Послеклассический период в античной философии
Сократические школы. Эллинистические школы. Неоплатонизм
»'
В послеклассической мысли вопросы о природе и политике отодвигаются на второй план. После Сократа самопознание становится центральной проблемой философии. «Как достойно прожить жизнь?» и «В чем благо человека?» — основные вопросы, на которые пытались ответить позднейшие греческие и римские школы.
Две влиятельные школы — киников и киренаиков — сформировались еще в классический период под влиянием идей Сократа. В эллинистический период (открытый завоеваниями Александра Македонского) складываются школы стоиков,
§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 45
эпикурейцев и скептиков. Последним сложилось мистическое направление в философии — школа неоплатонизма. Коротко рассмотрим основные идеи всех шести школ.
Основателем школы киниковбыл ученик Сократа Лнтисфен (450-360 до н.э.). Само наименование школы происходит от названия холма Киносарг в Афинах, где находился гимнасий Антисфена. Основная идея Антисфена - возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации и культуры. Философия — не теория, а образ жизни. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества — «без общины, без дома, без отечества», он не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим. Самый известный киник - Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) жил в глиняной бочке. Говорят, что на предложение Александра Македонского «Проси, что хочешь» он ответил: «Не заслоняй мне солнце». Влияние аскетизма киников заметно и в позднейших философских и культурных течениях — у стоиков, в христианском юродстве, даже в образе жизни хиппи XX в.
! |
Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями»; когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей - полководцев».
Основателем киренской школыбыл Аристипп из Кирены (ок. 435-360 до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом, единственное, о чем мы можем судить с уверенностью, - наши чувства и ощущения, приносящие нам или страдание или наслаждение. Наслаждение есть добро, страдание - зло. Цель человека - достижение полного, устойчивого наслаждения. Некоторые наслаждения временны и преходящи, за некоторыми следуют неприятные последствия, некоторые вызывают угрызения совести: они не ведут к цели. Все остальные наслаждения в совокупности ведут к благу. Такая точка зрения известна в философии как гедонизм.
f |
Однажды Аристипп попросил у тирана Дионисия денег. Тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». - «Дай мне денег, - перебил Аристипп, - а потом мы разберем этот вопрос» - и, получив деньги, сказал: «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».
46 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)
Школа стоиковсформировалась в III в. до н.э. Основателем ее был Зенон Китийский (333—262 до н.э.), проповедовавший свои идеи у Расписного портика в Афинах, откуда и появилось название «Стоя» (по-гречески stoa — портик, крытая колоннада). Идеал стоиков — спокойствие и невозмутимость (по-гречески «апатия»). Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности. Он не зависит от потребностей, страстей и внешних условий и должен избегать всяких желаний, поскольку они могут перерасти в неконтролируемые страсти.
Образцовым стоиком был римский философ Эпиктет (ок. 50 — ок. 140), который, будучи рабом, не терял спокойствия, считая, что настоящее рабство — потакание страстям и желаниям, а свободным духом можно быть даже в неволе. Наиболее известен римский стоик Сенека (ок. 5 до н.э. — 65), чей труд «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор помогает многим лучше понять себя и жизнь вокруг.
Эпиктет говорил: «Если настало тебе время переносить неприятности — I неси их бодро, а не как осел, противясь, стеная и изнемогая под напором | кнута».
У истоков школыэпикурейцев находился афинский философ Эпикур из Самоса (341—270 до н.э.) Подобно киренаикам, на первое место он ставил наслаждение. Как атомисты, он считал, что мир материален и состоит из атомов. Свои идеи он проповедовал в школе, названной «Сад Эпикура». Над ее входом висела надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие — высшее благо». Высшими удовольствиями для Эпикура были дружба и знание, а идеалом — атараксия (безмятежность). Эпикуреец должен быть свободным от любого страха и страданий, благодушным и снисходительным, веселым и безмятежным. Высшими наслаждениями Эпикур считал наслаждения духовные (хотя был не против и телесных, если те не имели дурных последствий). Однако многие его последователи истолковывали его учение искаженно, как апологию сладострастия и ублажения тела по принципу «Пей, ешь, гуляй и веселись». Сейчас многих любителей телесных наслаждений фигурально называют эпикурейцами.
§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 47
Эпикур говорил, что не следует бояться смерти и портить этим страхом свою жизнь: «Смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, то уже нет нас».
