Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Финал романа "Евгений Онегин" необычен - он открыт. Это позволяет читателю самому домыслить дальнейшие судьбы героев. Человеческая жизнь имеет не только закономерности , она подвержена случайностям, которые могут резко изменить привычный ход событий. Жизнь и судьба - проблема, которая волнует Пушкина на протяжении многих лет. Этот вопрос автор ставит и в романе "Евгений Онегин".
Подумаем над финальной сценой романа. Поэт намеренно оставил своего героя в минуту "злую для него... Надолго... навсегда". Так в чем же смысл такого конца? Не в том ли, что герой так и не нашел себя, что он все еще на распутье?
Перелистаем восьмую главу романа. Онегин приехал в Петербург уже не тем человеком, каким уезжал из него (первая глава), и не тем, каким был в деревне. Он многое пережил. Острее стал его конфликт с обществом: герой потрясен чувством, перевернувшим всю его "ленивую душу". Изменилась и Татьяна: она уже не та доверчивая девочка, какой была в начале романа. Жизнь, трагические события, через которые пришлось пройти героине, ранили ее, однако не изменили ее нравственных принципов, которые она раз и навсегда приняла. Нравственная сила искренности, простота, верность возвышают Татьяну. Татьяна отвергает Онегина не потому, что она перестала его любить, а потому что осталась верна своим взглядам на жизнь, своим идеалам. Евгений Онегин , находясь в зависимости от традиций светского общества, пройдя через испытание любовью, стоит на перепутье, не определившись в своих дальнейших целях. Счастье взаимной любви было невозможно для героев тогда, в деревне, невозможно оно и сейчас.
Все перечисленные особенности говорят о сложнейшей философии жизни, которую вложил в свой роман А. С. Пушкин.
51 Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Тема одиночества характерна для всего творчества М. Ю. Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: "Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть". Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, "как пламень", печаль - вот основные черты лирического героя М.Ю. Лермонтова.
Многие современники поэта были людьми, бесконечно одинокими, замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты. Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности...
Ранняя лирика похожа на дневниковые записи. В стихотворениях этого периода поэт пытается раскрыть сложную внутреннюю жизнь человека, вот почему они носят исповедальный характер. Во многих ранних стихотворениях Лермонтова появляется демон - "порочный мученик", отвергнутый всеми.
В стихотворении "Мой демон", написанном в 1831. году, демон представлен Лермонтовым как дух познания. Он открывает человеку высшую реальность и тем самым лишает его счастья:
Покажет образ совершенства,
И вдруг отнимет навсегда,
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Лермонтов ставит философский вопрос: что предпочтительней: простое человеческое счастье или отблеск блаженства, который навсегда лишит человека возможности спокойного устроенного существования. Таким образом, лирический герой поставлен перед проблемой выбора: между реальным и идеальным.
В юношеских стихотворениях поэта звучит тема одиночества. Лермонтов чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой...
"Монолог". 1829
В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова -беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.
Без друга лучше дни влачить
И к смерти радостной склоняться,
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться!
Поэт как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и он уже не мыслит себя с близкими ему людьми.
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом.
Лермонтов не мог воспринимать происходящего вокруг него с легкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на все. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски, а порой он тяготится привычным ему одиночеством.
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье - все готовы -
Никто не хочет грусть делить.
"Одиночество". 1830
Но в ранней поэзии Лермонтова есть и иное восприятие одиночества - романтическое. Вновь идет речь об одиноком герое, но он уже не пассивен. Он мятежен, не приемлет действительность, ищет единения с вольной стихией, отдается предельно сильным чувствам, полету мечты. Эта жаждущая бурь одинокая личность, этот романтический идеал прекрасно воплотился в стихотворении "Парус". В тумане безбрежного моря одиноко белеет уплывающий парус. А лирический герой, глядя на него, как бы пытается проследить его судьбу.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Парус становится символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира. Но поиски эти тщетны, как тщетна и попытка обрести свободу и покой. Парус по-прежнему как бы отстранен от радостных красок, ему не удается слиться со стихией.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой!
Во второй половине 30-х годов - начале 40-х пылкость чувств, мятежность сменяются глубокими раздумьями, философским поиском. Теперь преобладает тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. Лермонтов говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг "души родной", его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
"И скучно и грустно". 1840
В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь его - "такая пустая и глупая штука", а все радости, муки, страсти и желания ничтожны. И он продолжает одиноко существовать на этой Земле, покорный судьбе:
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно
Года уходят, будто сны...
"Одиночество". 1830
Поэт ничего не хочет от жизни, он ни о чем не жалеет. Вновь, как в "Парусе", он желает лишь свободы и покоя, но ищет он их уже не в буре, а в забытьи, во сне.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть,
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
В стихотворении "Выхожу один я на дорогу" Лермонтов передал ощущение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не унылое и печальное, как ранее, так как поэт, находясь вдали от людей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой небес и земли, и душа его просветляется.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Лирика Лермонтова - это исповедь бесконечно одинокого человека, исповедь одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности. Мир отвергает героя, изгоняет - но и герой отвергает этот мир, уходит от него.