Классическая греческая философия

Сократ. Платон. Аристотель

Вторая половина V в. до н.э. — время поворота философии от природы к человеку. Впервые вопрос о человеке был поставлен софистами, учившими искусству побеждать в спорах. Основной тезис софистов высказал Протагор (ок. 490—

§ 2.4. Классическая греческая философия 39

ок. 420 до н.э.): «Человек есть мера всех вещей — существующих, если они существуют, и несуществующих, если они не сущест­вуют».

Фраза эта, однако, обозначала также, что софисты инте­ресовались больше умением доказывать свое мнение, чем ис­тиной. Добро для одного, полагали они, может быть злом для другого, а истина и ложь равнозначны — все зависит только от точки зрения. Подход, согласно которому все в мире относи­тельно, называют релятивизмом.

I

Софисты были мастерами запутывать собеседника. Вот пример одного из простейших софизмов: «То, что вы не теряли, вы имеете. Рога вы не теря­ли, значит, вы их имеете».

С критики релятивизма начинается классический период древнегреческой философии, который открывает Сократ.

Сократ (ок. 470-399 до н.э.) родился и прожил всю жизнь в Афинах. Он не писал книг, а высказывал свои идеи лишь в многочисленных диалогах с различными собеседниками — политиками, философами, софистами. Со­крат обладал безупречной логикой и всегда побеждал в спорах, что принес­ло ему славу «мудрейшего из греков». Недоброжелатели обвинили Сократа в свободомыслии и неверии в богов. Суд вынес ему смертный приговор — отказавшись спастись бегством, Сократ принял в тюрьме чашу с ядом.

Рассмотрим основные идеи и характерные черты филосо­фии Сократа:

о внутренний мир человека важнее, чем природа. Поэтому по­знание начинается с самопознания. Девизом жизни и филосо­фии Сократа была фраза «Познай самого себя», выбитая на фронтоне храма Аполлона в Дельфах;

о путь к самопознанию — разум. Только с помощью разума мож­но осознать себя нравственным существом и стать в полной мере человеком. Знание равноценно добродетели: мудрый не может быть злым;

о истина существует, и лучший путь ее поиска — честный спор (диалектика), где сталкиваются мнения и побеждают самые обоснованные из них;

о в споре истина рождается, и ее необходимо правильно при­нять. Умение принимать истину Сократ фигурально называет майевтикой (по-гречески — искусство принимать роды);

Классическая греческая философия - student2.ru 40 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

о Сократ в споре постоянно использует иронию. Притворно со­гласившись с идеями собеседника, он постепенно приводил его к противоречию самому себе, подчеркивая тем самым огра­ниченность его знаний;

о важным элементом философии является сомнение. Ничего нельзя принимать на веру, так как многие общепринятые мне­ния являются ложными, а уверенность в своих знаниях - ил­люзией. Сам Сократ подчеркивал это в своих знаменитых сло­вах: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Знаменитый философ Платон был учеником Сократа. Большая часть его произведений представляет собой отредак­тированную запись диалогов Сократа с различными собесед­никами. Среди его произведений известны такие диалоги, как «Государство», «Пир», «Федон», «Федр» и др.

Платон (427-347 до н.э.), настоящее имя Аристокл. Прозвище «Платон» по-гречески значит «широкоплечий» — философ был мощного телосло­жения и даже получал спортивные награды как хороший борец. Под влия­нием Сократа Платон посвятил свою жизнь философии. После смерти Сократа Платон много путешествовал, посещал Италию и Сицилию. В путешествиях он попал в рабство и был выкуплен из него. Возвратив­шись с новыми идеями и впечатлениями в Афины, он основал свою шко­лу - Академию, которая просуществовала около 900 лет.

Исходный пункт размышлений Платона можно предста­вить следующим образом: «Может ли быть совершенным мир, где столько зла и горя, где убивают мудрецов и возвышают об­манщиков? Если творец всемогущ и идеален, то как он мог соз­дать столь несовершенный мир?»

Бытие. Размышляя, Платон приходит к выводу, что наш мир не является истинным — он только искаженная тень, отра­жение настоящего мира в подобии кривого зеркала. Истинное бытие, которое Платон называет миром идей, недоступно чув­ствам. Все, что мы видим в нашем мире теней, — лишь копии, несовершенные слепки с идей. Они существуют лишь постоль­ку, поскольку существуют сами идеи. Так, дерево в нашем мире теней существует, поскольку есть идея дерева в далеком мире идей, а искусство приносит удовольствие, поскольку есть идея прекрасного. Истинное бытие — это и есть неизменные, веч-




§ 2.4. Классическая греческая философия 41

ные, тождественные самим себе идеи. Видимые же вещи -лишь непостоянные тени, возникающие и гибнущие.

Для объяснения своей теории Платон использовал притчу о пещере. Пред­ставим, что все мы сидим в пещере, скованные цепями, не можем обер­нуться к входу и видим лишь мелькание теней на стене. Если бы кто-то су­мел выбраться из пещеры, а по возвращении рассказать, что он видел, ему не поверили бы, говоря, что тени - это и есть истинная реальность, а то, что кроме пещеры существует что-либо еще, - глупая выдумка.

Познание. Душа принадлежит обоим мирам - миру теней и миру идей. До рождения человека она пребывала в идеальном мире, созерцая его красоту, и, следовательно, душа в своей глу­бине содержит истинное знание. Однако, воплотившись в теле, она забывает обо всем. Понять, познать — значит вспомнить. Со­крат как раз и занимался тем, что пытался «разбудить» истину, изначально присутствующую в душе, своими наводящими во­просами в споре. Но вспомнить, согласно Платону, способны немногие, и именно таких людей он называет философами. По­знавать же преходящие и искаженные тени при помощи наших чувств способны все, но такое постижение мира иллюзорно, как и сам мир теней. Его результат - мнение, но не знание.