Школа скептиковбыла чрезвычайно популярной в Греции. Ее основатель - Пиррон из Элиды (IV в. - начало IIIв. до н.э.) считал, что нас обманывают и наши чувства, и наш разум. Логика скептиков проста: для каждого А возможны два противоположных суждения «А есть В» и «А не есть В». Оба этих суждения являются ложными. Доказать ничего невозможно: если мы обосновываем чем-то свой довод, то это обоснование тоже необходимо доказать, и так до бесконечности. Даже математика основана на аксиомах, которые не доказывают, а принимают на веру. Наконец, все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует. Скептики резко критиковали любой догматизм и, хотя часто они пере-' ходили все границы разумного, заложили основу для научного критицизма, поскольку без опровержения нет и прогресса в познании мира.
Друзья Пиррона ходили за ним по пятам, спасая его то от несущейся повозки, то от падения с обрыва, то от собак, пока философ размышлял, существуют ли в самом деле обрывы, повозки и собаки.
Античная эпоха подходила к своему завершению. Как это часто бывает в смутные и темные времена, люди пытались найти спасение в мистике.
Неоплатонизмпредложил философские основания для такой веры. Он вобрал в себя мистические элементы учения Платона, идей Пифагорейского братства и некоторых других тайных обществ античности. Виднейший неоплатоник Плотин (204-270) считал, что начало всего сущего - Единое - божественно, сверхъестественно и потусторонне. От Единого, как от солнца, исходит яркий божественный свет, порождая все многообразие мира (это Плотин называет эманацией - истечением). Чем дальше от источника, тем слабее становятся лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя - тяжелая и косная. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз -
48 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)
исступленное состояние, когда душа прорывает границы материального и устремляется к своему источнику. Здесь душа сливается с Единым, божественным. Приближение к экстазу нельзя обосновать разумом. Путь к нему — молчание и сосредоточение.
I |
Плотин, возвышая духовное и принижая материальное, часто повторял: «Я стыжусь своего тела».
В неоплатоновской традиции философия постепенно сменяется религией. Параллельно с неоплатонизмом формируется и христианское богословие, открывающее следующую эпоху в истории мысли Европы: средневековую христианскую философию.
В табл. 2.5 приведены краткие характеристики всех течений, возникших в послеклассический период.
1
§ 2.5. Послеклассический период в античной философии
ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные послеклассические школы. Дайте их краткие характеристики.
2. Какая из них вам представляется наиболее предпочтительной? По-
чему/
Таблица 2.5. Краткие характеристики философских течений
Течение | Основатель | Основные качества |
Киники | Антисфен | Аскетизм, естественность, независимость |
Киренаики | Аристипп | Чувственность, удовольствия, наслаждение |
Стоики | Зенон Китийский | Спокойствие, невозмутимость, бесстрашие |
Эпикурейцы | Эпикур | Наслаждение, благодушие, безмятежность |
Скептики | Пиррон | Сомнение, критика, опровержение |
Неоплатоники | Плотин | Мистика, экстаз, сосредоточение |
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Главная проблема послеклассической философии - обоснование счастливой и достойной жизни.
2. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении правильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия - религией.
4- 1760
< Q РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ I 3 ФИЛОСОФИИ(ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)
Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V по XV в. Однако средневековая философия начала складываться гораздо раньше — еще во II в. Идеи христианства требовали системного и теоретического обоснования.
§ 3.1. Философия Средневековья
Основные черты. Августин Аврелий. Фома Аквинский
Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Аристотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций. Итоги этой переработки отражены в основных характеристикахфилософии Средневековья (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Основные характеристики философии Средневековья
Раздел философии | Интерпретация | Принцип |
Онтология | Бог как истинное бытие | Теоцентризм |
Гносеология | Вера и откровение как путь познания | Догматизм |
Философская антропология | Человек как творение бога | Креационизм |
Социальная философия | Власть как божественное установление | Иерархизм |
Аксиология | Приоритет духовных ценностей | Психологизм |
Рассмотрим философские идеи и принципы Средневековья подробнее:
бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» — говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное — мир и человек — вторично и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку
г
52 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет центральная идея бога. Эта черта называется теоцентризмом;
о истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограниченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу необходима вера в это откровение, не допускающая сомнений. Как и в любой религии, здесь господствует догматизм;
о человек, как и весь мир, — творение бога (принцип творения называется креационизмом). Как созданный «по образу и подобию божьему» человек превосходит остальных существ и господствует над ними. Но он не способен ни на что без божественной воли и помощи;
о социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его представительницы на земле;
о познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна истине, поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение. Эту обращенность к душе можно назвать психологизмом. Ведущими духовными ценностями средневековые философы объявляют веру, надежду и любовь.
Идеи и принципы средневековой философии прошли два основных этапа в своем развитии. Первый этап — патристика (от лат. pater — отец) охватывает II—VIII вв. и представляет собой учение «отцов церкви» — первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона. Второй этап — схоластика (от лат. schola — школа) длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля.
