Вопрос 4. Информационно-психологическая помощь населению при ЧС.
Одним из основных факторов, значительно снижающих риск возникновения негативных массовых явлений, является информационно–разъяснительная работа. Для ведения информационно–разъяснительной работы необходимо знание и понимание ситуации, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культурных различий.
При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений, страхов, надежд, в связи, с чем вероятность возникновения слухов возрастает.
Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности. При передаче слуха подразумевается, что он представляет собой достоверную информацию, даже если рассказчик предваряет свое повествование словами «по слухам».
Для того чтобы слух возник, необходима совокупность некоторых социально–психологических особенностей. К ним относятся:
· тревожная, напряженная, сложная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой люди ищут пути обезопасить себя и своих близких.
· стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться и уменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.
· наличие эмоционального заражения,подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.
· уверенность в достоверности сообщения. Не зная, откуда исходит слух, люди склонны предполагать, что информация представлена из надежных источников. Это создает иллюзию достоверности сообщения и формирует эффект ложного консенсуса, т.е. уверенности в том, что слух разделяют большинство людей.
· психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов: высокая внушаемость большей части пострадавших, их неспособность самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха; люди чрезмерно любопытные, вечно «принюхивающиеся», прислушивающиеся к любому разговору; люди, испытывающие недовольство, фрустрацию, усталость, находящиеся в состоянии длительного ожидания.
· социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.
В качестве первого и самого эффективного средства профилактики слухов выступает организованное информирование пострадавших. Информирование пострадавших и специалистов в ЧС должно отвечать следующим условиям:
1. своевременное оповещение;
2. централизованная подача информации от официального источника;
3. оперативный обмен информацией между силами по ликвидации;
4. дифференцированная подача информации.
Информация, доводящаяся до пострадавших должна быть дозированной (в том объеме, который необходим на данный момент), достоверной, своевременной, лаконичной, точной, периодичной.
При этом периодичность подачи информации в различных ситуациях отличается. В период ожидания известий о судьбе родственников периодичность информирования 3 - 4 часа в дневное время. В ситуации медленно развивающейся ЧС первые дни 2-3 раза в день, с третьего-четвертого дня 1-2 раза в день. Информатором может быть уполномоченное лицо (администрация, духовенство, авторитетный родственник пострадавших, врачи, представители силовых структур и др.).
Средства массовой информации являются одним из эффективных средством ведения информационно-разъяснительной работы в ЧС, особенно в масштабных и длительных ЧС. Негативное отношение к представителям СМИ, выражающееся и их игнорировании далеко не всегда целесообразно, а иногда может осложнить ситуацию. Если специалисты отказываются давать информацию в СМИ, журналисты ее все равно добудут, но вряд ли она будет достоверной. Комментируя события журналистам необходимо помнить следующее:
· комментарии средствам массовой информации даются по согласованию с пресс-службой соответствующего уровня;
· комментарии могут касаться только зоны профессиональной деятельности специалиста;
· принципы построения информации, которая дается средствам массовой информации, должны соответствовать общим принципам общения с пострадавшими.