способность к свободным поступкам.

В общей психологии личность – это системное качество, приобретенное индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок).

В психологической теории самоактуализации (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс) сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление к самовыражению. Личность нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации.

В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтегрирования, протекающий в рамках общения «Я» с «Другим».

В марксизме личность понимается как совокупность общественных отношений.

Немецкий философ, психолог, педагог Э.Шпрангер (1882-1963) выделял типы личности:

экономический (прагматический);

эстетический;

социальный;

политический;

религиозный;

теоретический.

Личность и «человек массы»… Понятие человек массы было введено в 1930 г. Испанским историком и философом Х.Ортега-и-Гассетом в работе «Восстание масс», где он говорит, что все большую роль в истории начинают играть не личности, а массы. Он связывает это с развитием демократии и ростом благосостояния, но оценивает это явление скорее негативно, чем позитивно. Человек массы – поверхностный человек, но практичный и активный. Он несет определенную угрозу высокой классической культуре. Это – человек-потребитель…

Все мы с условиях массового производства и потребления, массовой культуры и СМИ – «люди массы», мы – «как все». Но у каждого есть личностное ядро. Вопрос в том, в какой мере оно развито и что в нас доминирует – массовый человек или личность. Что мы хотим в себе развивать?

Еще одна проблема – личность негативная и личность позитивная.Этот вопрос наиболее выпукло проявляется при анализе проблемы о роли личности в истории. История сохранила много имен людей, оставивших след в истории. Но кто-то из них вел народы к прогрессу, а кто-то ввергал их в войны, страдания и нищету… При анализе этой непростой проблемы, можно использовать понятие «творчества». Понятие «личность» обычно ассоциируется с выражением «творческая личность». Творчество – это не просто создание любого нового, но такого нового, которое является созидательным, способствует прогрессу человечества. Поэтому при ответе на вопрос «является ли этот человек действительно выдающейся личностью?», следует ориентироваться не только на обладание этим человеком силой воли, способностью повести за собой людей, харизмой, но и его позитивной или негативной ролью в истории.

Вопрос № 54

Наши рекомендации