Философ Августин Аврелий (св. Августин Блаженный) — наиболее известный представитель патристики, автор многих работ, в том числе таких известных, как «Исповедь» и «О граде божьем».
§3.1. Философия Средневековья 53
Августин Аврелий (354—430) родился в г. Тагасте в Северной Африке, на территории Западной Римской империи. В молодости Августин (как он пишет в своей «Исповеди») вел распутный образ жизни, однако со временем начал задумываться о смысле своего существования. Некоторое время он пытался найти ответ на свои духовные запросы в разных сектантских учениях, но в конце концов пришел к христианству. Достаточно быстро Августин стал признанным авторитетом в богословии. В конце жизни стал епископом г. Гиппона.
Основные идеи Августина — духовное развитие личности, цель развития исторического процесса, проблема теодицеи. Рассмотрим их подробнее:
о «Исповедь» — первое известное произведение, где в основу сюжета положена не череда внешних событий, а развитие души, более драматичное и важное, чем все события, проходящие во внешнем мире. В «Исповеди» с ее тонким психологизмом рождается понятие личности, которого не знала античность. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни;
о в работе «О граде божьем» Августин противопоставляет «град земной» — государство и «град божий» — церковь. Первый воплощает любовь к себе, второй — к богу. В борьбе «градов» должна победить церковь и вера, которая подчинит себе государство: в этом состоит миссия церкви и цель истории;
о если в мире присутствует зло, а мир сотворен богом, то получается: бог виноват в том, что зло существует. Однако Библия говорит, что бог «всеблаг», добр. Оправдание бога за зло называется проблемой теодицеи (от греч. theos — бог + dike — справедливость). Августин сравнивает добро и зло со светом и тьмой. Свет реально существует (например, можно измерить его скорость и определить, из чего он состоит). Тьму нельзя ни измерить, ни обнаружить ее составляющие: тьмой мы называем просто отсутствие света. Зло есть отсутствие добра, небытие, значит, оно никем не сотворено. Причина зла — не в боге, а в свободе человека, который может идти к богу, а значит — к добру, или же не идти к нему, тем самым умножая зло.
Августин полагал, что знание само по себе не способно привести к истине. Ему должна помочь вера. Самое известное высказывание Августина: «Верую, чтобы знать».
54 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
Философ и богослов Фома Аквинский (Аквинат) — наиболее известный представитель схоластики. Он использовал труды Аристотеля для того, чтобы систематизировать богословские идеи. Основные его работы — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (или «Сумма философии»).
Фома Аквинский (1225/26-1274) родился в Акуино, близ Неаполя в богатой и влиятельной аристократической семье. Вопреки желанию родственников Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пытаясь образумить Фому, родители заточили его в башне фамильного замка, где тот провел больше года, но не отказался от своего выбора. Фома учится и работаете Париже, Кельней Риме, где пишет ряд трактатов и комментариев к Библии и трудам Аристотеля. В 1274 г. по пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому причислили к лику святых.
В фокусе исследований Аквината — проблема соотношения веры и разума. По мнению философа, и вера, и разум ведут к истинному знанию, однако в случае противоречия между ними следует отдавать предпочтение вере («философия — служанка теологии»). Так, при помощи разума можно доказать то, что бог существует и он един. Что касается троичности бога, первородного греха и других идей, то их нельзя понять без откровения (Библии) и веры.
Фоме принадлежат пять доказательств существования бога:
о движение - все, что движется, имеет источник движения в чем-то другом, следовательно, должен быть перводвига-тель, т.е. бог;
о причина - все имеет причину, цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е. бог;
о необходимость — случайное зависит от необходимого, значит, существует высшая, божественная необходимость, т.е. бог;
о качество — все имеет разные степени качеств (хуже, лучше), значит, должен быть эталон - высшее совершенство, т.е. бог;
о цель — все в мире имеет цель, следовательно, существует высшее разумное начало, которое и направляет все в мире к цели, т.е. бог.
Учение Фомы известно как томизм (по-латыни Фома — Thomas). Идеи Аквината популярны до сих пор, и современная католическая философия известна как неотомизм.
§ 3.2. Философия Возрождения 55
В конце эпохи Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов здесь добился орден францисканцев.
Роджер Бэкон1 (ок. 1214—1294) призывал отказаться от слепой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам (ок. 1285 — ок. 1350) считал, что все спекулятивные понятия, не самоочевидные или не поддающиеся проверке опытом, следует удалить из науки: «Сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип, согласно которому самое простое объяснение будет самым правильным, известен как «бритва Оккама». Идеи францисканцев указывали на кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме — принципе, согласно которому все в мире определено богом.
