Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии.

Познакомьтесь с фрагментом статьи современного философа и лингвиста Н.С. Автономовой, посвященной особенностям философского языка.

«...само выражение «философский язык» - это некая условность: философским языком можно считать различные виды и формы словесности (от строгой логичности до яркой поэтичности, в зависимости от того, как мы понимаем философию). Но дело для нас сейчас даже не в этом. Хотелось бы подчеркнуть другое - в философском языке я вижу два главных аспекта: профессионально-технический и общезначимый, обращенный к широкой публике. Развитие и обогащение обеих этих форм философского языка представляется мне важнейшей задачей современного философского развития - одной из тех задач, в решении которых может участвовать каждый из нас - и как носитель родного языка, и как пользователь и разработчик философского языка. Профессиональный язык - это технический инструментальный язык систем и концепций: как правило, он бывает разработан тем детальнее, чем четче и внятнее представлена данная концепция. Однако уже для перехода от системы к системе, от концепции к концепции нужны какие-то связки, и они тоже вырабатываются философией - это как бы язык метафилософский (по отношению к отдельным системам и концепциям). Но есть и другой разворот философской проблематики. Ведь философия не только живет в себе и для себя, но и существует «для других»: она открывается к другим формам и видам человеческой деятельности - науке, искусству, политике. Если философ говорит с ученым, художником и общественным деятелем, он не перестает быть философом, не подстраивается под чужой язык (которым он, как правило, и не владеет: лишь крайне редко философ может говорить с физиком, лингвистом или музыкантом на их языке). И этот язык, не теряющий своих философских качеств, но находящий точки соприкосновения с другими культурными языками, тоже нуждается в развитии и обогащении. На Западе обычно философия профессиональная и академическая есть нечто более понятное, а философия «для других», философия «открытая» - нечто менее понятное. ...В России картина во многом противоположная: философия всегда была открыта к дискуссиям с нефилософами...

Однако возникает вопрос: разве русский философский язык уже не сложился? А если это так, то разве с тех пор он не развивается спонтанно? Да, в основном сложился; и к тому же по своим потенциальным возможностям русский философский язык, наверное, ничуть не «хуже» таких развитых философских языков, как греческий или немецкий. Однако надо признать, что в его развитии были нарушены некоторые нормальные условия функционирования, изменения, совершенствования. Отвлекаясь от исторических сложностей выработки теоретического языка в русской философии, я имею сейчас в виду прежде всего долгое господство марксистского догматизма и идеологизма, а в последнее десятилетие - радикальный от них отказ и ломку всей мировоззренческой схематики».

Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии, 1999. - № 11. С. 14-15.

Вопросы и задания

а) Попытайтесь высказать свое мнение о степени сложности философских текстов отечественных и западных философов.

б) Как вы оцениваете факты придания термина «философ» некоторым ученым, художникам, общественным деятелям? Случайно ли из этого перечня выпали писатели? Аргументируйте свой ответ.

в) Сопоставьте позиции Н.С. Автономовой и И.И. Евлампиева, утверждавшего: «Тот факт, что писатель, не оставивший после себя ни одного чисто философского сочинения, является ярким представителем русской философии, оказавшим существенное влияние на её развитие…» (Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая школа, 2002. С. 103).

г)Существует ли связь между понятиями повседневной жизни и философскими категориями древности («вода» у Фалеса, «огонь» у Гераклита и т.д.)? В чем проявляется отличие между обыденным значением этих слов и их философским смыслом?

д) Какое место занимает язык в сохранении связи между повседневной жизнью людей, художественной литературой, исторической памятью поколений и философской деятельностью?

е) Сохраняет ли современная философская деятельность непо-средственные связи с ситуациями, получающими языковое выражение и в повседневном существовании (например, выбор в жизни и выбор как философская категория)?

В истории философии существует множество символов, созданных великими философами: «Пещера» Платона, «Сова Минервы» Гегеля, «София» Вл. Соловьева. Раскройте смысл этих аллегорий, указав какие черты, присутствующие в таблице «Роль символа в философии», являются основными для данных символов?

