Что такое коммуникативная стратегия педагогического общения?
Коммуникативная стратегия педагогического общения — магистральная линия речевого поведения, избранная для реализации цели речевого взаимодействия и достижения нужного результата. Тактика общения определяется личностным осмыслением темы (предмета речи) и стремлением говорящего найти соответствующие «способы убеждения» (по Аристотелю), чтобы воздействовать на собеседника и оптимально решить коммуникативную задачу. Тактика определяет характер волеизъявления, гибкость речевого поведения партнеров.
Существует определенная типология стратегических целей:
— проинформировать (описать, рассказать, отчитаться), дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;
— убедить — склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя в первую очередь к разуму собеседника, к его жизненному опыту;
— внушить — обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав и логические, и эмоциональные средства воздействия на личность;
— побудить к действию — призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.
Естественно, что в конкретной ситуации общения возможны различные сочетания стратегических подходов (информировать и убедить, убедить и внушить и т. п.), но главным, определяющим речевое поведение адресанта, будет один из них.
Стратегия педагогического общения предопределяется логикой научного знания и коммуникативными целями взаимодействия учитель—ученик. Овладение коммуникативной тактикой достижения запланированного результата — задача сложная, неоднозначная. Здесь необходимо умение не просто обозначить в плане-конспекте урока его общие дидактические цели (познавательные, воспитательные, развивающие), но и определить цель (и соответствующую коммуникативную тактику) каждой учебно-речевой ситуации.
Каково содержание понятия «учебно-речевая ситуация»?
Необходимо уточнить и разграничить содержание понятий «учебно-речевая ситуация» и «этап урока».
Этап урока — таково общепринятое обозначение типовых составляющих (подсистем урока), относительно самостоятельных по дидактической функции. Вспомним их характеристику:
1) организационный момент. Установление контакта с классом, ориентация учащихся в предстоящей деятельности;
2) проверка домашнего задания. Выяснение степени усвоения учебного материала, проверка уровня знаний учащихся, их готовности к познанию нового;
3) объяснение нового материала. Раскрытие существенных сторон или свойств изучаемого явления (сообщение новой предметной информации), формирование всех видов знания;
4) этап закрепления. Закрепление знаний (научных и инструментальных), формирование предметных умений;
5) домашнее задание. Ориентация на самостоятельную деятельность учащихся по углублению новых знаний.
Это структура наиболее распространенного типа урока.
С позиций педагогического общения, когда урок рассматривается как «речевое событие — некое законченное слово со своей формой, структурой, границами», когда необходимы речеведческие основания для характеристики «целостности урока как речевой структуры» (Т. А. Ладыженская) и его учебно-речевых компонентов, традиционной единицы структуры урока (этапа) оказывается недостаточно. Для решения каждой учебной задачи необходимо выбрать наиболее адекватную речевую форму — та-ково одно из условий эффективности педагогического общения.
Ориентация на особенности мыслительно-речевого действия участников педагогического общения при решении учебных задач и обусловило выделение в качестве основной структурной единицы урока учебно-речевую ситуацию.
Т. А. Ладыженской принадлежит определения УРС как «микросистемы обучения»: «...на уроке, на разных его этапах, в различных учебно-речевых ситуациях решаются и конкретные, частные задачи. Эти задачи должны четко осознаваться учителем, чтобы он мог найти адекватные для их решения педагогические, а следовательно, и коммуникативные средства... зачем иду к детям, какова моя задача — должно решаться и применительно к отдельным учебно-речевым ситуациям (микросистемам обучения)».
УРС — наиболее удобная структурная единица для представления «речевой модели урока». В основе выделения УРС лежит целеполагание: конкретная цель учебного взаимодействия, предопределяющая выбор методических приемов и речевых средств для их реализации — способов передачи информации, убеждения, воздействия на учащихся (мотивация работы, активизация внимания, побуждение к поиску и пр.).
Определяя коммуникативную тематику УРС, учитель всегда помнит о коммуникативной стратегии урока и видит перспективу достижения результата: продвижение от одной конкретной цели к другой. Это помогает ему четко организовывать учебное взаимодействие, речевая форма которого будет соответствовать предмету речи (теме урока, разделу научного знания) и ситуативному контексту речевого события (условиям конкретной речевой ситуации).
Раздел II