Какие параметры речи задает учителю адресат — коллективная ученическая аудитория?
Для учителя адекватная ориентировка в собеседнике является профессиональной необходимостью. Существует зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и степенью усвоения знаний учениками. Чтобы школьник смог продуцировать свои мысли, учителю необходимо учитывать еще один важный момент передачи знаний. В поле зрения говорящего должны быть обе стороны речевого акта — говорение и восприятие. Ответ ученика в той же последовательности и теми же словами, что и объяснение учителя или изложение в учебнике, может говорить только о запоминании, которое еще не означает понимания.
Учителю необходимо разъяснить материал, помочь ученикам разобраться в нем. Объяснительная речь, прежде всего, обеспечивает продуктивную деятельность учащихся на уроке. Ученик, воспринимая на слух речь учителя, совершает различные мыслительные операции, и необходимо тщательно следить за выполнением закона продвижения и локализации адресата: ученики должны быть в своей мыслительной деятельности там, где находится учитель, и должны чувствовать, куда их ведут. Задача педагога при объяснении — передача учащимся знаний основ науки при условии правильной оценки уровня подготовки учащихся, специфики их восприятия. Деятельность ученика — работа, требующая умственной активности.
Объяснительный монолог внешне характеризуется однонаправленностью, но широкий спектр реакций и ответных мер учителя на эти реакции делает его в полной мере диалогизированным.
Учет адресата влияет и на отбор языкового материала, на продумывание его целесообразности, нахождение наиболее эффективной речевой формы, степень развернутости, количество необходимых примеров, пояснений.
Не может быть двух одинаковых уроков по одной теме проведенных одним учителем в параллельных классах, так как они различаются уровнем подготовленности, компетентности и особенностями класса в целом и отдельных учеников. При подготовке текста объяснения нового материала важную роль играет педагогическое предвидение. Необходимо предполагать, планировать интерпретацию текста, продумывать возможные вопросы учеников и давать на них полные, развернутые ответы, подбирать многочисленные примеры изучаемого явления.
То нечастое, но возможное для учителя обстоятельство, когда аудитория незнакома или малознакома, требует, следовательно, еще большего количества времени на подготовку. Вообще, умение слушать и слышать (в широком понимании смысла этих слов) — необходимая составляющая успеха объяснения.
Необходимо отметить и то, что для успешного решения задачи передачи знания информационный потенциал собеседников обязательно должен совпадать. В случаях его несовпадения нарушается контакт, и связь нельзя назвать в полной мере двусторонней.
Умение учителя децентрироваться — встать в позицию слушающего — позволяет учителю оценить представление учеников о предмете речи, избрать адекватную форму выражения мысли, разнообразные способы передачи содержания высказывания. Речь учителя особенная по отношению к адресату. Учитель использует ее как основное средство, позволяющее ему приобщить учеников к своим способам мышления. Неоспоримо, что для того чтобы объяснение было более эффективным, обсуждение предмета следует начинать на уровне понимания аудитории и вести ее к более высокому уровню.
Важна также психологическая готовность учителя при выходе на аудиторию, учет настроения, состояния учеников.
К рассмотрению параметра адресат можно подойти еще с одной стороны. Чаще говорят о необходимости знания жанра активной стороной. Но это знание важно и для другой коммуникативной стороны. Оно позволяет облегчить понимание речи, ход изложения текстового сообщения, видеть перспективу разворачивания изложения и прогнозировать ход рассуждения, зачастую восстанавливая недостающие звенья. Происходит реконструкция всей картины поступающей информации. Таким образом, учитель должен четко следовать законам построения жанра и для того, чтобы ученик мог узнать и легко понять речевое произведение.
Социальные роли партнеров — коммуникантов, определяющие нормы и правила поведения в различных ситуациях, — это условие, влияющее на создание речевого произведения, выдвигается К. А. Долининым. На наш взгляд, названное условие также может быть включено как составная часть в параметры автор и адресат.
В чем заключается специфика объяснительного монолога в диктумном плане?
Под диктумом (термин Ш. Балли) понимается событийная основа высказывания, препозитивная его часть, предметно-смысловая исчерпанность (по М. М. Бахтину).
Событийная основа объяснительной речи учителя — пропозиция объяснения. Таким же диктумным содержанием могут наполняться и другие жанры (как информативные, так и этикетные, оценочные): бытовое объяснение, оправдание, спор, экскурсия.
Специфика рассматриваемого нами жанра в диктумном плане — урок со всеми его условиями и обстоятельствами. Урок протекает в определенной обстановке, в течение определенного количества времени. Официальность обстановки требует строгого отбора средств, постоянного контроля за вербальными и невербальными средствами общения, высокой степени содержательности, научности.
Бытовая объяснительная речь, строясь по тем же основным законам, что и учебная, будет отличаться от последней. Это «внешне сходные процедуры», но характерная особенность обыденного сознания в том, что рассуждения, осуществляемые в его рамках, характеризуются большей непосредственностью, в известной мере свободой формулировок, как правило, меньшей экономией языковых (и невербальных) средств, возможно, меньшей объективностью, более широким спектром возможностей в плане эмоционального выражения, разговорностью, наглядностью.
В некоторой степени важен в нашем случае такой фактор урока, как полиадресат. Объяснительная речь на индивидуальных занятиях будет иметь определенные отличия, связанные с особенностями конкретного ученика: степенью усвоения им знаний, темпераментом, отношением к предмету и к учителю, т. е. установка будет исключительно на единичное восприятие.