Тема 3. История логики и аргументации
I. Расположите имена представителей античной логики в восходящем хронологическом порядке:
1. Сократ 2. Эвбулид 3. Пифагор 4. Аристотель 5. Гален
II. Расположите имена представителей древней и средневековой логики в восходящем хронологическом порядке:
1. Жан Буридан 2. Цицерон 3. Боэций 4. Пьер Абеляр 5. Уильям Оккам
III. Соотнесите именам представителей античной логики наименование направления или школы в логике: 1. Эпикур 2. Продик 3. Эвбулид 4. Аристотель:
а) школа софистов б) индуктивная логика в) мегарская школа г) элейская школа д) дедуктивная логика
IV. Соотнесите именам представителей античной логики наименование направления или школы в логике: 1. Протагор 2. Зенон Элейский 3. Эмпедокл 4. Зенон Китионский:
а) школа софистов б) стоицизм в) дедуктивная логика г) элейская школа д) пифагореизм
V. Укажите произведения, входящие в античный логический «Органон»:
1. Метафизика 2. Мерило 3. Аналитика 4. О софистических опровержениях 5. Ораторские наставления
VI. Сократ разрабатывал в классической логике:
1. Определение понятий 2. Апории против движения 3. Идеалистическую диалектику 4. Классификацию софистических уловок 5. Категорическую силлогистику
VII. Какое из указанных наименований софизма или логического парадокса лишнее?
1. Стрела 2. Рогатый 3. Лысый 4. Лжец 5. Куча
VIII. Автор мнемотехнических стихов для запоминания модусов простого категорического силлогизма:
1. Роджер Бэкон 2. Клавдий Гален 3. Уильям Шервуд 4. Михаил Псёлл 5. Уильям Оккам
IX. Укажите авторов известного учебника «Искусство мыслить» или «Логика Пор-Рояля»:
1. Жан Буридан 2. Марк Фабий Квинтилиан 3. Антуан Арно 4. Михаил Псёлл 5. Пьер Николь
X. Соотнесите именам основателей направлений в логике наименования этих направлений: 1. Георг Гегель 2. Иммануил Кант 3. Джордж Буль 4. Николай Васильев:
а) воображаемая логика б) трансцендентальная логика в) индуктивная логика г) диалектическая логика д) математическая логика
XI. Расположите в хронологическом порядке представителей математической логики: 1. Альфред Уайтхед 2. Готфрид Лейбниц 3. Чарльз Доджсон (Льюис Кэрролл) 4. Андрей Николаевич Колмогоров
Раздел 2. ПОНЯТИЕ
Тема 4. Понятие как логическая форма
Дайте полную логическую характеристику понятиям: сила, гражданин, коммуникация, президент, французский император ХVIII в., подкованная блоха, непогода, студенчество, невербальная коммуникация, Вселенная, азбука, Московский Кремль, преступность, семиотика, космонавтика, дресс-код, русалка, лозунг, невежество, второй президент СССР, риторика, экономика, масс-медиа, избушка на курьих ножках, коммюнике.
Тема 5. Логические действия с понятиями
Правильны ли следующие определения; каковы нарушенные правила и логические ошибки? 1. Правильной называется простая дробь, числитель которой меньше знаменателя. 2. Смешное – это то, что заставляет смеяться. 3. Лень – мать всех пороков. 4. Леопарды – это разновидность кошек. 5. Парк – это место, где отдыхают люди. 6. Пауки – это не насекомые. 7. Больной – это человек, который болен. 8. Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами. 9. Мулы – это не лошади. 10. Политолог – это специалист по проблемам политики. 11. Буддизм – это мировая религия. 12. Цилиндр – это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. 13. Фейерверк – прекрасное зрелище.
Выполните сложение, умножение и вычитание понятий, если возможно: 1) футбол, гимнастика; 2) писатель, поэт, литератор; 3) радиус, кавалерия; 4) радость, нечаянная радость; 5) птица, дирижабль; 6) юрист, прокурор; 7) река, пруд; 8) лошадь, консерватор; 9) право, мораль; 10) Китай, Древний Китай; 11) экономика, рыночная экономика, административная экономика; 12) молодость, старость, детство.
Раздел 3. СУЖДЕНИЕ
Тема 6. Простое суждение
Какие из приведенных ниже предложений являются суждениями? 1. «Пусть сильнее грянет буря!» (Лермонтов М. Ю.) 2. «Который час?» 3. Современному человеку необходимо умение пользоваться компьютером. 4. Переходить улицу надо на зеленый свет светофора. 5. Спешить – не спеши, а поторапливайся! 6. Курение опасно для здоровья. 8. «Какой русский не любит быстрой езды? (Гоголь Н. В.)
Определите виды, проанализируйте структуру суждений, запишите формулы. Выразите все суждения в виде атрибутивных категорических: 1. Люди живут во всех климатических зонах. 2. В России крепостное право отменили в 1861 г. 3. У планеты Марс два естественных спутника. 4. У всех планет солнечной системы существует своя орбита. 5. Все нотариусы – юристы. 6. Не все золушки становятся принцессами. 7. Миф – это больше чем сказка. 8. Бесценных товаров не существует. 9. Ни одна кошка не умеет лаять. 10. Осень всегда холоднее лета. 11. Все в подлунном мире смертно. 12. Есть и нераскрытые преступления.