Чтение, аудирование, письмо, говорение как речевые умения

В основе чтения, аудирования, письма, говорения лежит умение выполнять эти виды речевой деятельности. Покажем модель речевого умения.

Схема 2

Чтение, аудирование, письмо, говорение как речевые умения - student2.ru

Как видно из схемы речевое умение иерархично по своей структуре.

Иерархия речевого умения представлена, прежде всего, двумя основными уровнями: операционным (навыковая основа) и мотивационно-мыслительным (собственно умение), в каждом из которых в результате процесса становления умения образуются подуровни.

Операционный уровень включает три подсистемы навыков: грамматическую, лексическую и произносительную (для говорения), графического изображения речевых единиц (для письма), перцептивную (для чтения и аудирования).

Любые речевые навыки, чтобы быть условиями речевой способности и функционировать как ее основа, должны обладать системой качеств. К ним относятся: автоматизированность, устойчивость, гибкость, относительная сложность, «сознательность» и др.

Автоматизированность является тем качеством, которое обеспечивает скорость, плавность, экономичность речевого действия (навыка), готовность его к включению и низкий уровень напряженности.

Однако мало автоматизировать действие, его надо еще сделать устойчивым, т.е. невосприимчивым ко всякого рода влияниям. Это означает, что нужно в какой-то мере предусмотреть случаи интерферирующего влияния родного языка или другого навыка на каждый данный речевой навык, выявить факторы, нарушающие устойчивость навыка, и постепенно провести навыковое действие через эти условия, прежде чем включать его в свободное «плавание», т.е. необходим этап совершенствования навыков.

Жизненно необходимым качеством речевого навыка является гибкость, ибо без него навык не способен к переносу, остается «вещью в себе». Гибкость можно рассматривать в двух планах:

а) как готовность включаться в новой ситуации;

б) как способность функционировать на основе нового речевого материала.

Первое есть результат многократного включения навыка в предшествующих ситуациях данного класса; второе – результат, приобретенный благодаря использованию в процессе формирования навыкового действия достаточного количества речевого материала.

Чрезвычайно важно заметить, что гибкость не придается навыку после выработки других качеств, а формируется в процессе создания автоматизированности и устойчивости.

Навык как действие характеризуется также относительной сложностью: он может состоять из более мелких элементарных действий, но и сам может быть включен в более сложный навык. Например, навык произнесения фонемы включается в навык произнесения лексической единицы и т.д. По мере совместного функционирования навыков в системе всего речевого умения их объем увеличивается. Несколько навыков объединяются в цепочку навыков, за счет чего увеличивается автоматическая пробежка, т.е. скорость (беглость чтения), аудирования, письма, говорения, ибо образуются особые внутрисистемные связи.

Наконец, несколько слов о сознательности. «Сознательность» есть свойство навыка, присущее ему благодаря осознанности процесса формирования навыка. Но в процессе функционирования «сознательность» как бы скрыта за автоматичностью действия. Поэтому слово «сознательность» и взято в кавычки. С.Л. Рубинштейн писал, что навык есть «единство автоматизма и сознательности».

Если навыки обладают всеми необходимыми качествами в комплексе, значит, они могут служить условиями выполнения деятельности.

Каждый из навыков как действие состоит из двух операций, находящихся в тесной взаимосвязи как внутри одного навыка, так и между разными типами навыков.

Схема 3 условно показывает это на примере навыков говорения. Навыки говорения составляют три подсистемы: грамматическую, лексическую и произносительную.

Схема 3

Навыки говорения

произносительный навык операция произнесения операция интонирования
грамматический навык операция выбора операция оформления
лексический навык операция вызова операция сочетания

Все рассмотренные типы навыков в совокупности составляют операционный уровень умения. Этот уровень не есть еще собственно умение, ибо оно не сводится по своим свойствам к простой сумме составляющих ее элементов. Оно всегда обладает своими качествами. Собственно речевое умение – это мотивационно-мыслительный уровень.

Речевое умение как самостоятельное явление обладает следующими качествами: целенаправленностью, самостоятельностью, динамичностью, продуктивностью, интегрированностью и иерархичностью. Целенаправленность, самостоятельность, продуктивность, иерархичность, были рассмотрены нами выше. Поясним оставшиеся качества речевого умения – динамичность и интегрированность.

Под динамичностью следует понимать способность речевого умения к переносу. В этом смысле динамичность умения сродни гибкости навыка. Но если гибкость навыка обеспечивает его перенос в аналогичную, подобную ситуацию, то динамичность обеспечивает обучающемуся его речевую деятельность в любой новой ситуации.

Под интегрированностьюследует понимать качество «спаянности» навыков. В речевом умении интегрируются: а) навыки разного типа; б) навыки разной степени и уровня автоматизированности, устойчивости, гибкости, сложности; в) автоматизируемые и неавтоматизируемые компоненты. Под последними подразумеваются: жизненный опыт, знания, эмоциональная сфера и т.п. Следовательно, можно сказать, что интеграция происходит и внутри уровней (операционного и мотивационно-мыслительного) и между ними. Поскольку речевое умение – новый качественный уровень, то, благодаря интеграции, умение периодически переходит на более высокие ступени, что переживается изучающим иностранный язык как неожиданная легкость в чтении, аудировании, письме, говорении.

Что касается мотивационно-мыслительного уровня, то, прежде всего, следует выделить подуровень собственно качеств умения, вырастающих на почве качеств навыков. Это определяет необходимость предварительного формирования навыков как основы умения на базе каждой дозы речевого материала. Затем, если идти «вверх», правомерно выделить отдельные, но взаимообусловленные сферы: эмоционально-волевую и интеллектуально-познавательную. Строго говоря, это сферы не речевого умения, а сферы человека как личности, но они теснейшим образом связаны с речевым умением. Это показывает обязательность их учета (учета индивидуальности) в обучении ВРД. Ведущая сфера, как бы стоящая над всеми другими, - мотивационная. Она питается от других сфер, образно говоря, как лампочка от батареек, но «свет мотивационной сферы» в свою очередь освещает все, что совершается на более низких уровнях. Это объясняет невозможность обучения вне мотивации.

Именно наличие в умении всех его качеств делает его способным к управлению речевой деятельностью. Таким образом, речевое умение есть способность управлять речевой деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения.

Мы рассмотрели структуру умения, лежащего в основе каждого из видов речевой деятельности. Рассмотрим далее чтение, аудирование, письмо и говорение как процесс.

Наши рекомендации