2. Основные этапы средневековой философии — патристика и схоластика. Представителем первой был Августин Аврелий, второй — Фома Аквинский.
ЗАДАНИЯ
1. Перечислите принципы средневековой философии. Прокомментируйте их.
2. Назовите основные идеи философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского.
§ 3.2. Философия Возрождения
Основные черты. Основные направления
Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и продолжается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения следующие: о антропоцентризм — в центре мировоззрения стоит человек;
1 Не путайте с Фрэнсисом Бэконом (1561-1626).
56 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
о гуманизм - обоснование самоценности человека, его прав и
свобод;
о эстетизм - ведущая роль искусства;
о свободомыслие - освобождение от догматического средневекового мышления.
Рассмотрим их более подробно:
о антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;
о гуманизм (от лат. humanus - человечный) подчеркивает, что конечной целью философии должен являться человек как венец творения;
о эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, драматургия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микел-анджело, полотна Леонардо да Винчи - все это классические образцы небывалого подъема искусства;
о свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.
Само название «Возрождение» подчеркивает, что философы этого времени пытались найти обоснования своего поиска в свободном и демократическом духе античности, возрождая классическую древность. Основные направления философии Ренессанса отсылают к греческим и римским образцам (табл. 3.2).
Таблица 3.2. Основные направления философии Ренессанса
Направление | Античный образец | Представители |
Натурфилософия | Досократики | Николай Кузанский, Г. Галилей |
Скептицизм | Пиррон | М. Монтень, Эразм Роттердамский |
Политическая философия | Платон, Аристотель | Т. Мор, Н. Макиавелли |
Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса. Предшественник итальянской натурфилософии Николай Ку-
§ 3.2. Философия Возрождения 57
занский (1401 — 1464) выдвигает идею пантеизма — отождествляет природу и бога. Поскольку Вселенная, как и бог, бесконечна, ее нельзя познать при помощи ограниченной логики — к абсолютной истине можно бесконечно приближаться, но овладеть ею нельзя. На место логики ставится «ученое незнание» — символическое мышление, где сливаются противоположности. Приведем пример такого мышления.
а А В
------------ т . #
Прямая а по определению бесконечна. Отрезок АВ конечен. Однако А В можно разделить на разное число частей (от двух до бесконечности). Следовательно, АВ также внутри себя бесконечен. Поскольку оо = со, прямая а равна отрезку АВ. Если символически представить, что прямая — это бог, а отрезок — человек, то человек становится равным богу и Космосу. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм).
Пантеизм Николая Кузанского повлиял на дальнейшее развитие науки — исследование Вселенной получило свое оправдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.
Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473—1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564—1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.
Скептицизм — это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469—1536) в своей знаменитой книге «Похвала глупости» высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни»: «В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать про-
58 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
тив всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью»1.
Девизом французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) были слова «Точно известно, что ничего точно не известно». Свой скептицизм Монтень выразил в работе «Опыты». Приведем некоторые афоризмы из нее:
о «Я полагаю, что почти на каждый вопрос надо отвечать: не знаю».
о «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание»2.
Политическая философияВозрождения представлена в разных вариантах. Мечты Платона об идеальном государстве находят свое продолжение в традиции утопизма. У ее истоков стоит Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). Здесь он описывает несуществующее государство, где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.
Никколо Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» представляет совершенно иную традицию в политической философии. Если Платон не отделял этику от политики, то Макиавелли полагает, что при возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами — вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть использована ради корыстных целей. Ее цель - укрепление государства, обеспечение его интересов и в конечном счете - народное благо. В позднейшее время термин «макиавеллизм» стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике «цель оправдывает средства».
Таким образом, Возрождение стало подготовкой к Новому времени. Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству. Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной спра-
1 Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Худлит, i960. Гл. 25.
2 Монтень М. Опыты: В 2 т. М.: Терра, 1996. Т. 2. С. 244, 247.
§ 3.3. Философия Нового времени (XVH-XVIII вв.) 59
ведливости: идеи Макиавелли повлияли на становление централизованных государств, а идеи утопистов — на более поздние революционные идеалы «свободы, равенства, братства».
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Философия Возрождения основана на антропоцентризме — принципе, согласно которому в центре мироздания находится человек.
2. В фокусе философии Возрождения находятся проблемы соотношения человека и природы, политического устройства и творчества.
ЗАДАНИЯ
1. Перечислите основные черты философии Возрождения. Назовите их основные отличия от характеристик средневековой философии.
2. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Возрождения.