Роль символа в философии

смысл Черты
Синоним знака Категория, раскрывающаяся через сопоставление с сигналом, аллегорией, образом Многослойность структуры Расчет на активную внутреннюю работу воспринимающего
  Можно пояснить (вместе с другими символами), но нельзя разъяснить
  Имеет форму диалогического знания
Трактовка символа
Э. Кассирер: Все явления, которые обнаруживают смысл в чувственном
К. Г. Юнг: Устойчивые фигуры бессознательного-архетипы
З. Фрейд: Психопатические симптомы
П. Юшкевич: Любое ощущение
К. Маркс: Разновидность образа
И.В. Гете: Живое вечное воплощение
Г.В.Ф. Гегель: Посредник между сверхчувственным миром и чувственными вещами
Ф.В.Й. Шеллинг: Органическое торжество идеи и образа
Ориген: Средство приобщения к Богу
Термин появился в XVIII веке, заимствован из греческого. Развитие смысла: договор-знак

Размышляя об особенностях философской культуры, философы по-разному характеризовали ее. По Дж. Локку - это аналитичность, систематичность, экспериментальность; по Ш. Монтескье – социальность, воплощенная в естественных законах; по Б. Франклину – практичность; К. Марксу – классовость; по Ницше – умный цинизм.

Вопросы

а) Какие, из перечисленных характеристик философской культуры, по Вашему мнению, наиболее полно раскрывают ее специфику?

б) Как философская культура связанна с экономической, политической, экологической, нравственной культурой? Приведите по одному примеру этой связи.

4.7 Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель утверждал: «...символ представляет собой непосредственно наличное или данное для созерцания внешнее существование, которое не берется таким, каким оно непосредственно существует ради самого себя, а должно пониматься в более широком и общем смысле...»

Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Т. I. - M., 1968. -. 14.

а) Попытайтесь дать понятию «символ» свое, самостоятельное толкование.

б) Найдите в обществоведческих или энциклопедических словарях объяснение этого термина и сопоставьте со своим.

в) Попытайтесь объяснить смысл таких понятий, как «символ веры», «символизм», «символика».

Тема 5 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА

5.1 Проанализируйте таблицы «Философский диалог», «Философский трактат», «Философская энциклопедия», «Философский словарь», «Эссе как жанр философской литературы», «Философские письма» и определите общие черты, присущие указанным жанрам. Как вы считаете, почему снизился интерес к некоторым жанрам? Существует ли преемственность отдельных элементов различных жанров?

Философский трактат

Приём полного и систематического изложения на определенную тему.

           
   
Цицерон Августин, Оккам Декарт
  Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru
 
 
   
Сохраняет значение в настоящее время


П Р И М Е Р Ы Дж. Локк. Два трактата о государственном правлении.
Б. Спиноза. Трактат об усовершенствовании разума.
Дж. Беркли. Трактат о началах человеческого знания.
Д. Юм. Трактат о человеческой природе.
Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат.

Философская энциклопедия

         
   
Систематический свод философских знаний в сжатой и доступной форме. Труды энциклопедического характера были известны в Древнем Египте, древнем Китае, античной Греции
  Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru
 
 
    Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru
 
    Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru

Философский словарь

       
  Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru  
Собрание философских терминов, систематизированное в алфавитном, тематическом порядке или по какому-либо другому принципу. Включает в себя весь (по возможности) терминологический состав философского языка.
 

       
    Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru
 
 
Фолькмар Г. Философский словарь.-1976. Вольтер Ф. Карманный философский словарь.-1764. Маймон С. Философский словарь.-1971. Галич А.И. Опыт философского словаря.-1819. Гогоцкий С.С. Философский словарь.-1876. Радлов Э.Л. Философский словарь логики, психологии, этики и истории философии.-1904. Ищенко Т. С. Краткий философский словарь.-1931. Розепталь М., Юдин П. Краткий философский словарь.-1939. Фролов И.Т. Философский словарь.-1980. Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь.-2001.

Философский диалог

                     
 
Прием раскрытия темы в форме беседы
 
   
  Будда, Сократ
    Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru
 
 
   
Ксенофонт, Платон, Цицерон
    Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru
 
 
    Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru  
Начало XIX века. Немецкие философы – романтики. Ф. Шлегель, К. Зольгер
 
 
    Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru


П Р И М Е Р Ы П. Абеляр. Диалог между философом, иудеем, христианином
Г. Галилей. Диалог о двух системах мира
Ш. Монтескье. Сулла и Евкрат
Мальбранш. Беседа христианина и китайского философа о существовании богов
Д. Юм. Диалоги о естественной религии

Философские письма

           
 
Прием раскрытия темы в форме краткого, личного, с возможным продолжением, послания.
 
  Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru  
Сенека, Петрарка, Галилей, Гассенди, Вольтер
 
 
  Выявите связь между пониманием сущности философии и категориальным аппаратом философии. - student2.ru
   
Конец XIX – начало ХХ века
 


П Р И М Е Р Ы М.Т. Цицерон. Письмо к Марку Бруту.
Дж. Локк. Письма о веротерпимости.
Ш. Монтескье. Персидские письма.
П.А. Гольбах. Письма к Евгении.
П. Чаадаев. Философические письма.
А. Герцен. Письма об изучении природы.
П. Лавров. Исторические письма.

Наши рекомендации