Тринитарный подход к формированию методологии

В сознании каждого человека присутствуют структуры, которые вслед за древними греками и К.Г. Юнгом можно определить как архетипы – начальные образы. Среди совокупности этих образов мы находим и довольно конкретные и абстрактные. К последним относятся геометрические фигуры, показывающие структурную организацию Мира: точка, диполь, триада, квадрат, пентаграмма … окружность и т.д. Сколько настоящий человек, соответствующий своему определению, помнит себя, он всегда занимался интерпретацией этих древних символов, стараясь понять, с помощью периодически приходящих на Землю Учителей, заложенный в них смысл, чтобы сделать своё бытие более осознанным, соответствующим и сообразным замыслу Творца.

Если точка, подобно фридмону, являет собой максимум абстракции, вмещая в себя всё мироздание, то уже диполь (диада) показывает нам базовую характеристику мировосприятия обычного человека – дуальность: высокое – низкое; белое – чёрное; добро – зло и т.д. и т.п. Здесь степень абстракции символа уже существенно снизилась относительно точки. Если теперь мы перейдём к треугольнику, или, в общем, к любой триаде, мы увидим ещё больше конкретики, которую невозможно игнорировать без ущерба для безопасности личности, общества, человечества в целом. Но, поскольку это игнорирование по различным причинам наблюдается повсеместно, особенно в социальных структурах, например, образовании, необходимо обратить особое внимание на учёт и использование тринитарных моделей для методологии духовно-нравственного воспитания в образовательных системах.

Мы уже рассмотрели некоторые тринитарные структуры: «дух – душа – тело», «вещество – энергия – информация», «око тела – око души – око духа», иными словами, триада восприятия «рациональное – чувственное – интуитивное». Эти триады будем использовать в дальнейшем.

Что касается образования и конкретной проблемы духовно-нравственного воспитания личности в нём, то тринитарный подход хорошо показывает, что существующий кризис мировой системы образования не является самостоятельным явлением. Он – всего лишь проекция деформации триады в устройстве государственного управления большинства стран, особенно промышленно развитых. Поясним это подробнее.

Ранее нами было показано [9], что все базовые принципы управления социальными системами, вне зависимости от уровня последних, можно свести к триаде: «экономический принцип – принцип сильной власти – принцип развития». Или, в более привычной форме, – «экономика – политика – нравственность». Процветающее (в смысле непрерывно, гармонично развивающееся) общество можно построить только одним путём: отдать первостепенный приоритет нравственности, а экономику и власть сделать закрепляющим основанием этой триады (см. рис. 2).

Нравственность (регулятор и вектор развития)

Экономика Тринитарный подход к формированию методологии - student2.ru Политика

(ресурсное регулирование) (властная регуляция)

Рис.2. Триадная модель механизма управления

социальными системами

Учитывая, что в триаде каждый элемент выполняет роль своего рода регулятора отношений между двумя остальными [5] деформировать эту триаду управления, а тем более упрощать её до диады крайне опасно, но именно это и сделано в большинстве развитых стран.

Рассмотрим, например, положение дел в мире, живущем по так называемой западной модели, где под видом демократии процветает известная со времён Аристотеля форма управления государствами – финансовая олигархия. Это форма управления, при которой экономический принцип управления поставлен на уровень максимальной значимости. Всё, что ни делается, должно приносить прибыль. Населению 24 часа в сутки промывают мозги всякими индексами – показателями экономического роста или падения, биржевыми сводками типа – какой молодец биржевой спекулянт, который разбогател на кризисе вдвое, и какой неудачник и глупец тот, кто в это же время проиграл. Новости напоминают фильм ужасов, а в перерывах на рекламу граждан убеждают, что они могут избежать всего этого, если будут следовать советам рекламодателей, которым живётся очень хорошо. После такой информационной промывки в сознании людей остаются только деньги, телесериалы и борьба с кариесом. Для закрепления достигнутого «успеха» этим народам внушают, что пиво или вино их национальные напитки, что их предки являются обезьянами, а сама жизнь – продукт случайных мутаций и борьбы за выживание. Проходит исторически кратчайший период и о принципе развития человека и общества, о нравственности власти перестают даже думать, разве что с трудом выговаривают странные, давно забытые слова в своих предвыборных речах и PR-акциях, а некогда могучие народы превращаются при этом в нечто бесформенное по имени электорат, совершенно забывший – кто он и зачем пришёл на эту бренную землю.

