Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии.
Познакомьтесь с фрагментом статьи современного философа и лингвиста Н.С. Автономовой, посвященной особенностям философского языка.
«...само выражение «философский язык» - это некая условность: философским языком можно считать различные виды и формы словесности (от строгой логичности до яркой поэтичности, в зависимости от того, как мы понимаем философию). Но дело для нас сейчас даже не в этом. Хотелось бы подчеркнуть другое - в философском языке я вижу два главных аспекта: профессионально-технический и общезначимый, обращенный к широкой публике. Развитие и обогащение обеих этих форм философского языка представляется мне важнейшей задачей современного философского развития - одной из тех задач, в решении которых может участвовать каждый из нас - и как носитель родного языка, и как пользователь и разработчик философского языка. Профессиональный язык - это технический инструментальный язык систем и концепций: как правило, он бывает разработан тем детальнее, чем четче и внятнее представлена данная концепция. Однако уже для перехода от системы к системе, от концепции к концепции нужны какие-то связки, и они тоже вырабатываются философией - это как бы язык метафилософский (по отношению к отдельным системам и концепциям). Но есть и другой разворот философской проблематики. Ведь философия не только живет в себе и для себя, но и существует «для других»: она открывается к другим формам и видам человеческой деятельности - науке, искусству, политике. Если философ говорит с ученым, художником и общественным деятелем, он не перестает быть философом, не подстраивается под чужой язык (которым он, как правило, и не владеет: лишь крайне редко философ может говорить с физиком, лингвистом или музыкантом на их языке). И этот язык, не теряющий своих философских качеств, но находящий точки соприкосновения с другими культурными языками, тоже нуждается в развитии и обогащении. На Западе обычно философия профессиональная и академическая есть нечто более понятное, а философия «для других», философия «открытая» - нечто менее понятное. ...В России картина во многом противоположная: философия всегда была открыта к дискуссиям с нефилософами...
Однако возникает вопрос: разве русский философский язык уже не сложился? А если это так, то разве с тех пор он не развивается спонтанно? Да, в основном сложился; и к тому же по своим потенциальным возможностям русский философский язык, наверное, ничуть не «хуже» таких развитых философских языков, как греческий или немецкий. Однако надо признать, что в его развитии были нарушены некоторые нормальные условия функционирования, изменения, совершенствования. Отвлекаясь от исторических сложностей выработки теоретического языка в русской философии, я имею сейчас в виду прежде всего долгое господство марксистского догматизма и идеологизма, а в последнее десятилетие - радикальный от них отказ и ломку всей мировоззренческой схематики».
Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии, 1999. - № 11. С. 14-15.
Вопросы и задания
а) Попытайтесь высказать свое мнение о степени сложности философских текстов отечественных и западных философов.
б) Как вы оцениваете факты придания термина «философ» некоторым ученым, художникам, общественным деятелям? Случайно ли из этого перечня выпали писатели? Аргументируйте свой ответ.
в) Сопоставьте позиции Н.С. Автономовой и И.И. Евлампиева, утверждавшего: «Тот факт, что писатель, не оставивший после себя ни одного чисто философского сочинения, является ярким представителем русской философии, оказавшим существенное влияние на её развитие…» (Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая школа, 2002. С. 103).
г)Существует ли связь между понятиями повседневной жизни и философскими категориями древности («вода» у Фалеса, «огонь» у Гераклита и т.д.)? В чем проявляется отличие между обыденным значением этих слов и их философским смыслом?
д) Какое место занимает язык в сохранении связи между повседневной жизнью людей, художественной литературой, исторической памятью поколений и философской деятельностью?
е) Сохраняет ли современная философская деятельность непо-средственные связи с ситуациями, получающими языковое выражение и в повседневном существовании (например, выбор в жизни и выбор как философская категория)?
