Внимательно изучите таблицу «Интерес к философии», предложенную вам для анализа. Данные этой таблицы помогут вам определить собственный интерес к философии.
Интерес к философии
| |||||||
| |||||||
Задания:
а)Началом работы с таблицей должна послужить информация о том, что опыт может быть внутренним (имманентным) и избирательным. В чем различие? На этот вопрос вам необходимо дать ответ в самом начале работы. Справиться с этим заданием помогут характеристики опыта, которые указаны в таблице.
б) Обратитесь к схеме «Виды опыта» и дайте характеристику каждого из видов. Она должна быть исчерпывающей, с примерами из истории философии, которые покажут ваше глубокое знание проблемы. Итогом работы должно быть мнение о виде вашего собственного интереса к философии.
1.9 Приведите примеры политических, экономических и социально–культурных мифов XXI века и определите их степень влияния на общество.
1.10 Многие философы размышляют над тайной остроумия. Вот некоторые из их суждений:
З. Фрейд: «Новая острота действует подобно событию, вызывающему широчайший интерес; он передается от человека к человеку».
К. Маркс: «Человечество весело расстается со своим прошлым».
Л. Шамфор: «Мы и не представляем себе, сколько нужно ума, чтобы не казаться смешным».
И. Гете: «Самое смешное желание - это желание нравиться всем».
Ф. Вольтер: «Именно потуги на остроумие и убивают остроумие».
Дж. Локк: «Насмешка – это наиболее утонченный способ выставить недостатки других».
Задания:
а) Вы можете продолжить этот ряд, добавив в него пять самостоятельно найденных суждений философов об остроумии.
б) Можно ли рассматривать саму философию как остроумие? Обратите внимание на признаки, степени и сущность остроумия, представленные в схеме «Философия как остроумие» И.Н. Романова и А.И Костяева. Дайте объяснение каждой из черт в философском контексте, составьте общее представление о «философии как остроумии», подтвердив и опровергнув свою позицию тремя историко-философскими примерами.
в) Завершая работу, дайте развернутое описание антропологического, онтологического, гносеологического значения остроумия.
Философия как остроумие
-Активная связь с содержанием
-Извлекает нечто сокровенное или скрытое
-Игровой характер
-Смена удивление просветлением
-Особый вид краткости
-Контраст смысла и бессмыслицы
-Психологическая основа переживания-смех
-Проделка
-Шутка (делает текст осмысленным)
-Острота (делает текст содержательным и полезным)
-Отображение противоречий бытия (Гегель)
-Способ социальной критики (Герцен)
-Выражение циничности человеческой натуры (Ницше)
-Способ сублимации неудовлетворенности
человека (Фрейд)
Антропологическое значение остроумия: свойственно только человеку. Обнаруживается сущность человека в отношении к остроумию. Онтологическое значение остроумия: смена отживших форм. Единственный объект-человек и человекоподобное в мире. Гносеологическое значение остроумия: освобождение человеческого сознания от ложных страхов, культов, авторитетов. Реализация потребности в творчестве. |
Источники: Т. Липпс. Комизм и юмор (1898 г.) К. Фишер. Об остроумии (1898 г.) З. Фрейд. Остроумие его отношение к бессознательному (1905 г.) А. Бергсон. Смех в жизни и на сцене (1909 г.). М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1940 г.) |
Тема 2 ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