Этика и политика. Душа, согласно Платону, состоит из трех частей. Высшая часть — разумная, которая и содержит ис­тинное знание. Две остальные части - страстная и вожделе­ющая — низшие. Учение о душе связывается у Платона с учени­ем о политике. В диалоге «Государство» он пишет об идеальном общественном устройстве. В идеальном полисе - три сословия (повторяющие деление души на части): правители-философы, воины и торговцы. Справедливо, по мнению Платона, если ка­ждый будет занимать место сообразно своим способностям. В государстве Платона упразднены семья и частная собствен­ность как источники пороков и преступлений (ревности, за­висти, воровства, казнокрадства).

Связь учения о душе, добродетелях и политике схематиче­ски представлена в табл. 2.2.

Попытки Платона воплотить свои политические идеи в реальность ни к чему не привели, но тем не менее доказали ис­ходный тезис философа о том, что наш «мир теней» не может быть идеальным.

Классическая греческая философия - student2.ru 42 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

Табл и ца 2.2. Связь учения о душе, добродетелях и политике

Часть души Расположе­ние Способность Добродетель Сословие
Разумная Голова Мышление Мудрость Философы
Страстная Сердце Воля Храбрость Воины
Вожделе­ющая Живот Чувствен­ность Сдержан­ность Торговцы

Аристотель, ученик Платона, завершает ряд классических философов.

§ 2.4. Классическая греческая философия 43

точно ее описать. Из двух последних оснований Аристотель от­дает предпочтение цели — все в мире стремится к реализации своих возможностей, во всем изначально задана цель (как в же­луде заложен будущий дуб). Позднейшая наука, однако, отдала предпочтение изучению причин и следствий.

Этика. В работах по этике Аристотель выдвигает знамени­тое правило «золотой середины» (табл. 2.3): добродетель есть середина между крайностями-пороками. В поведении необхо­димо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом. Только такой путь ведет к благу.



Аристотель (384—322) родился в Стагирах во Фракии (поэтому его иногда называют Стагирит). В 18-летнем возрасте он переехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. После смерти учителя Аристотель был приглашен ко двору царя Филиппа в качестве воспитателя юного Алек­сандра Македонского. Затем он возвращается в Афины и посвящает оста­ток жизни написанию многочисленных книги преподаванию в собствен­ной школе — Ликее.

Список работ Аристотеля обширен. Это «Физика», «Мета­физика», «Политика», «Этика» (в 3 книгах), «Риторика», «По­этика», трактат «О душе», работы по логике, объединяемые под названием «Органон», и т.д. Аристотель обладал энциклопеди­ческими знаниями и даром систематизации; он заложил осно­вы многих современных наук — психологии, логики, этики и т.д.

Метафизика. В своих работах Аристотель не только разви­вает идеи Платона, но и спорит с ним. Считается, что свое от­ношение к учителю он выразил известной фразой: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель выступает против теории учителя о двух мирах: мир един и сущность предмета находится не в запредельном мире идей, а в самой вещи. Что же является этой сущностью? Что делает предмет конкретным? По мнению Аристотеля, это форма. Материя без формы — только нереализованная возможность. Дерево является дере­вом потому, что имеет форму дерева, а не потому, что где-то есть идея дерева. Помимо формы Аристотель выделяет три ос­нования вещей — материю, причину и цель. Четыре этих основа­ния в совокупности придают вещи реальность и позволяют

Таблица 2.3. Правило «золотой середины»

Порок (-) Добродетель (+) Порок (-)
Трусость Мужество Безрассудство
Жадность Бережливость Расточительность

Политика тесно связана с этикой: правитель должен при­держиваться правил морали и, как глава семьи, быть справед­ливым к своим домочадцам. Если власть используется для лич­ных целей, политика искажается и превращается в преступное действие. Аристотелю принадлежит также первая попытка описать типы государственного устройства (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Типы государственного устройства по Аристотелю

Число правящих Идеальный тип (+) Искаженный тип (—)
Правит один человек Монархия . Тирания
Правит группа людей Аристократия Олигархия
Правит народ Полития Демократия

Поскольку идеала достичь не всегда реально, Аристотель поддерживал демократию, считая ее «лучшим выбором из худ­шего». Хотя и при демократии все стремятся к своей цели, а не к благу народа, сама ее структура заставляет правителя учиты­вать интересы избирателей, чтобы не лишиться власти.

Аристотель был последним крупным философом мирового значения не только для классического периода, но и для всей

Классическая греческая философия - student2.ru 44 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

античной философии. Позднейшие мыслители древности уже не поднимались на такие высоты теоретической отвлеченной мысли, занимаясь преимущественно спорами о стратегии практического поведения человека.

Таким образом, классическая философия оказалась высшей точкой творческого развития античной мысли.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философия классического периода переходит от изучения природы к изучению внутреннего мира человека и прежде всего его нравствен­ности (Сократ).

2. Согласно Платону, окружающий нас мир - всего лишь тень истин­ного идеального мира.

3. Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а крат­чайший путь человека к цели (благу) состоит в избегании крайностей и излишеств.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные идеи философии Сократа.

2. Назовите ключевые идеи онтологии и гносеологии Платона.

3. Дайте характеристику четырем основаниям вещей в метафизике Аристотеля. Опишите какой-либо предмет, используя эти основания.

Наши рекомендации