В истории философии существует множество символов, созданных великими философами: «Пещера» Платона, «Сова Минервы» Гегеля, «София» Вл. Соловьева. Раскройте смысл этих аллегорий, указав какие черты, присутствующие в таблице «Роль символа в философии», являются основными для данных символов?
Роль символа в философии
смысл | Черты |
Синоним знака Категория, раскрывающаяся через сопоставление с сигналом, аллегорией, образом | Многослойность структуры Расчет на активную внутреннюю работу воспринимающего |
Можно пояснить (вместе с другими символами), но нельзя разъяснить | |
Имеет форму диалогического знания |
Трактовка символа |
Э. Кассирер: Все явления, которые обнаруживают смысл в чувственном |
К. Г. Юнг: Устойчивые фигуры бессознательного-архетипы |
З. Фрейд: Психопатические симптомы |
П. Юшкевич: Любое ощущение |
К. Маркс: Разновидность образа |
И.В. Гете: Живое вечное воплощение |
Г.В.Ф. Гегель: Посредник между сверхчувственным миром и чувственными вещами |
Ф.В.Й. Шеллинг: Органическое торжество идеи и образа |
Ориген: Средство приобщения к Богу |
Термин появился в XVIII веке, заимствован из греческого. Развитие смысла: договор-знак |
Размышляя об особенностях философской культуры, философы по-разному характеризовали ее. По Дж. Локку - это аналитичность, систематичность, экспериментальность; по Ш. Монтескье – социальность, воплощенная в естественных законах; по Б. Франклину – практичность; К. Марксу – классовость; по Ницше – умный цинизм.
Вопросы
а) Какие, из перечисленных характеристик философской культуры, по Вашему мнению, наиболее полно раскрывают ее специфику?
б) Как философская культура связанна с экономической, политической, экологической, нравственной культурой? Приведите по одному примеру этой связи.
4.7 Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель утверждал: «...символ представляет собой непосредственно наличное или данное для созерцания внешнее существование, которое не берется таким, каким оно непосредственно существует ради самого себя, а должно пониматься в более широком и общем смысле...»
Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Т. I. - M., 1968. -. 14.
а) Попытайтесь дать понятию «символ» свое, самостоятельное толкование.
б) Найдите в обществоведческих или энциклопедических словарях объяснение этого термина и сопоставьте со своим.
в) Попытайтесь объяснить смысл таких понятий, как «символ веры», «символизм», «символика».
Тема 5 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА
5.1 Проанализируйте таблицы «Философский диалог», «Философский трактат», «Философская энциклопедия», «Философский словарь», «Эссе как жанр философской литературы», «Философские письма» и определите общие черты, присущие указанным жанрам. Как вы считаете, почему снизился интерес к некоторым жанрам? Существует ли преемственность отдельных элементов различных жанров?
Философский трактат
Приём полного и систематического изложения на определенную тему. |
| |||||
|
П Р И М Е Р Ы | Дж. Локк. Два трактата о государственном правлении. |
Б. Спиноза. Трактат об усовершенствовании разума. | |
Дж. Беркли. Трактат о началах человеческого знания. | |
Д. Юм. Трактат о человеческой природе. | |
Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат. |
Философская энциклопедия
| ||||
Философский словарь
| ||||
|
Философский диалог
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
П Р И М Е Р Ы | П. Абеляр. Диалог между философом, иудеем, христианином |
Г. Галилей. Диалог о двух системах мира | |
Ш. Монтескье. Сулла и Евкрат | |
Мальбранш. Беседа христианина и китайского философа о существовании богов | |
Д. Юм. Диалоги о естественной религии |
Философские письма
| |||||
| |||||
| |||||
П Р И М Е Р Ы | М.Т. Цицерон. Письмо к Марку Бруту. |
Дж. Локк. Письма о веротерпимости. | |
Ш. Монтескье. Персидские письма. | |
П.А. Гольбах. Письма к Евгении. | |
П. Чаадаев. Философические письма. | |
А. Герцен. Письма об изучении природы. | |
П. Лавров. Исторические письма. |