Но если в человеке убита нравственность, он начинает делать много дел, весьма неприятных для правительства, поскольку принцип активности в человеке истребить до конца невозможно и, не помня куда эту активность нужно направлять (а направлять её нужно только на развитие себя и других), он неизбежно, не осознаваемо будет направлять её на разрушение той системы, которая лишила его памяти о своей творческой, божественной сущности.

В самой системе управления эта разрушительная активность проявляется, прежде всего, в тотальной коррупции. Оставшись наедине с экономикой, власть быстро сдает свои позиции, поскольку экономика в отсутствие третьего члена триады (нравственности, как регулятора отношений) её просто выкупает, делает своей слугой, заставляя создавать угодные ей законы. Безнравственная власть никогда не может сохранить свою независимость от экономики и некогда существовавшая триада окончательно обрушивается, допуская тотальное главенство золотого тельца («жёлтого дьявола» по М. Горькому) на всех уровнях организации общества. Коррупция пронизывает всё, но этим дело не кончается, поскольку существует множество тех, кому нечего дать и нет за что брать, а принцип активности продолжает стучаться в их сознание.

В связи с этим дальнейшие события развиваются ещё более драматически. Купленная власть должна отработать полученные деньги, и у неё (по подсказке экономики) возникает «гениальная» идея создания так называемого правового государства, граждане которого должны в своей жизнедеятельности быть полностью алгоритмизированы, т.е. должны превратиться в социальных роботов. Главная задача – направить активность в нужное власти и экономике русло. Чтобы при этой, очень плохой игре сохранить красивый внешний образ, экономика прячется за маской демократии. Дескать, мы тут ни причём, это сам народ и его избранники решили так сделать, поскольку кругом бегают всякие там Бен Ладены, Алькаиды, и прочая мерзость, которые могут отнять наши «диролы», «орбиты», памперсы и мерседесы. А значит, их нужно либо заставить «нормально» жить, либо уничтожить. Этому трудно что-либо возразить, поскольку преступность в условиях обрушенной триады набирает силу колоссальными темпами. Но может ли правовое государство поправить ужасный результат обрушения управленческой триады? Конечно же, нет! Оно может только усугублять создавшееся положение, для чего достаточно обратить внимание на опыт «цитадели» современной демократии – США, где законов выпущено столько, что прочесть их и понять механизм их функционирования даже весьма умному человеку невозможно за одну человеческую жизнь. Значит, к каждому американцу должен быть прикреплён адвокат. На этом проблемы не кончаются. В известном американском фильме адвокаты, специалисты только в одной узкой области (бракосочетания), собираются на ежегодный съезд, чтобы обсудить тонкости составления только одного документа – брачного контракта. Но самое страшное при этом не наличие целой армии адвокатов, а то, что у человека полностью отнимают механизм саморегуляции, замещая его внешним управлением. В таких условиях развитие личности и общества не представляется возможным, следовательно, и граждане, и государство неизбежно идут к своему упадку.

Об этой ситуации говорил ещё Платон. По его мнению, появление в обществе врачей и судей – первый признак деградации этого общества.

Чтобы это доказать логическим путём, нужно обратиться к ещё одной триаде – самоуправления (рис.3).

Самоорганизация

Саморегуляция Тринитарный подход к формированию методологии - student2.ru Самоконтроль

Рис. 3. Триадная модель механизма самоуправления

Фундаментальным свойством каждой системы или особи является динамика состояния, т.е. флюктуация её жизненно важных параметров, диапазон изменения которых не может превышать некоторых пределов устойчивости системы, специфических для каждого вида особей, например: параметры гомеостаза у представителей животного мира; пределы изменения скорости движения автомобиля или скорости вращения турбины Саяно-Шушенской ГЭС. Выход параметров системы за пределы её устойчивости приводит к качественному изменению её состояния – от появления болезней у человека или поломок у техники, до гибели системы.

Удержание параметров системы в диапазоне устойчивости осуществляется специальными подсистемами управления, которые могут быть частью самой системы, и тогда этот процесс мы называем самоуправлением, или осуществляться другими системами – внешнее управление.

Саморегуляция – одна из составляющих триады самоуправления в любых живых системах (рис.3), имеющая, как будет показано ниже, внешний и внутренний аспекты. Внешний аспект – осознаваемая, объективируемая саморегуляция, внутренний – неосознаваемая, регистрируемая только субъективно.

Сущность саморегуляции – осознанное или неосознанное самоизменение или удержание системой в определённых пределах своих параметров при неизменности её структуры, тогда как самоорганизация – есть управляемый изнутри самой системы процесс изменения структуры отношений отдельных её элементов или их групп, сопровождающийся подчас качественным изменением самих элементов. Наконец, самоконтроль в этой триаде самоуправления есть реализация принципа обратной связи, т.е. способ отслеживания результатов управляющих действий.

Что есть обратная связь? В технических устройствах это подача части выходного сигнала устройства на его вход, чтобы можно было знать результат входного воздействия. В объективной части человеко-машинных систем обратная связь достигается таким же путём. Например, в компьютере монитор обеспечивает обратную связь зрительной модальности, и оператор видит результат своего воздействия на клавиатуру или другие устройства ввода информации в компьютер. Чем совершеннее обратная связь, тем точнее может быть организовано воздействие человека на компьютер, поэтому в нём обратная связь организована на полимодальной основе – через различные анализаторы. Ещё более наглядный пример – человек, управляющий транспортным средством. Никто не рискнёт сесть в автомобиль, у которого отсутствует возможность видеть дорогу. Все эти примеры настолько тривиальны, что их упоминание здесь кажется неуместным. Но мы о них упоминаем только потому, что в акте саморегуляции, большинство людей даже не задумываются о необходимости такой обратной связи, что происходит по следующим причинам.

Триада процессов восприятия человеком мира, на которую указывает вечная философия и ссылаются множество современных авторов, в естественном своём протекании образует треугольник взаимодействия, показанный на рис. 4. Это три способа познания человеком мира, три канала получения информации и, следовательно, три канала, которые должны быть задействованы в системе обратной связи. Если какой-то канал не задействован, цельный результат саморегуляции ускользает. Можно работать либо с его отражением, либо с отображением.

Интуитивное (око духа)

рациональное Тринитарный подход к формированию методологии - student2.ru чувственное

(око тела или око ума) (око души)

Рис.4. Триадная модель механизма восприятия мира человеком

К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев люди познают мир только через посредников, которыми являются сенсорные системы тела человека. В этих случаях человек не может осознанно пользоваться ни каналом интуиции, ни оком души, т.е. чувствовать и понимать тонкие нюансы изменения своего внутреннего мира и внешнего мира, он только ощущает миры и может описать свои ощущения в той или иной знаковой системе. Это восприятие внешнего, формы, объективного, с чем и имеет дело наука.

Но сенсорные системы обладают чрезвычайно узкой «полосой пропускания». Это своего рода фильтры. Зрительный анализатор пропускает в сознание ничтожно узкий диапазон электромагнитных колебаний, так называемый световой диапазон – от инфракрасного, до ультрафиолетового. Всё остальное в этом бесконечном спектре колебаний недоступно для осознанного восприятия. Та же история со слуховым анализатором и с остальными тоже. Если говорить об обратной связи, то наличие только одного сенсорного канала получения информации может быть сравнимо с ездой на машине без окон и дверей, но зато с локаторами и со спутниковым навигатором. Теоретически ехать можно, но на практике человек, пребывающий в своём уме, никогда такой машиной пользоваться не будет. И здесь начинается самое интересное. Оказывается, что человек, у которого закрыто око души и око духа, в жизни в основном именно на такой машине и передвигается. Эта машина – его тело, а наука рассказывает, как с ним управляться средствами саморегуляции. О том, что при этом происходит в пространствах «субъективное Я» и «субъективное Мы» средствами науки можно только пытаться узнать, выдвигая гипотезы и пытаясь их доказать или опровергнуть, исследуя явления их сути в пространстве «Оно».

Степень самоуправления является одним из самых значимых критериев уровня духовно-нравственного развития человека. Способность к самоуправлению это и есть то качество, которое в психологии называется субъектностью. В переводе на русский язык «субъект» означает – управитель процесса. Идеальная субъектность, как её определяет П.Д Успенский – есть сам Господь Бог, ибо он управляет всем.

Наши рекомендации